Стратегия экономического развития Казахстана 2030

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

После провозглашения в 1991 году независимости и принятия Декларации о государственном суверенитете Президентом Казахстана принята Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного независимого государства. Принятие этого документа определило главные характеристики строящегося общества как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти принципы были положены в основу Конституции страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РК 4
1.1 Основные характеристики экономического развития РК 4
1.2 Формирование и развитие внешнеэкономических связей Казахстана 8
2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
2.1 Значение и роль долгосрочной экономической стратегии 14
2.2 Основные положения стратегии Казахстан - 2030 17
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Стратегия экономического развития Казахстана 2030.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ

 
 

    После провозглашения в 1991 году независимости  и принятия Декларации о государственном  суверенитете Президентом Казахстана принята Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного независимого государства. Принятие этого документа определило главные характеристики строящегося общества как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти принципы были положены в основу Конституции страны.

    Правительством  разработаны и реализованы программы  институциональных преобразований, выхода из финансово-экономического кризиса  и обеспечения макроэкономической стабилизации. В результате реализации экономической части Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного, независимого государства сформированы и эффективно функционируют общегосударственные институты рыночной экономики, обеспечена либерализация экономики, образован и поступательно развивается частный сектор экономики. Налоговое, торговое и инвестиционное законодательство позволяют обеспечивать свободное продвижение товаров и капитала. Казахстан является одним из лидеров среди стран СНГ по привлечению иностранных инвестиций, а торговое законодательство не вызывает серьезных нареканий среди зарубежных партнеров.

    Стратегия «Казахстан - 2030» реализуется на основе целостной системы долго-, средне- и краткосрочных стратегических и индикативных планов социально-экономического развития. Такая практика применяется во многих странах, в том числе Японии, Малайзии, Индонезии, Южной Корее, Китае.

    Экономический рост в Республике Казахстан на среднесрочную  перспективу основывается на прогнозе развития мировой экономики, стран – главных торговых партнеров Казахстана и внутренних предпосылках, созданных в предыдущие годы. Правительство и Национальный Банк планируют направить свои действия на развитие внутренних факторов, позволяющих обеспечить экономический рост при стабильности важнейших макроэкономических показателей.

    Целью данной работы является анализ стратегии  экономического развития Казахстана до 2030 года.

    Задачи:

    - раскрыть общие положения экономики  Казахстана;

    - рассмотреть стратегию экономического развития Казахстана до 2030 г.

 

     1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РК

    1.1 Основные характеристики экономического развития РК

 

    Кредитный рейтинг 

    Республики  Казахстан "ВВ" - от Standart & Роог's ставит Республику практически в  один ряд с такими странами, как Россия и Румыния. Казахстан - первая Республика Средней Азии, получившая кредитный рейтинг, что обусловлено определенными экономическими достижениями страны, получением высоких доходов от экспорта газа и нефти, ростом иностранных инвестиций, выходом на международный рынок капиталов.  

    Валовой внешний долг

    Республики  Казахстан по состоянию на 1 января 1996 г. с учетом покупки ресурсов у  Международного валютного фонда  составил 3089,64 млн. долларов США, или  около 19% от ВВП.

    Центральным органом государственного регулирования рынка ценных бумаг в Республике Казахстан в соответствии с действующим законодательством является Национальная комиссия РК по ценным бумагам.

    На  фондовом рынке Казахстана появился новый вид рыночных финансовых инструментов - национальные сберегательные облигации, держателями которых могут быть любые юридические и физические лица. В 1996 г. Министерством финансов было размещено государственных ценных бумаг на общую сумму 30 846 947 412 тенге. Поступления средств от размещения европейских нот составили 200 млн. долларов.

    Вторичный рынок ценных бумаг пока не сложился и сводится к разовым спекулятивным  операциям на фондовой бирже.  

    Промышленность 

    В 1997—2002 гг. Правительство Республики передало во внешнее управление около 115 крупных предприятий базовых отраслей промышленности (цветной и черной металлургии, горнодобывающей и химической промышленности). В Республике на конец 2001 г. действовало 2684 предприятия с участием иностранного капитала. Основная масса этих предприятий расположена в г. Алматы (1662).

    Значительная  часть промышленных предприятий  имеет большую кредитную задолженность, в том числе и по заработной плате. Многие предприятия простаивают  или работают не в полном режиме. Низкое качество и отсутствие маркетинговых исследований не обеспечивают конкурентоспособности казахстанской продукции на внешнем рынке, а технологическая отсталость ведет к высоким издержкам производства.

    Сложившаяся структура промышленного производства Республики характеризуется несбалансированностью, преобладанием в ней производства средств производства по сравнению с выпуском предметов потребления. В промышленности удельный вес добывающего сектора составляет 28%. Выпуск продукции высокой степени готовности, в частности товаров народного потребления, весьма незначителен и базируется, в основном, на импортных материальных ресурсах.

    Удельный  вес занятости в промышленном секторе экономики составляет 16,6%.  

    Сельское  хозяйство 

    Сельское  хозяйство является основным звеном агропромышленного комплекса Казахстана, где производится 60% совокупной валовой продукции и сосредоточено около 80 % основных производственных фондов агропромышленного комплекса Республики. Объем валовой продукции сельского хозяйства за январь - июнь 1997 г. составил 58,2 млрд. тенге. За июнь 1997 г. получено сельскохозяйственной продукции на сумму 14,1 млрд. тенге. По состоянию на 1 июня 1997 г. в Республике действует более 50 тыс. фермерских хозяйств, около 8 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, 500 акционерных обществ и 53 колхоза.

    Сельское  хозяйство - крупная отрасль материальной сферы производства, которая подразделяется на две отрасли - растениеводство  и животноводство.  

    Финансы и кредит

    Институциональную основу денежно-кредитного сектора  составляет двухуровневая банковская система, состоящая из Национального Банка и коммерческих банков. Организационная реформа банковской системы до сегодняшнего времени полностью не завершена. В настоящее время банковская система ориентирована на организацию работ по укрупнению существующих банков, повышению уровня ликвидности банков и переход на международные стандарты управления.

    В Республике успешно работают совместные и иностранные банки из таких  стран, как США. Турция, Китай, Голландия  и др. В целом к началу сентября 1997 г. в Казахстане зарегистрированы и действуют 98 банков второго уровня. Из них межгосударственных - 1, государственных - 6, с иностранным участием - 19.

    Согласно  данным Национального Банка официальная  ставка рефинансирования с сентября 1997 г. установлена на уровне 19,5%. Вклады физических и депозиты юридических лиц на этот же период в банках второго уровня составили 83,5 млрд. тенге. Удельный вес стандартных кредитов в общем портфеле банков составил 59%, сомнительных кредитов - 23,8%, убыточных кредитов - 17,2%.

    Национальный  Банк совместно с Правительством определяет денежно-кредитную политику государства. Основной целью монетарной политики Национального банка является обеспечение создания благополучного бизнес-климата для экономических  агентов и стимулирование инвестиционной активности через денежно-кредитные механизмы. Кредит банкам в 1997 г. составил 12 млрд. тенге.  

    Транспорт и связь 

    Большая протяженность территории с севера на юг и с востока на запад, срединное  континентальное положение, отсутствие самостоятельного выхода государства к мировому океану, характер производимой продукции, требующей перемещения на большие расстояния (уголь, железная руда, нефтепродукты, продукция металлургической промышленности и сельского хозяйства), транспортно-географическое положение Казахстана, через который идут мощные потоки транзитных грузов - все это требует интенсивного развития железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспорта.

    В первом квартале 1997 г. грузопоток в  Республике составил 224,3 млн. тонн.

    Железнодорожный транспорт является основным видом  транспорта Казахстана, выполняющим 80-90 % грузооборота всех видов транспорта общего пользования. По эксплуатационной длине железных дорог Республика занимает 3-е место в СНГ после  России и Украины. Однако густота железных дорог на территории Казахстана довольно низкая и не удовлетворяет потребности Республики.

    Автомобильный транспорт по народнохозяйственной значимости занимает второе место после  железнодорожного. Роль автотранспорта неоценима для развития межобластных и внутриреспубликанских перевозок. Общая протяженность дорог Казахстана составляет 87,7тыс. км (из них 11,8 тыс. км имеют статус международных). На территории Республики действуют 3158 мостов.

    В Республике мало благоустроенных дорог. Среди дорог с твердым покрытием большое народнохозяйственное значение имеют: Атырау-Уральск и Актау-Жетыбай-Узень в Западном Казахстане; Караганда- Астана, Алматы-Караганда, Жезказган в Центральном Казахстане; Лениногорск-Алматы-Шымкент в Восточном и Южном Казахстане и др. Основная часть дорог с твердым покрытием приходится на долю Северного и Южного Казахстана (63%). Плохо обеспечены дорогами с твердым покрытием восточная, Центральная и Западная части Республики.

    Трубопроводный  транспорт по объему грузооборота, начиная с 1993 г., вышел на второе место после железнодорожного и автомобильного транспорта. Наиболее крупные нефтепроводы; Томск-Павлодар-Шымкент протяженностью более 200 км; Узень-Атырау-Самара - 1500 км; Узень-Жетыбай-Актау - 141 км и др.  

    Малый и средний бизнес

    В сфере малого и среднего бизнеса  Казахстан имеет огромный неиспользованный потенциал роста занятости. Занятость  в сфере малого и среднего бизнеса  достигла 3,5%. К 2000 г. прогнозируется ее рост до 9 - 12% от общей численности  трудоспособного населения. В настоящий момент вклад малого и среднего бизнеса в экономику Казахстана очень незначителен. Недостаточная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства привела к его концентрации, в основном, в индустриальных регионах. Главными сферами развития малого и среднего предпринимательства в Республике являются торговля и услуги (38% от общего количества малых предприятий).  

    Внешняя политика Республики Казахстан 

    Независимость Республики Казахстан признана 113 государствами  мира, со 105-ю из них установлены дипломатические отношения. Республика стала членом ООН, СБСЕ, Международного и Европейского банков реконструкции и развития, Международного валютного фонда.

    Заключив  в мае 1992 г. оборонительный договор  с пятью партнерами по СНГ и получив соответствующие гарантии безопасности со стороны США, НАТО, Западно-Европейского Союза (ЗЕС) и других международных институтов, Казахстан стал членом Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). В1992г.в Лиссабоне состоялась встреча пяти государств - Казахстана, России. Беларуси, Украины и США, которые подписали Протокол, уточняющий сферу ответственности этих стран за реализацию положений Договора ОСНВ-1. 13 декабря 1993г., согласно Постановлению Правительства, Казахстан присоединился к "Договору о нераспространении ядерного оружия" в качестве неядерного государства.

    Важное  значение во внешнеполитической деятельности Казахстана отводится взаимоотношениям с Россией. Основу этих отношений  составляет Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, ратифицированный 2 июля 1992 г.

    В январе 1995 г. Республика Казахстан присоединилась к учрежденному ранее Таможенному  союзу между Россией и Республикой  Беларусь.

    Важное место во внешней политике Казахстана отводится взаимоотношениям с государствами Средней Азии. В целях углубления интеграционных процессов в Центральноазиатском регионе в январе 1994 г. был подписан Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан, к которому позже присоединился Кыргызстан.

Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана 2030