Стратегия экономического развития Казахстана 2030

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

После провозглашения в 1991 году независимости и принятия Декларации о государственном суверенитете Президентом Казахстана принята Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного независимого государства. Принятие этого документа определило главные характеристики строящегося общества как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти принципы были положены в основу Конституции страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РК 4
1.1 Основные характеристики экономического развития РК 4
1.2 Формирование и развитие внешнеэкономических связей Казахстана 8
2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
2.1 Значение и роль долгосрочной экономической стратегии 14
2.2 Основные положения стратегии Казахстан - 2030 17
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Стратегия экономического развития Казахстана 2030.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

    К настоящему времени остро встал вопрос о том, что государственное управление сложными системными преобразованиями общества и экономики само должно стать системным. Конечно, добиться этого можно лишь поэтапно, но только в том случае, если предварительно выработать согласованный и последовательный план долгосрочного реформирования функций государства. Семь основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы Правительство и местная власть, заключаются в следующем:

  1. Компактное и профессиональное Правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций.
  2. Работа по программам действий на основе стратегий.
  3. Четко налаженная межведомственная координация.
  4. Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью.
  5. Децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор.
  6. Решительная и беспощадная борьба с коррупцией.
  7. Улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров.

    Профессионализм, патриотичность, способность ставить долгосрочные задачи, умение и воля решать их в новых условиях - главные критерии отбора и продвижения кадров. В республике уже заложены основы профессиональной государственной службы. Необходимо создать общегосударственную систему управления кадрами с мощной и эффективной подготовкой в стране и за ее пределами, со справедливым порядком продвижения по служебной лестнице, с единой информационной системой, с гарантированной системой социальной защиты, с бережным отношением к основополагающему ресурсу управления - человеческому капиталу. Вместе с тем, эта государственная система должна обладать способностью отсева неумелых и неквалифицированных работников. Каждый работник должен на деле и регулярно доказывать свою полезность и необходимость.5

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА

 
 

    Казахстан, как и все государства постсоветского периода, в преддверии ХХ1 века закладывает  основы политической и экономической  независимости как субъект международного права. Исходя из объективных и субъективных факторов исторического развития новых независимых государств, Казахстан выбрал модель открытого общества для более эффектив.0ного вхождения в мировой рынок. Исторический выбор Казахстана усложнен тем, что идут два противоречащих друг другу процесса: становление независимой государственности в условиях распада единого экономического и политического пространства бывшего Союза и формирование рыночных методов ведения хозяйства. Эти процессы можно охарактеризовать как разновекторные явления, несовпадающие по времени и по темпам развития. Эти процессы на пространстве бывшего СССР выпадают из общих тенденций развития стран Запада и развивающегося мира.

    В целом, вторая половина ХХ века в мировой  истории характеризуется интеграционными процессами в политической и экономической, в т.ч. информационной сферах общественного развития. Несмотря на противоречия развития межгосударственного союза, региональные центры мировых рынков стремительно интегрируются, происходит ломка национальных ограничений, формируется динамичный мировой рынок. Идет процесс глобализации экономических, социальных и политических процессов в направлении укрепления демократических и обще-гуманистических принципов. Происходит ломка и крушение человеконенавистной психологии не только в отдельно взятой стране, но и в рамках общемирового масштаба.

    В таких условиях крушение СССР можно  оценить по-разному. Положительно то, что нации и народы, находившиеся в тоталитарной системе, обрели наконец  свою независимость, и идет процесс национального возрождения. С другой стороны, отрицательное влияние разрушения единого экономического и социально- этнического пространства сказывается в сознании и жизнедеятельности всех народов бывшего Союза, в т.ч. русского народа. Как отмечает Президент РК Н.А.Назарбаев: "Осуществление экономических реформ, распад СССР и вхождение казахстанской экономики в систему мировых экономических отношений объективно не могли не казаться на существенном снижении объемов производства, и как следствие – ухудшение социальной ситуации.6

    Как бы то ни было, объективный ход истории  вернул народы бывшего Союза и  Восточного блока (в т.ч. Китая) на столбовую  дорогу цивилизации. В этом смысле возрождение  принципов рыночной экономики в  постсоветской истории характеризуется как трансформация административно-экономической системы. Альтернативы рыночной экономике не существует. Иное дело темпы преобразования и выбор ведущего звена, как и последовательности политических, социальных и экономических реформ. Именно здесь находится центр разногласий, суть дискуссий и различие позиций общественных движений и партий во всех странах ННГ, как и Казахстана.

    Таким образом, мы видим два разных явления: интегрирующийся мир и распадающееся  на части постсоветское пространство. В последнем идет объективный процесс поиска естественных союзников в ближнем и дальнем зарубежье для вхождения в мировой рынок как равноправных партнеров. На этом этапе пути необходимо преодолевать глубокие противоречия и находить взаимные интересы и точки соприкосновения. В таких сложных условиях возможны тактические и стратегические просчеты, поиск альтернативных путей развития как интегрированной части мирового рынка.

    В Стратегии развития Казахстана до 2030 г. четко написано, что трудные  условия, в которых мы находимся, сегодня не должны лишать нас энергии и надежды. Ясное понимание наших перспектив, честное разъяснение трудностей и опасностей на нашем пути помогут мобилизовать всех граждан на решение этой общей задачи. 7

    С 1999 года экономика Казахстана находится на этапе развития, который характеризуется достижением относительно устойчивой макроэкономической стабилизации и высокими темпами роста. За 1999 - 2002 годы рост совокупного валового внутреннего продукта республики составил 40,1 %, промышленного производства - 48,2 %, продукции сельского хозяйства - 47,7 %, строительства - 87,1 %. С 1993 по 2002 год валовой объем прямых иностранных инвестиций в республику превысил 21 млрд. долл. США.

    За  последние годы уровень инфляции значительно сократился: с 17,8 % в 1999 году до 6,6 % в 2002 году. Ставка рефинансирования является одной из самых низких среди стран СНГ (7 %).

    Уровень монетизации экономики увеличился с 13,6 % на конец 1999 года до 20,4 % на конец 2002 года. При этом с начала 2000 года депозиты населения (с учетом нерезидентов) увеличились в 5,2 раза до 286,9 млрд. тенге, а объем кредитов банков экономике вырос в 5 раз до 770,2 млрд. тенге. 
Международные резервы Национального Банка и средства Национального фонда страны к июню 2003 года возросли до 7 млрд. долл. США. 
Европейский Экономический Союз и Конгресс США признали Казахстан страной с рыночной экономикой. В сентябре 2002 года одним из ведущих международных рейтинговых агентств "Moody's Investors Service" Казахстану был присвоен кредитный рейтинг Ваа3, относящийся к категории инвестиционных. В мае 2003 года агентство "Standard & Poor's Rating Services" повысило долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте Республики Казахстан с "ВВ" до "ВВ+" и кредитные рейтинги по обязательствам в национальной валюте с "ВВ+/Позитивный/В" до "ВВВ-/Стабильный/А-3", что отражает устойчивое укрепление потенциальных возможностей казахстанской экономики.

    Среднедушевые номинальные денежные доходы населения  в 2002 году по сравнению с 2001 годом  увеличились на 13,7 % и составили 100 тыс. тенге. Реальные денежные доходы за этот период возросли на 7,4 %. Среднемесячная реальная заработная плата в 2002 году возросла по сравнению с 2001 годом на 10,1 %. Реальный рост среднемесячной пенсии составил 11,4 %, государственных социальных пособий - 6 %.

    Основными факторами, позитивно сказавшимися на повышении экономической активности в 1999 - 2002 годах, были: устойчивая политическая обстановка в республике; благоприятная  конъюнктура на отдельных товарных рынках; развитие предпринимательства; повышение внутреннего спроса в результате улучшения уровня жизни населения; благоприятный инвестиционный климат; политика импортозамещения с одновременным формированием экспортоориентированных производств; высокий темп развития в странах СНГ.

    В настоящее время макроэкономическая ситуация в стране остается стабильной. Производство валового внутреннего  продукта за первое полугодие 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по оценке возрастет  на 10,4 %. Объем производства в промышленности за январь - июнь текущего года увеличился на 9,6 %, сельском хозяйстве - на 5,2 %, инвестиции в основной капитал - на 12,9 %, перевозки грузов всеми видами транспорта - на 9,6 %, услуги связи - на 23,6 %. 
Индекс потребительских цен в июне 2003 года по сравнению с декабрем 2002 года составил 102,3 %.

    В январе - мае 2003 года, по данным Агентства  Республики Казахстан по статистике, экспорт составил 4954,2 млн.долл.США (рост на 46 % по сравнению с аналогичным  периодом 2002 года), импорт - 3071,1 млн. долл. США (увеличение на 23 %).

    Рост  номинальной заработной платы в  первом полугодии 2003 года составил 113,7 %, реальная заработная плата увеличилась  на 6,4 %. Реальные денежные доходы населения  с начала года возросли на 5,4 %. 
В экономике республики в июне текущего года было занято 6,9 млн. человек, уровень безработицы составил 8,5 %.

    Общеизвестно, что стратегические цели развития общества состоят из множества тактических  переходов динамического развития. В этом смысле общество всегда находится в переходном состоянии взаимодействия социальных интересов общественных групп, личностей. В начальном периоде независимости Казахстана естественно преобладал романтизм рынка, этакое поверье скорого решения равноуровневых задач политического и экономического преобразования общества. Только с течением определенного времени на основе собственного опыта переустройства общественных отношений Казахстана происходит теоретическое осмысление пройденного и поиск путей стратегических целей развития на основе мирового опыта. Но, к сожалению, в истории не существуют теории и концепции, освещающие пути перехода от тоталитарной системы к рыночной экономике в наших условиях.

    Опыт  реформирования стран ННГ убедительно  показал миру и всем нам, что на основе теоретических постулатов монетаризма и неоклассической, как и неолиберальной, школы нам не построить цивилизованные рыночные отношения. Цена здесь очень высока судьбы миллионов людей и будущее государства Казахстан.

    Кризис  в АТР и Латинской Америке, еще ранее появившиеся тенденции снижения уровня промышленного развития стран Африки и некоторых регионов показывают несостоятельность теоретических постулатов различных школ экономического роста западного мира. В различных регионах мира усиливаются межнациональные противоречия, растет напряженность между развитыми и развивающимися регионами. Эти же явления обнаруживаются и на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что удалось сохранить межнациональное согласие, только за последние восемь лет в нашей стране более чем вдвое сократился уровень производства и растет темп отставания промышленного развития по сравнению с другими странами.

    Богатым источником опыта рыночных реформ является Китай. С 1978 по 1998 гг. в Китае проведены  глубокие реформы экономической  сферы, успехи и проблемы которой общеизвестны. Нам важно определить концепцию реформирования экономики Казахстана на основе Стратегии развития до 2030 года с учетом определяющих тенденций мирового развития, по- строить национальную модель трансформации государственно-тоталитарной системы в цивилизованную рыночную экономику с сильными демократическими институтами и рациональной социальной защитой беднейших слоев населения.

    В связи с этим, необходимо критическое  осмысление опыта мирового развития и собственной истории. И на этой основе разработать теорию и методологию переходного периода постсоветских республик на основе достигнутых уровней развития производительных сил и материально-технической базы общества.8 В этой связи нам важно провести всесторонний анализ экономической истории развития Германии, Японии, Азиатских тигров, некоторых стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. На основе комплексного изучения политических, социально-экономических процессов реформирования этих стран необходимо выработать общие концептуальные основы соотношения политики, экономики и культуры, т.е. идеологических основ реформирования общества. Важно углубить методологию анализа закономерностей экономической трансформации общественных систем.

    Стратегические  цели реализуются не только с разработкой теоретических концепций, научного обоснования прогноза вектора развития будущего, но и реальной постановкой конкретных задач последовательно осуществляемых периодов и этапов. Эти задачи конкретно определены Стратегией развития Казахстана до 2030 г. в важнейших семи направлениях приоритетного развития Казахстана.

    С этой точки зрения, задача перехода к рыночной экономике, или формирование смешанной экономики, не важно какая  терминология, представляется со многими  неизвестными. Речь идет о том, что общество, в котором мы жили до 1991 года, уже разрушено в той или иной степени. Другое дело, рыночные преобразования восьми лет в Казахстане (как и др. стран ННГ) создали нечто другое, во многом не совпадающее первоначально задуманной траектории развития, в основе которого лежат объективные и субъективные факторы внутреннего и внешнего развития Казахстана. Усложнение социально-экономического положения ННГ, в том числе Казахстана, общеизвестно: распад экономического пространства; недостатки концепций регулирования; также определенное влияние мирового развития – усугубляющийся экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами, особенно в сфере технологии и информационных систем. Все это определяют новые требования к разработке экономической стратегии Казахстана на рубеже ХХI века и обновление многих компонентов экономической политики и условий. Кризис АТР и ее влияние на центры (регионы) мирового рынка, кризис нефтяной и сырье вой промышленности в конечном итоге отражается и на странах постсоветского пространства. Собственно, будут изменяться и тактика, и стратегия реформирования экономики Казахстана. Немаловажное значение имеют и будушие контуры новейшей технологии постиндустриального периода высокоразвитых стран, как и изменения в системе отношений собственности (управления) и труда.

Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана 2030