Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
После провозглашения в 1991 году независимости и принятия Декларации о государственном суверенитете Президентом Казахстана принята Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного независимого государства. Принятие этого документа определило главные характеристики строящегося общества как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти принципы были положены в основу Конституции страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РК 4
1.1 Основные характеристики экономического развития РК 4
1.2 Формирование и развитие внешнеэкономических связей Казахстана 8
2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
2.1 Значение и роль долгосрочной экономической стратегии 14
2.2 Основные положения стратегии Казахстан - 2030 17
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Для каждого из этих долгосрочных приоритетов мы должны разработать и последовательно реализовывать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех, а затем пятилетних планах.
Эти
долгосрочные приоритеты должны служить
для концентрации усилий государства
и наших граждан, стать основой
критериев при формировании бюджета
страны и кадровой политики.
1. Национальная безопасность
Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности. Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам. Будущие поколения нам могут простить те доставшиеся им тяготы, невзгоды и проблемы, которые наше поколение не смогло преодолеть. Но нам не будет прощения, если мы утратим государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, своими землями и ресурсами. Безусловно, данная логика видения перспективы должна быть перманентной во времени при любых внутренних и внешних обстоятельствах для стратегического курса казахстанской политики на долгосрочный период. Это является первым стратегическим приоритетом развития Казахстана до 2030 года.
Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития. Ретроспективный взгляд на зарождение и развитие государства наших предков наглядно подтверждает тот факт, что они вели исторически трудную и жестокую борьбу во имя потомков для сохранения своей государственности. И необходимость постоянного поиска решения данной стратегической задачи требует от нас взвешенной и адекватной оценки складывающейся ситуации в паритете геостратегических сил и тенденций их изменения.
Мы
понимаем, что все возможные потенциальные
угрозы национальной безопасности Казахстана
настоящего времени и ближайшего будущего
не имеют и не будут иметь характера прямого
военного вторжения и угрозы территориальной
целостности государства. Совершенно
ясно, что ни Россия, ни Китай, ни Запад
и мусульманские страны не имеют побудительных
мотивов для нападения на нас. И эта относительно
предсказуемая дистанция спокойствия
и стабильности должна быть использована
для эффективного укрепления экономического
потенциала Казахстана, на основе которого
мы можем построить надежную систему национальной
безопасности.
2.
Внутриполитическая
Мир с соседями представляет задачу первостепенной важности, однако она не будет решена, если страну станут раздирать внутренние противоречия. Если различные группировки, независимо от того, что их объединяет - политическая идеология, религиозные, этнические или классовые интересы, - находятся в состоянии противодействия, это приведет к опасной ситуации, при которой народ будет отвлекаться от цели-достижения общего блага и реализации своих национальных интересов.
Наша стратегия для выполнения этого конституирующего общество приоритета имеет следующие компоненты:
Внутриполитическая
стабильность и развитие будут опираться
на все три класса: богатый, средний и бедный.
Они все нужны обществу, но, конечно, в
нормальных цивилизованных пропорциях.
Поляризация получила яркое выражение
в отношениях между городом и селом. Здесь
идет глобальный процесс расслоения, и
при этом разрыв постоянно возрастает.
Село в ближайшее десятилетие должно стать
приоритетной сферой с точки зрения придания
дополнительных импульсов рыночным преобразованиям
и акцентированного решения социальных
проблем, инфраструктуры.
3. Экономический рост
Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций. Она строится на 10 основных принципах:
Ограниченное вмешательство государства в экономику при его активной роли. Успех экономических реформ и их торможение на отдельных участках требуют переосмысления роли государства.
Власть в центре и на местах должна прекратить все виды вмешательства в экономику, заниматься посевными работами, уборкой урожая и др. Государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в котором первую скрипку играет частный сектор. Имеется в виду завершение создания правовой и нормативной базы, обеспечивающей оформление прав собственности, создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования) поддержание фискальной и монетарной политики, развитие сети социальной защиты, обеспечение развития необходимой инфраструктуры, образования, здравоохранения и создание сильной экологической политики.
Но там, где рынки пока слабы и неразвиты, где рыночное пространство загромождено обломками административной системы, там государство должно вмешаться, дабы развить рынок и расчистить это пространство. Пока сама экономика находится в транзитной стадии неустойчивого развития, регулирующая роль государства и его вмешательство должны быть адекватны.
Мы
должны на порядок повысить эффективность
и качество государственного управления,
помогать, стимулировать и дополнять
активность частного сектора и национального
капитала, чтобы соответствовать новой
мировой экономической парадигме.
В то же время государство само должно
стать гарантом свободной экономики. Его
задача - установить рыночные правила
и затем обеспечить их соблюдение, действуя
справедливо и беспристрастно.
Построение
открытой экономики и свободной
торговли диктуется нашим положением
связующего звена между многочисленными
крупными рынками. Такая политика связывает
страны и континенты гораздо быстрее,
чем попытки замкнуться и изолировать
свои рынки.
4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана
Экономический
рост сам по себе не сможет гарантировать
благополучия наших граждан. Не сложно
представить себе процветающую экономику,
при которой люди из года в год
становятся все более больными в результате
неправильного подхода к своему здоровью
и загрязненной Окружающей среды. По мере
того, как мы строим свое общество, необходимо
применять нарастающие усилия в том, чтобы
наши граждане были здоровыми на протяжении
всей своей жизни, и их окружала здоровая
природная среда. Наша стратегия в реализации
этой цели состоит из следующих компонентов:
Предотвращение заболеваний и стимулирование
здорового образа жизни. Мировой опыт
показывает, что важнейший фактор, влияющий
на здоровье населения страны, - это шаги
государства по предотвращению заболеваний,
с одной стороны, и стимулирование здорового
образа жизни, с другой. Предотвращение
заболеваний подразумевает использование
чистой воды и здоровой пищи, наличие очистительных
систем, сокращение объектов, загрязняющих
окружающую среду и наносящих экологический
вред, аналогичные меры по снижению других
факторов риска.
Стимулирование же здорового образа жизни
направлено на то, чтобы каждый из нас
занимался физическими упражнениями,
правильно питался, соблюдал меры гигиены
и санитарии, исключая из употребления
наркотики, сигареты, алкоголь и т. п.
Наша
стратегия по борьбе с болезнями
и укреплению здоровья в условиях
отсутствия достаточных средств
начнется с подготовки наших граждан
к ведению здорового образа жизни.
Должна быть развернута наступательная
информационная кампания в пользу здорового
образа жизни и правильного питания, правил
гигиены и санитарии. Она должна включать:
Борьбу с наркоманией и наркобизнесом.
Следует ужесточить наказания за ввоз
и распространение наркотиков, развернуть
дискуссию в обществе - вводить ли смертную
казнь по этому поводу, как это сделано
в ряде стран, в том числе в Малайзии и
Сингапуре. Наркотики - это особенная и
губительная сфера, и большой вопрос, насколько
здесь применимы принципы гуманизма. На
одной чаше весов - жизнь человека, который
их ввозит и распространяет, а на другой
- загубленные с его "помощью" жизни
потребителей наркотиков.
Сокращение потребления алкоголя и табака.
Отрицательное влияние алкоголя и курения
на здоровье человека уже аксиома. Международный
опыт предлагает несколько уроков проведения
государственной политики в этой области,
начиная с введения налогов на алкоголь
и табачные изделия, а также специального
налога на лечение от алкоголизма. Нам
следует проводить постепенную политику
в этом вопросе. Здесь необходимо тщательно
все взвесить и несколько раз просчитать,
чтобы не получить обратных результатов
в виде потока контрабанды и роста преступности.
На первых порах надо окончательно и повсеместно
запретить рекламу алкоголя и табака.
Курение должно постепенно вытесняться
из общественных мест: продуманно и без
перегибов. И начинать надо с государственных
зданий и учреждений, что будет примером
для остальных.
Сегодня плохая экологическая обстановка является причиной 20% смертей, а в некоторых регионах ситуация еще хуже. Треть наших соотечественников используют некачественную питьевую воду. К плохим демографическим последствиям приводит также неполноценное и неправильное питание.
Нужно
поставить мощный и эшелонированный заслон
для поставщиков и производителей некачественных
пищевых продуктов, всех, кто загрязняет
природную среду.
5. Энергетические ресурсы
Казахстан обладает огромными запасами природных и особенно энергетических ресурсов. На территории нашей страны есть месторождения нефти и газа, которые выводят нас в первую десятку нефтяных стран. В Казахстане также есть крупные запасы угля, урана, золота и других ценных минералов. У нас большой потенциал использования солнечной и ветровой энергии.
Несмотря на это, мы не можем обеспечить наши внутренние потребности на протяжении уже ряда лет. Это следствие системы распределения, которая была создана в советский период, а также отсутствия у нас необходимой инфраструктуры.
Аналогичным образом, отсутствие необходимых коммуникаций для экспорта нефти и газа на международные рынки резко уменьшает нашу возможность получать большие средства для реализации наших планов развития.
Мы
должны иметь строгий контроль за
своими стратегическими ресурсами,
жить экономно и по-хозяйски использовать
средства, откладывая часть из них для
наших будущих поколений.
6. Инфраструктура, транспорт и связь
Транспортные потоки с востока на запад и наоборот исторически пролегали по территории нашей страны и их интенсивность на сегодняшний день не спадает. Задача Казахстана заключается в обеспечении конкурентоспособности отечественного транспортно-коммуникационного комплекса на мировом рынке и увеличении торговых потоков через нашу территорию.
Отрасль
в определенном отношении достаточно
развита и в долгосрочной перспективе
должна следовать стратегии концентрированного
роста, заключающейся в диверсификации
национального и поиске новых рынков,
способных воспользоваться нашими транспортными
и коммуникационными услугами. Данная
стратегия будет способствовать все большему
развитию автомобилестроения, туризма.
системы сервиса, дорожного и капитального
строительства и снижению транспортной
составляющей в себестоимости отечественной
продукции.
7. Профессиональное государство
Реорганизация и совершенствование госаппарата уже начались, но этому процессу надо придать более энергичный импульс. Вот почему с начала этого года я приступил к реализации стратегии коренного реформирования нашего Правительства и его персонального состава. На центральном и региональном уровнях Правительство сокращается и этот процесс будет продолжаться.
Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать Правительство, способное реализовать приоритетные цели; построить государство, стоящее на страже национальных интересов.
В
эпоху советской командной
Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана 2030