Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
После провозглашения в 1991 году независимости и принятия Декларации о государственном суверенитете Президентом Казахстана принята Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного независимого государства. Принятие этого документа определило главные характеристики строящегося общества как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти принципы были положены в основу Конституции страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РК 4
1.1 Основные характеристики экономического развития РК 4
1.2 Формирование и развитие внешнеэкономических связей Казахстана 8
2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
2.1 Значение и роль долгосрочной экономической стратегии 14
2.2 Основные положения стратегии Казахстан - 2030 17
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Экономический рост происходит в обстановке относительно низкого уровня инфляции и является результатом конструктивной работы Правительства и Национального Банка республики по обеспечению макроэкономической стабилизации. С апреля 1999 г. Национальный Банк Казахстана проводит политику свободно плавающего обменного курса. В результате наблюдается устойчивая тенденция роста экспорта и улучшения торгового и платежного балансов. Уровень монетизации экономики к концу 2000 г. составит 15,3% от ВВП. Происходит рост валовых и чистых золотовалютных активов Национального Банка, а также депозитов в банковской системе. Продолжается работа по улучшению качества кредитного портфеля банков. Несмотря на уменьшение количества банковских учреждений, сохраняется устойчивая тенденция роста капитализации банков.
Улучшение конъюнктуры
мировых товарных рынков и возобновление
экономического роста международной экономики,
а также девальвация тенге способствовали
увеличению доходной части государственного
бюджета. Включение всех государственных
внебюджетных фондов в состав государственного
бюджета, четкое законодательное разделение
источников доходов и статей расходов
между республиканским и местными бюджетами,
а также ликвидация трех СЭЗ позволили
мобилизовать поступления в государственный
бюджет. Наряду с ростом производства
наблюдаются также улучшения в области
исполнения государственного бюджета.
Объем поступлений в государственный
бюджет за 2000 г. по сравнению с 1999 г., по
оценке, составит 22,1% от ВВП.
В 1997 году была обнародована стратегическая программа развития страны - «Казахстан - 2030».
Важнейший момент, из которого исходит Стратегия, состоит в том, что ядро мировой экономики будет постепенно перемещаться в Азию, на Юго-Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион и Казахстан окажется в центре равновесия экономических сил.
Утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:
1. Национальная безопасность;
2.
Внутриполитическая
3. Экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;
4. Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана;
5.
Развитие энергетических
6. Развитие инфраструктуры (особенно транспорта и связи);
В составе главных стратегических приоритетов определены и более локальные задачи, предусмотренные к реализации и составляющие своеобразную программу действий, как для всех ветвей власти, так и для населения. В частности, в стратегию экономического роста и развития экономики включены такие задачи, как:
•
ограничение вмешательства
• укрепление институтов частной собственности, завершения приватизации;
• открытая и свободная торговля, обеспечение защиты иностранных инвестиций,
• формирование индустриальной технологической стратегии, диверсификация производства и т.д.
Решающим фактором подъема производства и повышение его конкурентоспособности является научно технический прогресс, проблемы которого в стране обострены в связи сложившийся глубокой технической отсталостью казахстанских предприятий.
Стратегия развития нашей страны «Казахстан 2030», будучи важнейшим ориентиром настоящего и перспективного развития общества, требует пристального внимания в сфере ее пропаганды среди населения. В течение 2002 года по Атырауской области действовало 71 пропагандистская группа, с руководителями и членами которых управление информации и общественного согласия постоянно проводило организационную и методическую работу.
В средствах массовой информации действует специальные рубрики «Послание Президента: диалог с народом», «Прямая линия», через которые граждане могут обратиться к руководителям областных органов власти по интересующим их вопросам. Подобная практика работы с населением вполне оправдывает себя, позволяя властным органам постоянно быть в курсе насущных проблем населения региона. Проводились целенаправленные пропагандистские акции. Например, в мае 2002 года управление информации и общественного согласия, совместно с департаментом внутренней политики и городским акиматом, провело молодежную акцию «Жизнь без наркотиков», посвященную Году здоровья.
Не так давно исполнилось 6 лет со дня принятия стратегии “Казахстан-2030”. Многое изменилось в Казахстане за это время, и многое еще изменится. Одно пока ясно: этой стратегии за это пятилетие не удалось стать инструментом общественной идеологии. По данным опроса общественного мнения, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия”, только 19,7% алматинцев знакомы с основными положениями этого документа, а более четверти алматинцев вообще не знают о существовании этого концептуального документа, а более половины знают о нем лишь понаслышке. Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о том, что в настоящее время стратегия “Казахстан-2030” не воспринимается людьми как национальная программа, а с другой стороны, о недостаточной эффективности государственного PR. Возможно, со временем произойдет перелом в ту или иную сторону: либо население окончательно разочаруется в возможности построения “светлого будущего”, либо начнет его строить с верой в счастливое завтра.
Равная вероятность реализации того или иного из этих предположений подтверждается ответами тех, кто заявил, что знает содержание Стратегии-2030. Приведенные выше данные наглядно демонстрируют, что доля тех, кто уверен в значимости стратегии для Казахстана, практически равна доле тех, кто считает этот документ скорее фиктивным, нежели реально действующим. К тому же высока доля тех, кто затруднился с ответом. И крен может произойти в любую сторону, видимо, все будет зависеть от государственной политики.
В ответах на вопрос “Верите ли Вы, что в 2030 году Казахстан будет процветающим государством?” наблюдается схожая картина: 42,7% всех опрошенных жителей южной столицы уверены в этом, тогда как 47,3% придерживаются противоположной точки зрения. 10,1% затруднились с ответом. Тем не менее 53,7% алматинцев считают, что жизнь в республике за последние 6 лет улучшилась. И хотя почти половина респондентов (47,3%) не верят в завтрашнее процветание Казахстана, тот факт, что более 50% алматинцев оценивают изменения уровня жизни республики как изменения в лучшую сторону, не может не обращать на себя внимания. Немаловажную роль в характере оценок и прогнозов играет возрастной фактор: лица в возрасте от 30 до 39 лет склонны с большим оптимизмом смотреть как на прожитые 6 лет, так и в будущее, нежели лица в возрасте от 50 лет и старше. Однако в целом картина складывается скорее оптимистическая.
В опросе участвовало 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Ошибка репрезентативности составляет 5%. Это означает, что полученные данные правомерно распространять на все население Алматы с точностью до ±5%.
“В соответствии с приоритетами “Казахстан-2030” в стране разработан стратегический план развития до 2010 года”.
План включает в себя «меры по развитию многих отраслей промышленного комплекса, аграрной и социальной сферы». В настоящее время документ проходит процедуру согласования. В октябре или ноября этого года он будет доработан.
Кроме
того, на сегодняшний день агентством
разработана стратегия экономической
безопасности Казахстана. Для стран с
переходной экономикой проблема экономической
безопасности связана, прежде всего, со
структурной деформаций народного хозяйства.
В Казахстане за 10 лет независимости произошло
резкое развитие добывающего сектора,
в то время как обрабатывающая промышленность
по темпам развития сильно отстала.
В числе первоочередных мер в стратегии
экономической безопасности отражено
введение консолидированной отчетности
финансово-промышленных групп (ФПГ). В
Казахстане сформировались несколько
ФПГ, объединяющиеся вокруг определенного
банка. Надзор за ними является вполне
законным требованием: “Государство должно
поощрять развитие ФПГ, но не как какой-то
олигархический сговор, а как коллективное
соглашение крупного отечественного бизнеса
и государства”.
Для того, чтобы Казахстан мог конкурировать
с западными консорциумами и конгломератами,
в стране, должны создаваться крупные
отечественные ФПГ. В связи с этим, агентство
предусмотрело возможную экспансию этих
ФПГ сначала в регионе, а затем на мировом
уровне. Можно говорить об экспансии в
Центральной Азии и в рамках СНГ.
За
годы существования программы на
1997-2000 годы, запланированной в «Стратегии-
Основные события, заложенные в долгосрочную программу, должны будут развернуться между 2010 и 2020 годами. В этот период ожидается развитие химической и нефтехимической промышленности. А, первые доходы и инвестиционные ресурсы будут получены к концу этого десятилетия. Согласно прогнозам агентства, при проведении благоприятной демографической политики в стране численность населения к 2010 году составит свыше 17 млн. человек.
В нынешнем году начнутся работы вокруг развития западного региона, где будет развиваться малый и средний бизнес.
Атырауская область в сфере инвестиционной политики занимает ведущее место в республике. Объем капиталовложений, освоенных предприятиями всех форм собственности, составляет почти четвертую часть всех инвестиций по Казахстану. Прежде всего это иностранные инвестиции, связанные с освоением Тенгизского месторождения. Уже начался приток инвестиции в связи началом буровых работ на шельфе Каспия. Прямая поступления инвестиций в область резко идет вверх с 1999 года. До этого с 1993 по 1999 годы, поток инвестиций не превышал 1,5 млрд. долларов. В 2003 году – уже 5,5 млрд. долларов. И эта цифра будет расти с каждым годом.
У нас все козыри – рейтинг привлечения инвесторов самый высокий по СНГ. В свое время наше государство рассматривалось как тупиковая страна - не было выхода в мировое пространство ни через море, ни через океан. Но из недостатка надо суметь сделать достоинство. Теоретически это вероятно – тупиковое положение можно использовать как преимущество. Теперь Казахстан будет транзитной страной. И самый удобный связующий город – это Атырау. Но инвесторов надо заманить. И в этом плане у нас все под контролем. Государство стало понимать, на что надо обратить внимание иностранцев и создать условия для их работы в стране. Один из вариантов – хорошие дороги. Правительство уже выделило большие суммы на их реконструкцию. Еще один путь привлечения инвестора – хороший инвестиционный проект. В этом плане работы идут пока только на первоначальной стадии.4
Хорошо разработанный стратегический план фокусирует, дисциплинирует и способствует.
Он фокусирует внимание государства на очень коротком перечне приоритетов, он дисциплинирует и настраивает правительство на ежедневное решение этих задач и стратегий. Наконец, он способствует принятию ежедневных и ежегодных решений, которые приведут к реализации наших целей.
Главное условие нашего устойчивого движения вперед - это сплоченность нашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения вокруг стратегии, направленной на решение общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором.
Граждане 2030 года будут уверены, что государство защитит их права и будет отстаивать их интересы. При этом они будут знать, что государство позаботится о тех немногих, которым в силу неблагоприятных обстоятельств не удалось найти свое место в жизни и пришлось обратиться к государству за социальной помощью.
Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях.
В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на заднем плане мировых событий. Их Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами-Китаем, Россией и Мусульманским миром.
В стране будут жить представители многих национальностей, уверенных в равных возможностях для всех наций, но считающих себя прежде всего гражданами Казахстана.
Казахстан
2030 года еще не будет совершенен.
Он не станет самой богатой, самой
образованной, самой развитой страной
в мире, но он успешно пройдет
сложный путь и твердой поступью
вступит в следующий этап развития.
Чтобы наша страна достигла тех перспектив необходимо реализовать следующие семь долгосрочных приоритетов:
Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана 2030