Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
После провозглашения в 1991 году независимости и принятия Декларации о государственном суверенитете Президентом Казахстана принята Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного независимого государства. Принятие этого документа определило главные характеристики строящегося общества как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти принципы были положены в основу Конституции страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РК 4
1.1 Основные характеристики экономического развития РК 4
1.2 Формирование и развитие внешнеэкономических связей Казахстана 8
2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
2.1 Значение и роль долгосрочной экономической стратегии 14
2.2 Основные положения стратегии Казахстан - 2030 17
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Важное
значение Казахстан уделяет взаимосвязям
с США. 23 декабря 1992 г. между двумя
странами было ратифицировано "Соглашение
о торговых отношениях между Республикой
Казахстан и Соединенными Штатами Америки".
Казахстан и США активно взаимодействуют
в рамках программы "Партнерство во
имя мира". В 1994 г. между двумя государствами
была подписана "Хартия демократического
партнерства". В ходе последнего официального
визита Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева в Соединенные Штаты в ноябре
1997 г. Казахстан и США подписали "Программу
действий РК и США по экономическому партнерству".
Инвестиционная политика Республики Казахстан
В
современной экономической
Политика привлечения иностранных инвестиций началась с 1991 г. и продемонстрировала положительные результаты. Были созданы такие органы управления над иностранным капиталом, как ЭксимБанк Казахстана, Комитет по внешним заимствованиям и Комитет по инвестициям. Тем самым создается благоприятный инвестиционный климат для иностранного капитала в Казахстане.
В
качестве главных приоритетов
В каждом государстве создается в соответствии с его природными, историческими и экономическими условиями комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых отраслей народного хозяйства: промышленности и сельского хозяйства; добывающих и перерабатывающих отраслей; производство средств производства и производство предметов потребления и т.д. Однако это не означает необходимость создания замкнутой экономики в рамках отдельной страны. В современных условиях вне мирового хозяйства не может нормально развиваться ни одно государство, независимо от социально-экономического уклада и уровня развития. Отсюда одной из центральных сфер международного сотрудничества является расширение внешнеэкономических связей различных государств.
Как показывает мировой опыт, экономические реформы, перестройка структуры народного хозяйства внутри одной страны, в первую очередь, диктуются национальными условиями, проблемами и задачами. Но вместе с тем процессы внутренних преобразований не дадут желаемых результатов без удачного и эффективного вхождения в микрохозяйственные связи на основе международного разделения труда.
Главная
задача внешнеэкономической
При нахождении Казахстана в составе СССР республика лишь участвовала в экспортных и импортных операциях Союза через посредников в лице МВЭС СССР и внешнеэкономических объединений союзных ведомств, где и оседала валюта.
Во всесоюзном экспорте доля Казахстана по хромитовым рудам составляла - 100%, свинцу и фосфору - 90%, цинку и феррохрому - 70%, зерну (твердой пшенице) - 60%, мясным консервам - 25-30%. Были велики ножницы между низкими отпускными ценами продукции республики в экспортный фонд Союза и высокими экспортными ценами этой продукции при продаже ее за границу. Достаточно отметить, что разница между ними по хромитовой руде составляла - 23 раза, по меди - 16 раз, по ферросплавам - 5 раз. Республика вывозила за свои пределы в основном сырьё, объем экспорта готовой продукции был незначителен. Так, экспорт готовой продукции составлял лишь 10% общего объема вывоза и 1,5% валовой продукции народного хозяйства Казахстана.
Объем ввоза по стоимости намного превышал объем вывоза и в результате ножниц цен получалось, что республика больше покупала, нежели продавала. Была неэффективна и структура экспорта по потребителям казахстанской продукции.
Только 30% экспортной продукции вывозилось в страны со свободно конвертируемой валютой, а 70% вывозилось в бывшие соцстраны на льготных условиях и по низким ценам. Предприятиям металлургического комплекса, которые давали значительную часть экспортной продукции, оставлялись лишь 30% валютной выручки, и то при условии выполнения госзаказа. А по нефтепродуктам отчисление валюты в фонд республики вообще не производилось. 2
Для
определения основных принципов
внешнеэкономической политики, порядка
государственного регулирования, а
также полномочия государственных
органов в области внешнеэкономической
деятельности в условиях перехода республики
к рыночным отношениям принят закон РК
"Об основных принципах внешнеэкономической
деятельности".
Внешнеэкономическая деятельность РК
охватывает экономические, торговые, валютные,
научно-технические, культурные и другие
отношения со странами мирового сообщества.
Субъектами внешнеэкономической деятельности,
независимо от формы собственности, могут
быть зарегистрированные в РК в качестве
участников внешнеэкономической деятельности
юридические лица и граждане Казахстана,
иностранные юридические лица и граждане.
В
условиях становления рыночных отношений
реформа внешнеэкономических
-
прямое, устойчивое и долгосрочное
соединение производства и
-
коммерциализация производства, способствующая
его интеграции в
-
формирование экономики
- наращивание экспортного потенциала
Казахстана и оптимальное включение в
различные формы совместного предпринимательства.
В
целях обеспечения
Субъекты внешнеэкономической деятельности,
независимо от формы собственности, самостоятельно
определяют вид, объемы и направления
деятельности. Они имеют право открывать
счета как в банках РК, так и в иностранных
банках. Прибыль субъектов от их деятельности
после уплаты налогов остается в полном
их распоряжении. При этом они обязаны
осуществлять производственную деятельность
с соблюдением международных норм и правил,
существующих в аналогичных сферах деятельности.
Важным моментом является и то, что субъекты
внешнеэкономической деятельности должны
строго соблюдать природоохранное законодательство
и гарантировать безопасное ведение работ
и изысканий.
Одним
из направлении экономической
Для оживления внешнеэкономической деятельности республики осуществлен демонтаж количественных ограничений во внешней торговле, суть которого сводится к резкому сокращению квотируемых товаров. Квотируемые товары на внутреннем рынке будут реализовываться на конкурсной основе и на аукционах.
Функции лицензирования переданы Межведомственному лицензионному комитету, который должен осуществлять экспертизу экспортных и импортных контрактов, прежде всего по соответствию их цен мировым и по уровню качества предлагаемых технологий и товаров.
Развитие
внешнеэкономических связей требует
ускорения разработки перечня инвестиционных
проектов с соответствующим технико-
Переход
РК к рынку и реформирование внешнеэкономической
деятельности требует осуществления
необходимых мер по созданию предпосылок
для вхождения в мировое хозяйственное
сообщество. Для этого необходимо:
- создание условий для развития предпринимательства
и привлечения инвестиций;
- ускоренно развивать инфраструктуру
- транспорт, связь, финансовый рынок, сети
банков и современные информационные
системы;
- подготовка кадров в области международного
права и маркетинга, финансистов, банковских
работников и других специалистов внешнеэкономической
деятельности;
-
разработка и внедрение
Реформа внешнеэкономических связей осуществляется
поэтапно. На первом этапе акцент делается
на стимулировании воздействия внешнеэкономических
связей на ход рыночной реформы и макроэкономическую
стабилизацию путем либерализации внешнеэкономической
деятельности и расширения экономических
связей с другими странами. До 1993 г. вся
внутренняя, межреспубликанская и внешняя
торговля регулировалась системой государственных
заказов. Экспортные лицензии и квоты
распространялись почти на 200 наименований
товаров. Экспорт стратегических товаров
осуществлялся только через монопольные
внешнеэкономические структуры. Торговля
со странами бывшего СССР регулировалась
двусторонними межправительственными
соглашениями и проводилась на клиринговой
основе. В 1993 г. квоты были сокращены до
34, а лицензии до 61 наименования, в 1994 г.
соответственно до 7 и 34 наименований.
В 1995 г. были отменены все экспортные квоты,
а также все экспортно-импортные лицензии
за исключением товаров, представляющих
национальную и личную безопасность. Аннулирована
монополия на внешнюю торговлю, запрещена
бартерная торговля, приняты меры по расширению
биржевой торговли. Республика получила
статус наибольшего благоприятствования
на рынках ЕС, Канады, США, Японии, Скандинавских
стран. Казахстан вступил во Всемирную
торговую организацию (ВТО) и Генеральную
систему торговли и тарифов (ГАТТ). Это
все обеспечивает Казахстану выход на
мировые рынки. Ныне республика торгует
со 145 странами мира.
На втором этапе акцент делается на продвижение продукции казахстанских экспортеров на мировой рынок, т.е. повышение конкурентоспособности национальной экономики. Этот этап наступит тогда, когда страна достигнет макроэкономической и финансовой стабильности и начнется интенсивный процесс инвестиций в производство.
В
среднесрочной перспективе
-
реинтеграцию на новой
-
поддержку казахстанских
- проведение либеральной импортной политики
на основе успешных межправительственных
соглашений, снижения ставки импортных
таможенных пошлин;
-
обеспечение доступа товаропроизводителям
на международные рынки, чему способствует
вхождение Казахстана в ВТО и ГАТТ как
независимого участника;
- развитие финансовых, информационных
и коммерческих услуг в сфере международной
торговли.
С распадом СССР и СЭВ, являвшихся основной торговой зоной Казахстана, существенно изменилась структура внешней торговли. В республике определены равнозначные направления внешнеэкономического развития - это страны СНГ, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) куда входят Китай, Южная Корея, Япония и другие страны Юго-Восточной Азии, "Азиатское" - Турция, Арабский Восток, "Европейское" - Германия, Швейцария, Англия и др., "Американское" - главным образом США. При этом необходимо облегчить доступ иностранным банкам в экономику Казахстана, ввести более гибкие валютные режимы, больше привлекать иностранный капитал в форме "портфельных инвестиций" под реализацию конкретных национальных проектов.3
В заключении выше сказанному хотелось бы сделать следующие выводы.
Со второй половины 1999 г. в экономике Казахстана происходит поступательное увеличение объемов производства во всех отраслях реального сектора экономики. По итогам 1999 г. ВВП возрос по сравнению с 1998 г. на 1,7%. Положительные тенденции роста экономики продолжаются и в 2000 г. По оценке, в 2000 г. прирост валового внутреннего продукта по сравнению с 1999г. годом составит 5%. Объем промышленного производства возрастет на 8%, инвестиций – на 15%. Валовая продукция сельского хозяйства в 2000 г. по сравнению с 1999 г., по оценке, сократится на 6,9%. При этом в растениеводстве произойдет снижение на 13,3%, а в животноводстве – рост на 0,5%.
Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана 2030