Спасжилеты использовались
на всём протяжении водной части маршрута.
Конструкция спасжилетов должна обеспечивать
удержание головы человека над поверхностью
вспененной воды. Группа имела самодельные
надувные спасжилеты объёмом до 18 л, и
жилеты с набивными элементами плавучести.
Гермомешки использовали
разной конструкции, из разных материалов.
Часть мешков самодельная, часть "фирменного"
производства. Все гермоупаковки обеспечили
защиту вещей от намокания.
Общественное специальное
снаряжение
Плот спасательный ПРН10 (облегченный)
– 1 шт.
Катамаран 2-х местный - 1 шт.
Комплекты вёсел на каждое
судно + 3 запасных лопасти = 9 шт.
Надувные понтоны (для плота)
– 4 шт.
Лопасти гребей – 2 шт.
Гвозди разной длины -2 кг.
Спасконцы - 3 шт
Верёвка осн. 30 м - 1 шт. (чальный
конец для плота)
Веревка вспомогательная
15м -2 шт.
Тент костровой 3х4 м – 1 шт
Топор (2 больших) - 3 шт.
start="12"
Пила двуручная -1 шт.
start="13"
Ремнабор – 3 шт.
start="14"
Медаптечка -1 шт.
Плот надувной ПСН10 был облегчен
т.е. срезаны все лишние части. Плот имел
деревянный каркас. Таким образом, плот
использовался только как элемент плавучести.
Плот из четырех поперечных
понтонов может нести 8(10) человек с грузом.
На прямых прогонных участках он разворачивался
поперек русла и очень хорошо разгонялся.
Поэтому мы имели хороший ход. Использование
заранее изготовленных лопастей для гребей
также себя оправдало. Для облегчения
гребли к тяговым концам были прибиты
дуги, изготовленные из обрезков лыжных
палок. Очень удобно.
Катамаран 2-х местный фирмы
"Тритон" в очередной раз себя хорошо
зарекомендовали (если забыть про мучения
сборки-разборки).
Вёсла использовались двух
типов: с лопастью из углепластика и из
пластика. Годятся любые. У нас были 4 весла
самодельные. Запасные весла из фанеры.
Спасконцы применялись фирмы
"Тритон". Спасконец размещался на
каждом судне. Случаев для их использования
не возникло.
Таким образом, на пешей части
специального снаряжения не нужно. На
водной части маршрута специальное снаряжение
использовалось по назначению в полном
объёме. Несмотря на отличную погоду днем было ветрено, а по ночам
было холодно (до – 5 о ). Поэтому в личном
снаряжении рекомендуем не пренебрегать
тёплыми вещами и иметь с собой на маршруте
тёплую шапку, рукавицы, куртку.
Питание
Раскладка продуктов была
составлена в соответствии с существующими
методическими рекомендациями для спортивных
туристских походов.
Было предусмотрено трёхразовое
питание. На обед останавливались в среднем
на два часа.
Вес продуктов составил 960
граммов на человека в день.
Питание, организованное
таким образом, было необходимым и достаточным
для прохождения маршрута и может быть
рекомендовано другим группам.
Для составления раскладки
и меню мы используем уже многие годы компьютерную
программу Outdoor Food Ration Calculator. Приводим
в приложении распечатку раскладки.
Расчёт веса и меры по снижению
веса рюкзака.
При подготовке похода в группе
меры по снижению веса рюкзаков не предусматривались.
Определённое снижение веса рюкзаков
было достигнуто за счёт тщательного подбора
личного и общественного снаряжения (ничего
лишнего). Заброска на маршрут производился
на заранее заказанной Газели, а радиальные
выходы носили экскурсионный характер,
что снимал проблему большого выходного
веса рюкзаков.
Возможности докупки продуктов
по ходу маршрута практически отсутствуют.
Единственное место по ходу маршрута,
где постоянно живут люди - эта Долгая
Старица, где можно купить хлеб, молоко,
картошку.
Медицинское обеспечение
Состав аптечки был сформирован
на основе общепринятых рекомендаций
для пеших и водных путешествий.
Аптечка состояла из двух
частей: базовой и мобильной. Базовая хранилась
в рюкзаке, а мобильная в клапане и бралась
во все радиальные выходы. Мобильная аптечка
включала в себя: перевязочный материал,
болеутоляющие средства, валидол, антисептические
средства.
Серьёзных заболеваний или
травм на маршруте не было. Другие случаи:
потертости, мозоли - для помощи использовали
пластырь бактерицидный, рулонный; ссадины,
царапины - обрабатывали йодом, затем пластырь;
головная боль - анальгин или другое болеутоляющее
средство.
С помощью имеющейся аптечки
была оказана помощь во всех случаях по
ходу маршрута.
По итогам путешествия были
созданы:
- фотоальбом
- печатный отчет
- отчет в электронном
виде
2.3. Расчёт стоимости
предлагаемого тура
Смета расходов.
Маршрут по реке Большая Кокшага
требует небольших затрат, что имеет немаловажное
значение для организации походов с учащимися.
При возможности достать удобный и дешевый
транспорт (многие школы имеют свои автобусы)
маршрут приобретает особую популярность.
Мы использовали для подъезда
и отъезда заказной автотранспорт. Продукты
бфли куплены в супермаркетах и на базаре.
Средства сплава и дополнительные приспособления
были изготовлены и отремонтированы в
течение марта и апреля месяца своими
силами.
Затраты на проведение похода
составили:
Статьи расходов |
Всего |
На 1 чел. |
Прочие |
1. Транспорт |
3600 рублей |
300 рублей |
|
2. Питание |
4320 |
60 рублей х 6 |
|
3. Медицинское обеспечение |
420 рублей |
35 рублей |
|
4. Ремнабор |
240 рублей |
20 рублей |
|
5. Прочие расходы |
1200 |
|
1200 рублей |
ИТОГО: 9780 рублей
815 руб. на 1 человека
Заключение
Популярность водного туризма
возрастает год от года. В этом, впрочем,
нет совершенно ничего удивительного,
ведь отдых на воде, чистейший воздух,
а так же богатство полученных впечатлений
– это именно то, чего многие ожидают от
отдыха.
По своей сути водный туризм – это уникальнейшая
возможность сочетать активный отдых
с оздоровлением организма.
Одним из основных преимущество водного
туризма является его всеобщая доступность.
Совсем необязательно быть сверхвыносливым
человеком и хорошим спортсменом для того,
чтобы отправиться в водное путешествие.
Мало того, водный туризм вполне подходит
даже для отдыха с детьми.
В свете вышесказанного тот факт, что продажа
катеров в последние годы существенно
возросла, никого не удивляет. Благодаря
отличной грузоподъемности и большой
вместимости в путешествие на катере можно
взять абсолютно все необходимое для организации
комфортабельного походного быта.
Радует и то, что рек в нашей стране достаточное
количество. А потому даже самые неопытные
водные туристы смогут выбрать тот маршрут,
который окажется им по силам.
В водный поход совсем необязательно отправляться
на длительный период времени. Короткие
путешествия по рекам на выходные тоже
могут принести массу положительных эмоций
и подарить незабываемые воспоминания
об отдыхе.
Самое главное, что необходимо в водном
походе – это полностью овладеть техникой
перемещения по воде и соблюдать все неписанные
законы и обычаи водного туризма. Нелишним
окажется ознакомиться с устройством
судна, на котором планируется отправиться
в плавание. Это позволит более грамотно
действовать в любых внештатных и аварийных
ситуациях.
Большим плюсом водного туризма,
является возможность взять с собой в
поход большее количество снаряжения
и продуктов, т.к всё перемещается не на
собственных плечах, а на различных сплав
средствах
Список литературы
[1] Федеральный закон от 24.11.1996
N 132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской
Федерации" с изменениями и дополнениями
[2] Федеральный закон от 21.12.1994
N 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера" с изменениями
и дополнениями
[3] Закон Российской Федерации
от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей" с изменениями
и дополнениями
[4] Федеральный закон от 22.07.2008
N 123-ФЗ "Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности"
с изменениями и дополнениями
[5] СанПиН 2.1.2.1002-2000. Санитарно-эпидемиологические
требования к
жилым зданиям и помещениям
[6] СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные
правила содержания территорий
населенных мест
[7] СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические
требования к микроклимату
производственных помещений
[8] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-2003. Гигиенические
требования к
естественному, искусственному
и совмещенному освещению жилых и
общественных зданий
[9] СанПиН 2.1.6.983-2000. Гигиенические
требования к обеспечению качества
атмосферного воздуха населенных
мест
[10] Федеральный закон
от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных
службах и статусе спасателей"
с изменениями и дополнениями
[11] Правила оказания услуг
по реализации туристского продукта,
утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от
18.07.2007 N 452
[12] Федеральный закон "О
транспортной безопасности" от 19.01.2007
N 16-ФЗ
в редакции от 19.07.2009 N 197-ФЗ
[13] Временные правила
перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом в Российской Федерации,
утвержденные Минтрансом России
29.09.1997
[14] Положение об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров
автобусами,
утвержденное Приказом Минтранса
Российской Федерации от 08.01.1997, в
редакции от 18.07.2000 N 75
[15] Правила перевозок
пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном
железнодорожном транспорте,
утвержденные Приказом Министерства путей
сообщения Российской Федерации
от 26.07.2002 N 30
[16] Федеральные авиационные
правила "Общие правила воздушных
перевозок
пассажиров, багажа и грузов
и требования к обслуживанию пассажиров,
грузоотправителей и грузополучателей", утвержденные Минтрансом
Российской Федерации от 28.06.2007
N 82
[17] Распоряжение Минтранса
Российской Федерации от 20.11.2002 N
ПР-27-р "О
мерах по повышению регулярности
и безопасности полетов при перевозках
российских туристов чартерными
рейсами российских авиакомпаний"
[18] Постановление Правительства
Российской Федерации от 24.01.1998 N
83 "О
специализированных службах по
обеспечению безопасности туристов"
[19] Постановление Правительства
Российской Федерации от 01.12.2005 N
712
"Положение о государственном
надзоре в области защиты населения
и
территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, осуществляемом
МЧС" (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 22.04.2009
N 346)
[20] Указ Президента Российской
Федерации от 05.11.1998 N 1330 "Положение
о
консульском учреждении Российской
Федерации"
[21] http://tourism-books.do.am/
[22]