Стратегия экономического развития Казахстана 2030

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

После провозглашения в 1991 году независимости и принятия Декларации о государственном суверенитете Президентом Казахстана принята Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного независимого государства. Принятие этого документа определило главные характеристики строящегося общества как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти принципы были положены в основу Конституции страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РК 4
1.1 Основные характеристики экономического развития РК 4
1.2 Формирование и развитие внешнеэкономических связей Казахстана 8
2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
2.1 Значение и роль долгосрочной экономической стратегии 14
2.2 Основные положения стратегии Казахстан - 2030 17
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Стратегия экономического развития Казахстана 2030.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

      Экономический рост происходит в обстановке относительно низкого уровня инфляции и является результатом конструктивной работы Правительства и Национального Банка республики по обеспечению макроэкономической стабилизации. С апреля 1999 г. Национальный Банк Казахстана проводит политику свободно плавающего обменного курса. В результате наблюдается устойчивая тенденция роста экспорта и улучшения торгового и платежного балансов. Уровень монетизации экономики к концу 2000 г. составит 15,3% от ВВП. Происходит рост валовых и чистых золотовалютных активов Национального Банка, а также депозитов в банковской системе. Продолжается работа по улучшению качества кредитного портфеля банков. Несмотря на уменьшение количества банковских учреждений, сохраняется устойчивая тенденция роста капитализации банков.

      Улучшение конъюнктуры  мировых товарных рынков и возобновление экономического роста международной экономики, а также девальвация тенге способствовали увеличению доходной части государственного бюджета. Включение всех государственных внебюджетных фондов в состав государственного бюджета, четкое законодательное разделение источников доходов и статей расходов между республиканским и местными бюджетами, а также ликвидация трех СЭЗ позволили мобилизовать поступления в государственный бюджет. Наряду с ростом производства наблюдаются также улучшения в области исполнения государственного бюджета. Объем поступлений в государственный бюджет за 2000 г. по сравнению с 1999 г., по оценке, составит 22,1% от ВВП.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    2.1 Значение и роль долгосрочной  экономической стратегии

 

    В 1997 году была обнародована стратегическая программа развития страны - «Казахстан - 2030».

    Важнейший момент, из которого исходит Стратегия, состоит в том, что ядро мировой экономики будет постепенно перемещаться в Азию, на Юго-Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион и Казахстан окажется в центре равновесия экономических сил.

    Утверждены  семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:

    1. Национальная безопасность;

    2. Внутриполитическая стабильность  и консолидация общества;

    3. Экономический рост на базе  рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;

    4. Здоровье, образование, благополучие  граждан Казахстана;

    5. Развитие энергетических ресурсов,

    6. Развитие инфраструктуры (особенно  транспорта и связи);

    В составе главных стратегических приоритетов определены и более локальные задачи, предусмотренные к реализации и составляющие своеобразную программу действий, как для всех ветвей власти, так и для населения. В частности, в стратегию экономического роста и развития экономики включены такие задачи, как:

    • ограничение вмешательства государства  в экономику, стабилизация макроэкономики;

    • укрепление институтов частной собственности, завершения приватизации;

    • открытая и свободная торговля, обеспечение  защиты иностранных инвестиций,

    • формирование индустриальной технологической  стратегии, диверсификация производства и т.д.

    Решающим  фактором подъема производства и  повышение его конкурентоспособности является научно технический прогресс, проблемы которого в стране обострены в связи сложившийся глубокой технической отсталостью казахстанских предприятий.

    Стратегия развития нашей страны «Казахстан 2030», будучи важнейшим ориентиром настоящего и перспективного развития общества, требует пристального внимания в сфере ее пропаганды среди населения. В течение 2002 года по Атырауской области действовало 71 пропагандистская группа, с руководителями и членами которых управление информации и общественного согласия постоянно проводило организационную и методическую работу.

    В средствах массовой информации действует  специальные рубрики «Послание  Президента: диалог с народом», «Прямая линия», через которые граждане могут обратиться к руководителям областных органов власти по интересующим их вопросам. Подобная практика работы с населением вполне оправдывает себя, позволяя властным органам постоянно быть в курсе насущных проблем населения региона. Проводились целенаправленные пропагандистские акции. Например, в мае 2002 года управление информации и общественного согласия, совместно с департаментом внутренней политики и городским акиматом, провело молодежную акцию «Жизнь без наркотиков», посвященную Году здоровья. 

    Не  так давно исполнилось 6 лет со дня принятия стратегии “Казахстан-2030”. Многое изменилось в Казахстане за это время, и многое еще изменится. Одно пока ясно: этой стратегии за это  пятилетие не удалось стать инструментом общественной идеологии. По данным опроса общественного мнения, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия”, только 19,7% алматинцев знакомы с основными положениями этого документа, а более четверти алматинцев вообще не знают о существовании этого концептуального документа, а более половины знают о нем лишь понаслышке. Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о том, что в настоящее время стратегия “Казахстан-2030” не воспринимается людьми как национальная программа, а с другой стороны, о недостаточной эффективности государственного PR. Возможно, со временем произойдет перелом в ту или иную сторону: либо население окончательно разочаруется в возможности построения “светлого будущего”, либо начнет его строить с верой в счастливое завтра.

    Равная  вероятность реализации того или  иного из этих предположений подтверждается ответами тех, кто заявил, что знает  содержание Стратегии-2030. Приведенные  выше данные наглядно демонстрируют, что  доля тех, кто уверен в значимости стратегии для Казахстана, практически равна доле тех, кто считает этот документ скорее фиктивным, нежели реально действующим. К тому же высока доля тех, кто затруднился с ответом. И крен может произойти в любую сторону, видимо, все будет зависеть от государственной политики.

    В ответах на вопрос “Верите ли Вы, что в 2030 году Казахстан будет  процветающим государством?” наблюдается  схожая картина: 42,7% всех опрошенных жителей  южной столицы уверены в этом, тогда как 47,3% придерживаются противоположной точки зрения. 10,1% затруднились с ответом. Тем не менее 53,7% алматинцев считают, что жизнь в республике за последние 6 лет улучшилась. И хотя почти половина респондентов (47,3%) не верят в завтрашнее процветание Казахстана, тот факт, что более 50% алматинцев оценивают изменения уровня жизни республики как изменения в лучшую сторону, не может не обращать на себя внимания. Немаловажную роль в характере оценок и прогнозов играет возрастной фактор: лица в возрасте от 30 до 39 лет склонны с большим оптимизмом смотреть как на прожитые 6 лет, так и в будущее, нежели лица в возрасте от 50 лет и старше. Однако в целом картина складывается скорее оптимистическая.

    В опросе участвовало 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Ошибка репрезентативности составляет 5%. Это означает, что полученные данные правомерно распространять на все население Алматы с точностью до ±5%.                

    “В  соответствии с приоритетами “Казахстан-2030”  в стране разработан стратегический план развития до 2010 года”.

    План  включает в себя «меры по развитию многих отраслей промышленного комплекса, аграрной и социальной сферы». В  настоящее время документ проходит процедуру согласования. В октябре  или ноября этого года он будет  доработан.

    Кроме того, на сегодняшний день агентством разработана стратегия экономической безопасности Казахстана. Для стран с переходной экономикой проблема экономической безопасности связана, прежде всего, со структурной деформаций народного хозяйства. В Казахстане за 10 лет независимости произошло резкое развитие добывающего сектора, в то время как обрабатывающая промышленность по темпам развития сильно отстала. 
В числе первоочередных мер в стратегии экономической безопасности отражено введение консолидированной отчетности финансово-промышленных групп (ФПГ). В Казахстане сформировались несколько ФПГ, объединяющиеся вокруг определенного банка. Надзор за ними является вполне законным требованием: “Государство должно поощрять развитие ФПГ, но не как какой-то олигархический сговор, а как коллективное соглашение крупного отечественного бизнеса и государства”. 
Для того, чтобы Казахстан мог конкурировать с западными консорциумами и конгломератами, в стране, должны создаваться крупные отечественные ФПГ. В связи с этим, агентство предусмотрело возможную экспансию этих ФПГ сначала в регионе, а затем на мировом уровне. Можно говорить об экспансии в Центральной Азии и в рамках СНГ.

    За  годы существования программы на 1997-2000 годы, запланированной в «Стратегии-2030», было выполнено 70% работ. Из запланированного не проработаны альтернативные трубопроводы к Средиземному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю. Был проработан лишь вопрос технико-экономического обоснования.

    Основные  события, заложенные в долгосрочную программу, должны будут развернуться между 2010 и 2020 годами. В этот период ожидается развитие химической и нефтехимической промышленности. А, первые доходы и инвестиционные ресурсы будут получены к концу этого десятилетия. Согласно прогнозам агентства, при проведении благоприятной демографической политики в стране численность населения к 2010 году составит свыше 17 млн. человек.

    В нынешнем году начнутся работы вокруг развития западного региона, где  будет развиваться малый и  средний бизнес.

    Атырауская  область в сфере инвестиционной политики занимает ведущее место в республике. Объем капиталовложений, освоенных предприятиями всех форм собственности, составляет почти четвертую часть всех инвестиций по Казахстану. Прежде всего это иностранные инвестиции, связанные с освоением Тенгизского месторождения. Уже начался приток инвестиции в связи началом буровых работ на шельфе Каспия. Прямая поступления инвестиций в область резко идет вверх с 1999 года. До этого с 1993 по 1999 годы, поток инвестиций не превышал 1,5 млрд. долларов. В 2003 году – уже 5,5 млрд. долларов. И эта цифра будет расти с каждым годом.

    У нас все козыри – рейтинг привлечения  инвесторов самый высокий по СНГ. В свое время наше государство  рассматривалось как тупиковая  страна - не было выхода в мировое  пространство ни через море, ни через океан. Но из недостатка надо суметь сделать достоинство. Теоретически это вероятно – тупиковое положение можно использовать как преимущество. Теперь Казахстан будет транзитной страной. И самый удобный связующий город – это Атырау. Но инвесторов надо заманить. И в этом плане у нас все под контролем. Государство стало понимать, на что надо обратить внимание иностранцев и создать условия для их работы в стране. Один из вариантов – хорошие дороги. Правительство уже выделило большие суммы на их реконструкцию. Еще один путь привлечения инвестора – хороший инвестиционный проект. В этом плане работы идут пока только на первоначальной стадии.4             

    2.2 Основные положения стратегии Казахстан - 2030

 

    Хорошо  разработанный стратегический план фокусирует, дисциплинирует и способствует.

    Он  фокусирует внимание государства на очень коротком перечне приоритетов, он дисциплинирует и настраивает  правительство на ежедневное решение  этих задач и стратегий. Наконец, он способствует принятию ежедневных и ежегодных решений, которые приведут к реализации наших целей.

    Главное условие нашего устойчивого движения вперед - это сплоченность нашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения  вокруг стратегии, направленной на решение  общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором.

    Граждане 2030 года будут уверены, что государство  защитит их права и будет отстаивать их интересы. При этом они будут  знать, что государство позаботится  о тех немногих, которым в силу неблагоприятных обстоятельств не удалось найти свое место в жизни и пришлось обратиться к государству за социальной помощью.

    Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой  страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях.

    В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более  находиться на заднем плане мировых  событий. Их Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами-Китаем, Россией и Мусульманским миром.

    В стране будут жить представители  многих национальностей, уверенных в равных возможностях для всех наций, но считающих себя прежде всего гражданами Казахстана.

    Казахстан 2030 года еще не будет совершенен. Он не станет самой богатой, самой  образованной, самой развитой страной  в мире, но он успешно пройдет  сложный путь и твердой поступью вступит в следующий этап развития. 

    Чтобы наша страна достигла тех перспектив необходимо реализовать следующие  семь долгосрочных приоритетов:

  1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
  2. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.
  3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.
  4. ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду
  5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
  6. ИНФРАСТРУКТУРА В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту
  7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.

Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана 2030