Предпосылки развития внутреннего и въездного туризма в ХМАО-Югре

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить предпосылки и перспективы развития внутреннего и въездного туризма на территории ХМАО – Югры.
Задачи исследования:
• проанализировать понятие внутреннего и въездного туризма
• дать характеристику туристско-рекреационного потенциала ХМАО-Югры;
• выявить приоритетные направления туризма в ХМАО-Югре
• определить сильные и слабые стороны туристской инфраструктуры ХМАО-Югры;

Оглавление

Введение ___________________________________________________________3
1. Основные теоретические аспекты внутреннего и въездного туризма____5
2. Обзор рынка туриндустрии ХМАО-Югры
2.1.Основные направления туризма в Югре ________________________12
2.2. Югра – центр этнографического туризма_______________________17
2.3. Сильные и слабые стороны развития туризма в ХМАО – Югре____20
3. Перспективы развития туристской инфраструктуры на территории ХМАО – Югры ___________________________________________________23
Заключение ________________________________________________________27
Библиографический список __________________________________________30
Приложения _______________________________________________________32

Файлы: 1 файл

курсовая ГОТОВО.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Этнографический туризм в Югре привлекателен  и для широкой публики, и для  специалистов: этнологов, этнографов, для преподавателей соответствующих  дисциплин и студентов, изучающих эти дисциплины.

Туроператорами в сфере этнографического туризма Югры являются: ООО «Туристическая компания Югра сервис», ООО «ЮТУР», ООО «Бедкаш», ЗАО «СУРГУТИНТУР», ООО «Туристско-транспортная корпорация «СПУТНИК», ООО «Югра Интур Сервис».

В последние годы в Югре очень  популярно новое направление развития туризма – этнотуризм. Этнотуризм подразумевает вовлечение коренного населения в создание оригинальных турпродуктов и развитие рекреационной деятельности. Наряду с такими устоявшимися мерами, как сохранение и развитие традиционного образа жизни, национальных ремесел и искусства, образования и укрепление здоровья представителей коренных народов, заложены механизмы более активного вовлечения их в экономическую жизнь округа.

Развитие этнотуризма – дополнительный стимул к тому, чтобы сохранять и даже воссоздавать культурные ценности этноса.

Во многом именно самобытная культура коренных малочисленных народов  Севера, обряды и ритуалы, этнический музыкальный фольклор, традиционные промыслы и ремесла формируют перспективы этнотуризма в ХМАО. Этнотуризм востребован уже сегодня, и еще больше будет востребован в будущем в связи с уникальностью и неповторимостью таежного края.

 Основной целью развития этнотуризма является создание оригинальных турпродуктов и развитие рекреационной деятельности, способствующей созданию новых рабочих мест, вовлечению национальных общин в туристскую деятельность, обеспечение широких возможностей для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, при этом направленной на сохранение и развитие исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера. [13]

За последние годы особенно заметен  прогресс в разработке и предоставлении этнографических туров. Большой популярностью у туристов пользуется программа этнографического тура с посещением медвежьих игрищ (см. Приложение 1).

На протяжении многих веков медвежьи игрища это одни из самых ярких  явлений традиционной культуры обских угров. Добыча медведя (которого иносказательно называют Когтистым Стариком) сопровождается особым ритуальным праздником, на котором представлены все виды искусства: песни, танцы, музыка, сценки. Попасть на этот праздник непросто. Медвежьи игрища проводятся всего на нескольких территориях, там, где живы еще старики-исполнители священных песен и танцев. Церемония обычно длится трое суток, от полудня до утра, с небольшим перерывом на сон.

Для исследователей и людей, интересующихся культурой народов Севера,  туроператоры Югры предлагают путешествия на Медвежьи игрища казымских ханты. [7, С.41]

 

 

2.3. Сильные и слабые стороны развития туризма в ХМАО – Югре

 

Туризм становится важной отраслью для экономики и социальной сферы  округа. Его развитие способствует улучшению ситуации на рынке труда. За последнее десятилетие законодательные и исполнительные органы государственной власти ХМАО, принимая решения, способствующие развитию округа в целом, тем самым создали основные предпосылки и для развития туризма. Построены дороги, связавшие территорию округа в единую транспортную сеть, комфортабельные аэропорты, благодаря чему из любой точки мира без проблем можно добраться до Югры. В округе практически повсеместно действуют современные средства связи, продолжается строительство гостиниц и других объектов для размещения и питания гостей, совершенствуется сфера развлечений.

На территории округа более 117 гостиниц и аналогичных  средств размещения, а также 6 санаториев. Для гостиниц и санаториев ХМАО характерен более высокий по сравнению с другими регионами России уровень комфортности.

Для координации  деятельности в сфере туризма  в декабре 2002 года принято решение  о создании комитета по туризму автономного  округа, в апреле 2003 года утверждено «Положение о комитете по туризму» и штатное расписание комитета [13]. Налажены партнерские отношения: со средствами массовой информации авиакомпаниями, туристическими фирмами. В 2002 году создан координационный совет, реорганизованный затем в консультативный совет по развитию туризма в автономном округе в состав которого вошли представители туриндустрии. На консультационном совете рассматриваются вопросы создания туристского продукта Югры, позиционирования Югры на российском и международном туристических рынках; безопасности туристов и подготовки кадров; о консолидированном участии туриндустрии Югры на международных выставках; об yчастии туристской общественности в разработке программы развития туризма и другие [8].

С целью формирования внутриокружных туристских потоков сформированы маршруты и целевые программы для детей, молодежи и пенсионеров. В 2003 году заключено соглашение между губернатором автономного округа и Российским союзом туриндустрии (PCT). Соглашение направлено на сотрудничество в таких областях совместной деятельности, как продвижение туристского продукта на российский и международный рынки; совершенствование правового регулирования туристской деятельности; подготовка кадров для туристской индустрии; взаимное информирование о развитии передового опыта в туристической отрасли.

Транспортная инфраструктура туризма Ханты-Мансийского автономного округа – это сеть автомобильных, железнодорожных и водных путей, отличающихся хорошим качеством и современным обустройством. В округе активно используются все основные виды транспорта. На территории округа действуют 11 аэропортов. Аэропорты оснащены новым оборудованием и ничем не уступают европейским.

Одним из важных моментов в развитии любой отрасли является наличие  хорошей нормативно-правовой базы. На сегодняшний день в округе ведется работа по формированию комплексной программы развития внутреннего туризма в ХМАО с учетом механизмов государственно-частного партнерства.

Но есть и проблемы сдерживающие развитие туристической инфраструктуры к ним можно отнести отсутствие программ по развитию туризма в муниципальных образованиях.

Другим не менее важным моментом в сфере развития туризма является наличие инфраструктуры. Отдых в  Югре становится с каждым годом популярнее. Проблема, возникающая в связи  с этим – нехватка мест для расселения гостей. Но это решаемо, для развития туристской инфраструктуры в округе на конкурсной основе предусмотрена грантовая поддержка проектов по развитию внутреннего и въездного туризма, в 2011 году на эти цели выделено около 12 миллионов рублей. Меры поддержки позволяют улучшить инфраструктуру туристской отрасли, организовать новые маршруты: экстремально-приключенческие экспедиции на Приполярном Урале, рыболовные туры в Нижневартовском районе. Также помогают расширить спектр предлагаемых услуг прокат квадроциклов и снегоходов, туристского инвентаря, снастей для спортивной зимней рыбалки.

Для эффективного развития туриндустрии в ХМАО необходимо решить и ряд  других задач. Прежде всего – это создание новых  рабочих мест, удовлетворение платежеспособного  спроса населения на рекреационные  услуги.

Необходимо  совершенствование  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров для объектов инфраструктуры туристской отрасли. Среди мероприятий  по формированию эффективного механизма  управления туристскими ресурсами  и туриндустрией на территории округа выступает одним из главных обеспечение  подготовки кадров для туристской отрасли.  В настоящее время подготовкой кадров для туротрасли занимаются 4 вуза и 2 ссуза. Подготовка ведется по следующим специальностям: «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах», «Туризм», «Гостиничный сервис», «СКСиТ». С учетом планируемого развития отрасли, числа специалистов окажется недостаточно. Особенно остро стоит проблема подготовки кадров в округе в таких отраслях, как экологический, спортивный экстремальный туризм. Присутствует определенный дефицит кадров среднего звена (гиды-проводники, экскурсоводы). А также необходимо обеспечить содействие  в организации повышения квалификации  и переподготовки кадров в  области туризма, гостиничного  бизнеса, сферы рекреации и  развлечения.

 

 

 

    1. Перспективы развития туристской инфраструктуры на территории ХМАО – Югры

 

Проводимая компания по формированию положительного имиджа автономного  округа в России и за рубежом, развитая инфраструктура, события международного и российского значения, проходящие в округе, несомненно, способствуют росту привлекательности его как объекта для туризма. По мнению руководства региона, следует ожидать постепенного роста доли туризма с целью досуга, рекреации, отдыха. Кроме того, следует ожидать медленного роста количества иностранных туристов. Этот вывод основывается на увеличивающемся интересе иностранцев к России в целом и к Югре в частности, проявляющемся на международных выставках, а также в увеличивающемся потоке обращений иностранных граждан, как в органы власти, так и непосредственно в туристические компании.

На территории округа успешно работают предприятия, занимающиеся въездным туризмом они равномерно рассредоточены по всему округу, что позволяет формировать и реализовывать турпродукт, охватывающий все муниципальные образования. К примеру, в восточной зоне с 1986 года работает на туррынке «Туристско-транспортная корпорация «Спутник». Они предлагают этнографические, экскурсионные программы, активный отдых, включая экстремальный, туры выходного дня.

В западной зоне «Туристическая компания Югра Сервис» предлагает услуги по организации конгрессно-делового, событийного, оздоровительного, делового туризма, активного  отдыха (спорт, охота, рыбалка), речных круизов по Оби и Иртышу, туров для молодоженов, школьников и студентов. Компания «Югра-Трэвел» предлагает маршруты по этнографическому, экологическому, познавательному, событийному, спортивному туризму, речные экскурсии по Иртышу.

Компания «Ю-ТУР» специализируется на организации экскурсионных, семейных, детских, молодежных, образовательных, социальных программ. В северной зоне туроператор по внутреннему и въездному туризму «Бедкаш» предлагает активный, экстремальный отдых, рыболовные туры на реки Приполярного Урала

Всего 110 туристических фирм осуществляют свою деятельность на территории автономного округа. В сфере въездного туризма преобладает деловой туризм. По оценке Комитета по туризму автономного округа в 2008 году доля туристов посетивших Югру с целью досуга, отдыха, лечения и профилактики составила 35% от общего количества, а доля путешествующих с деловыми целями составила 65%. [13]

По данным комитета по туризму, лидерами по посещению являются Сургут, Ханты-Мансийск, так же популярностью у туристов пользуются Югорск, Нижневартовск.

В округе осуществляется политика по продвижению туристических возможностей автономного округа на внутренних и внешних туристических рынках, посредством взаимодействия с окружными, региональными, российскими и международными СМИ, а также в рамках участия в крупнейших российских и международных выставочных проектах. Имидж Югры, как одного из стабильно развивающихся регионов России и одного из наиболее динамично развивающихся центров культуры и искусства, спорта и туризма ежегодно укрепляется на мировом туристическом рынке, что обуславливает ежегодное увеличение туристов и деловых партнёров из Германии, Венгрии, Финляндии и других зарубежных стран. Комитет по туризму награжден Дипломом лауреата IX юбилейной ежегодной международной премии «Лидеры туриндустрии» в номинации «За успехи в развитии внутреннего туризма», Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отмечен именным орденом «За заслуги в развитии российского туризма», наградами отмечены ряд туристических компаний автономного округа: ООО «Туристическая компания Югра Сервис» стала обладателем памятного знака «Большая стилизованная корона» категории GOLD в номинации «Лучший проект по развитию внутреннего туризма» за проект «Конференц-туризм и инсентив программы в городе Ханты-Мансийске», ООО «Вэллнесс-отель Югорская долина» получила диплом лауреата премии в номинации «За успехи в развитии конгрессного туризма». [8]

По информации пресс-службы губернатора округа Натальи Комаровой, совершенствованию внутреннего туристического рынка также будет способствовать еще одна административная мера. В перечень объектов лицензирования на 2012-2013 годы включат термальные источники. Это поможет наладить цивилизованный процесс геологического изучения, разведки и добычи подземных вод и лечебных грязей.

Развитие этнотуризма с участием коренных народов Севера, их традиций и обрядов губернатор Югры Наталья  Комарова считает своевременной и важной задачей.

Ежегодно в Югру приезжает почти 400 тысяч туристов. Из них приблизительно восемь тысяч – иностранные гости. Для развития этнотуризма в округе действует целевая программа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера на 2011 – 2013 годы». На вовлечение коренных народов в туристическую деятельность и формирование туристических продуктов запланировано финансирование в размере 72,8 миллионов рублей. А на грантовую поддержку этнотуризма предусмотрено 12 миллионов.

Развитие этнотуризма имеет  не только положительный экономический  результат, а в первую очередь, предполагает огромный социальный эффект. На первое место выходит занятость местного населения. Развитие этнографического туризма, несомненно, способствует и развитию сопутствующих сфер: производство сувениров, строительство средств размещения туристов, услуг питания и т.д. Появляется возможность развития производства, фермерского хозяйства, традиционных промыслов и ремесел.

Показательным в развитии этнотуризма  является опыт Кондинского района.

В Кондинском районе существует несколько мест, которые уже успели снискать добрую славу среди туристов: этностойбище Элы Хотал неподалеку от города Урай и Учинский историко-этнографический музей имени Хомякова в поселке Половинка. Эти туристические уголки предоставляют множество услуг.  В этностойбище летом можно отправиться в лес по грибы и ягоды, спуститься на лодке по реке Конда, зимой – покататься на снегоходе, лыжах, санях. Количество услуг, которые предоставляет Учинский музей, также впечатляет. В этнографическом музее можно провести не только выходные, приняв участие в национальных обрядах и отведав блюда мансийской кухни, но и приехать в день свадьбы для участия в старинном обряде.

Губернатор Югры Наталья Комарова отмечает: «Именно на развитие этнотуризма и вовлечение в разработку туров, маршрутов, обрядных и мифологических этнопрограмм самих представителей народов ханты и манси мы сделали ставку в профильной окружной программе, которая соответствует концепции федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в России на ближайшие 5 лет».

Информация о работе Предпосылки развития внутреннего и въездного туризма в ХМАО-Югре