Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
После провозглашения в 1991 году независимости и принятия Декларации о государственном суверенитете Президентом Казахстана принята Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного независимого государства. Принятие этого документа определило главные характеристики строящегося общества как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти принципы были положены в основу Конституции страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РК 4
1.1 Основные характеристики экономического развития РК 4
1.2 Формирование и развитие внешнеэкономических связей Казахстана 8
2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
2.1 Значение и роль долгосрочной экономической стратегии 14
2.2 Основные положения стратегии Казахстан - 2030 17
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
К настоящему времени остро встал вопрос о том, что государственное управление сложными системными преобразованиями общества и экономики само должно стать системным. Конечно, добиться этого можно лишь поэтапно, но только в том случае, если предварительно выработать согласованный и последовательный план долгосрочного реформирования функций государства. Семь основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы Правительство и местная власть, заключаются в следующем:
Профессионализм, патриотичность, способность ставить долгосрочные задачи, умение и воля решать их в новых условиях - главные критерии отбора и продвижения кадров. В республике уже заложены основы профессиональной государственной службы. Необходимо создать общегосударственную систему управления кадрами с мощной и эффективной подготовкой в стране и за ее пределами, со справедливым порядком продвижения по служебной лестнице, с единой информационной системой, с гарантированной системой социальной защиты, с бережным отношением к основополагающему ресурсу управления - человеческому капиталу. Вместе с тем, эта государственная система должна обладать способностью отсева неумелых и неквалифицированных работников. Каждый работник должен на деле и регулярно доказывать свою полезность и необходимость.5
Казахстан,
как и все государства
В целом, вторая половина ХХ века в мировой истории характеризуется интеграционными процессами в политической и экономической, в т.ч. информационной сферах общественного развития. Несмотря на противоречия развития межгосударственного союза, региональные центры мировых рынков стремительно интегрируются, происходит ломка национальных ограничений, формируется динамичный мировой рынок. Идет процесс глобализации экономических, социальных и политических процессов в направлении укрепления демократических и обще-гуманистических принципов. Происходит ломка и крушение человеконенавистной психологии не только в отдельно взятой стране, но и в рамках общемирового масштаба.
В таких условиях крушение СССР можно оценить по-разному. Положительно то, что нации и народы, находившиеся в тоталитарной системе, обрели наконец свою независимость, и идет процесс национального возрождения. С другой стороны, отрицательное влияние разрушения единого экономического и социально- этнического пространства сказывается в сознании и жизнедеятельности всех народов бывшего Союза, в т.ч. русского народа. Как отмечает Президент РК Н.А.Назарбаев: "Осуществление экономических реформ, распад СССР и вхождение казахстанской экономики в систему мировых экономических отношений объективно не могли не казаться на существенном снижении объемов производства, и как следствие – ухудшение социальной ситуации.6
Как
бы то ни было, объективный ход истории
вернул народы бывшего Союза и
Восточного блока (в т.ч. Китая) на столбовую
дорогу цивилизации. В этом смысле возрождение
принципов рыночной экономики в
постсоветской истории
Таким
образом, мы видим два разных явления:
интегрирующийся мир и
В Стратегии развития Казахстана до 2030 г. четко написано, что трудные условия, в которых мы находимся, сегодня не должны лишать нас энергии и надежды. Ясное понимание наших перспектив, честное разъяснение трудностей и опасностей на нашем пути помогут мобилизовать всех граждан на решение этой общей задачи. 7
С 1999 года экономика Казахстана находится на этапе развития, который характеризуется достижением относительно устойчивой макроэкономической стабилизации и высокими темпами роста. За 1999 - 2002 годы рост совокупного валового внутреннего продукта республики составил 40,1 %, промышленного производства - 48,2 %, продукции сельского хозяйства - 47,7 %, строительства - 87,1 %. С 1993 по 2002 год валовой объем прямых иностранных инвестиций в республику превысил 21 млрд. долл. США.
За последние годы уровень инфляции значительно сократился: с 17,8 % в 1999 году до 6,6 % в 2002 году. Ставка рефинансирования является одной из самых низких среди стран СНГ (7 %).
Уровень
монетизации экономики
Международные резервы Национального
Банка и средства Национального фонда
страны к июню 2003 года возросли до 7 млрд.
долл. США.
Европейский Экономический Союз и Конгресс
США признали Казахстан страной с рыночной
экономикой. В сентябре 2002 года одним из
ведущих международных рейтинговых агентств
"Moody's Investors Service" Казахстану был присвоен
кредитный рейтинг Ваа3, относящийся к
категории инвестиционных. В мае 2003 года
агентство "Standard & Poor's Rating Services"
повысило долгосрочные кредитные рейтинги
по обязательствам в иностранной валюте
Республики Казахстан с "ВВ" до "ВВ+"
и кредитные рейтинги по обязательствам
в национальной валюте с "ВВ+/Позитивный/В"
до "ВВВ-/Стабильный/А-3", что отражает
устойчивое укрепление потенциальных
возможностей казахстанской экономики.
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличились на 13,7 % и составили 100 тыс. тенге. Реальные денежные доходы за этот период возросли на 7,4 %. Среднемесячная реальная заработная плата в 2002 году возросла по сравнению с 2001 годом на 10,1 %. Реальный рост среднемесячной пенсии составил 11,4 %, государственных социальных пособий - 6 %.
Основными
факторами, позитивно сказавшимися
на повышении экономической
В
настоящее время
Индекс потребительских цен в июне 2003
года по сравнению с декабрем 2002 года составил
102,3 %.
В январе - мае 2003 года, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, экспорт составил 4954,2 млн.долл.США (рост на 46 % по сравнению с аналогичным периодом 2002 года), импорт - 3071,1 млн. долл. США (увеличение на 23 %).
Рост
номинальной заработной платы в
первом полугодии 2003 года составил 113,7
%, реальная заработная плата увеличилась
на 6,4 %. Реальные денежные доходы населения
с начала года возросли на 5,4 %.
В экономике республики в июне текущего
года было занято 6,9 млн. человек, уровень
безработицы составил 8,5 %.
Общеизвестно,
что стратегические цели развития общества
состоят из множества тактических
переходов динамического
Опыт реформирования стран ННГ убедительно показал миру и всем нам, что на основе теоретических постулатов монетаризма и неоклассической, как и неолиберальной, школы нам не построить цивилизованные рыночные отношения. Цена здесь очень высока судьбы миллионов людей и будущее государства Казахстан.
Кризис в АТР и Латинской Америке, еще ранее появившиеся тенденции снижения уровня промышленного развития стран Африки и некоторых регионов показывают несостоятельность теоретических постулатов различных школ экономического роста западного мира. В различных регионах мира усиливаются межнациональные противоречия, растет напряженность между развитыми и развивающимися регионами. Эти же явления обнаруживаются и на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что удалось сохранить межнациональное согласие, только за последние восемь лет в нашей стране более чем вдвое сократился уровень производства и растет темп отставания промышленного развития по сравнению с другими странами.
Богатым источником опыта рыночных реформ является Китай. С 1978 по 1998 гг. в Китае проведены глубокие реформы экономической сферы, успехи и проблемы которой общеизвестны. Нам важно определить концепцию реформирования экономики Казахстана на основе Стратегии развития до 2030 года с учетом определяющих тенденций мирового развития, по- строить национальную модель трансформации государственно-тоталитарной системы в цивилизованную рыночную экономику с сильными демократическими институтами и рациональной социальной защитой беднейших слоев населения.
В связи с этим, необходимо критическое осмысление опыта мирового развития и собственной истории. И на этой основе разработать теорию и методологию переходного периода постсоветских республик на основе достигнутых уровней развития производительных сил и материально-технической базы общества.8 В этой связи нам важно провести всесторонний анализ экономической истории развития Германии, Японии, Азиатских тигров, некоторых стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. На основе комплексного изучения политических, социально-экономических процессов реформирования этих стран необходимо выработать общие концептуальные основы соотношения политики, экономики и культуры, т.е. идеологических основ реформирования общества. Важно углубить методологию анализа закономерностей экономической трансформации общественных систем.
Стратегические цели реализуются не только с разработкой теоретических концепций, научного обоснования прогноза вектора развития будущего, но и реальной постановкой конкретных задач последовательно осуществляемых периодов и этапов. Эти задачи конкретно определены Стратегией развития Казахстана до 2030 г. в важнейших семи направлениях приоритетного развития Казахстана.
С этой точки зрения, задача перехода к рыночной экономике, или формирование смешанной экономики, не важно какая терминология, представляется со многими неизвестными. Речь идет о том, что общество, в котором мы жили до 1991 года, уже разрушено в той или иной степени. Другое дело, рыночные преобразования восьми лет в Казахстане (как и др. стран ННГ) создали нечто другое, во многом не совпадающее первоначально задуманной траектории развития, в основе которого лежат объективные и субъективные факторы внутреннего и внешнего развития Казахстана. Усложнение социально-экономического положения ННГ, в том числе Казахстана, общеизвестно: распад экономического пространства; недостатки концепций регулирования; также определенное влияние мирового развития – усугубляющийся экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами, особенно в сфере технологии и информационных систем. Все это определяют новые требования к разработке экономической стратегии Казахстана на рубеже ХХI века и обновление многих компонентов экономической политики и условий. Кризис АТР и ее влияние на центры (регионы) мирового рынка, кризис нефтяной и сырье вой промышленности в конечном итоге отражается и на странах постсоветского пространства. Собственно, будут изменяться и тактика, и стратегия реформирования экономики Казахстана. Немаловажное значение имеют и будушие контуры новейшей технологии постиндустриального периода высокоразвитых стран, как и изменения в системе отношений собственности (управления) и труда.
Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана 2030