Предпосылки развития внутреннего и въездного туризма в ХМАО-Югре

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить предпосылки и перспективы развития внутреннего и въездного туризма на территории ХМАО – Югры.
Задачи исследования:
• проанализировать понятие внутреннего и въездного туризма
• дать характеристику туристско-рекреационного потенциала ХМАО-Югры;
• выявить приоритетные направления туризма в ХМАО-Югре
• определить сильные и слабые стороны туристской инфраструктуры ХМАО-Югры;

Оглавление

Введение ___________________________________________________________3
1. Основные теоретические аспекты внутреннего и въездного туризма____5
2. Обзор рынка туриндустрии ХМАО-Югры
2.1.Основные направления туризма в Югре ________________________12
2.2. Югра – центр этнографического туризма_______________________17
2.3. Сильные и слабые стороны развития туризма в ХМАО – Югре____20
3. Перспективы развития туристской инфраструктуры на территории ХМАО – Югры ___________________________________________________23
Заключение ________________________________________________________27
Библиографический список __________________________________________30
Приложения _______________________________________________________32

Файлы: 1 файл

курсовая ГОТОВО.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Институт сервиса  и социально-культурных коммуникаций

Кафедра менеджмента  туризма и гостиничного бизнеса

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специализации

Предпосылки развития

внутреннего и въездного туризма в  ХМАО-Югре

 

 

 

 

 

                            Исполнитель:

Хомякова Татьяна  Владимировна,

студентка 5курса,

заочная форма  обучения,

специальность «Менеджмент организации»

срок обучения: 5,5 лет

Руководитель:

Селиванова  Л.В.

доцент кафедры МТиГБ

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

 

Содержание

Введение ___________________________________________________________3

  1. Основные теоретические аспекты внутреннего и въездного туризма____5

2.  Обзор рынка туриндустрии  ХМАО-Югры

2.1.Основные  направления туризма в Югре ________________________12

2.2. Югра – центр этнографического туризма_______________________17

2.3. Сильные и слабые стороны развития туризма в ХМАО – Югре____20

  1. Перспективы развития туристской инфраструктуры на территории ХМАО – Югры ___________________________________________________23

Заключение ________________________________________________________27

Библиографический список __________________________________________30

Приложения _______________________________________________________32

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туристическая индустрия, как системообразующая  отрасль экономики России, является сегодня одним из важных механизмов оживления экономики и оказывает стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие общества.

  Туристско-рекреационный потенциал России огромен. Он занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия. По оценке Всемирной туристской организации Россия может принимать до 40 миллионов туристов. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

Наличие разнообразных  туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически  все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др. [4, С. 18]

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением  Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

В посланиях  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и от 30 ноября 2010 г. отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к формированию условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей.

Объектом исследования данной работы является внутренний и въездной туризм на территории ХМАО-Югры.

Предмет исследований – оценка потенциала и условия развития внутреннего и въездного туризма в регионе.

Цель исследования – определить предпосылки и перспективы развития внутреннего и въездного туризма на территории ХМАО – Югры.

Задачи исследования:

  • проанализировать понятие внутреннего и въездного  туризма
  • дать характеристику туристско-рекреационного потенциала ХМАО-Югры;
  • выявить приоритетные направления туризма в ХМАО-Югре
  • определить сильные и слабые стороны туристской инфраструктуры  ХМАО-Югры;

Методологическая  база исследования:  институциональный  и системный подходы, анализ документов, вторичной социологической информации.

     Теоретической  базой курсовой работы являются  труды  Балабанова И.Т., Кабушкина Н.И., Бержакова М.Б., Кулибановой В.В., Чудновского А.Д., других отечественных и зарубежных авторов, а также научные статьи, данные социологических исследований, Интернет-ресурсы.

 

1. Основные  теоретические аспекты внутреннего и въездного туризма

 

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично  развивающихся отраслей мирового хозяйства. В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1996 года №132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под туризмом понимаются "временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".

К основным типам  туризма, согласно вышеназванному закону, относят:

- туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

- туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих  в Российской Федерации, в другую  страну;

- туризм въездной - путешествия в пределах Российской  Федерации лиц, не проживающих  постоянно в Российской Федерации.

При этом развитие въездного и внутреннего туризма  признается приоритетным.

Туристская  индустрия - совокупность гостиниц и  иных средств размещения, средств  транспорта, объектов общественного  питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия въездного туризма представляет собой очень сложную систему предприятий, её формирующую. [9, С. 112]

 

Туристские  услуги в международном товарообороте  выступают в форме так называемого "невидимого экспорта", который  во многом отличается от экспорта товаров:

Во-первых, туристский "товар" (новые впечатления, улучшение  состояния здоровья, расширение кругозора, установление деловых контактов  и т.д.) не подлежит хранению, складированию, возврату. Поэтому производитель этого товара должен планировать его продвижение более тщательно, учитывать необходимые время, мощности и ресурсы;

Во-вторых, потребитель  туристского продукта прибывает  для его получения в страну-экспортер, т.е. последняя избавлена от расходов по транспортировке, страхованию, оформлению грузов и составлению грузосопроводительной документации, от контактов с таможней;

В-третьих, зарубежные туристы могут приобретать в  принимающей стране разнообразные  товары по внутренним ценам, установленным  для собственного населения. Товары длительного пользования, купленные для собственных нужд, могут вывозиться туристами из страны. Таким образом, въездной туризм может содействовать экспорту обычных товаров ("внутренний" экспорт - без соответствующего таможенного оформления);

В-четвертых, обслуживание иностранных туристов на привычном для них уровне может потребовать импорта для них соответствующих медикаментов, продовольствия, напитков, туристского снаряжения, транспортных средств, спортивного инвентаря. Это особо актуально для развивающихся стран и государств с переходной экономикой, т.е. в отдельных случаях въездной туризм невозможен без импорта, поэтому требуется учет складывающегося торгового баланса. [16, С.89]

Таким образом, въездной туризм – прибытие и путешествие  по какой-либо стране (региону) лиц, не являющихся ее жителями (жителями региона). Въездной туризм с точки зрения получения доходов является активным, поскольку создает приток иностранной валюты; связан с предложением специфического туристического продукта. Для большинства стран он представляет приоритетное направление развития туристской (и национальной) экономики. [16, С.92]

 Существует  множество определений понятия  «внутренний туризм».

 «Туризм  внутренний   -   путешествия   в   пределах  Российской Федерации  лиц, постоянно проживающих в  Российской Федерации» - такая трактовка понятию приводится в Федеральном законе РФ Об основах туристской деятельности в РФ и в ГОСТе Р 50690-2000.

Внутренний  туризм - временный выезд граждан  конкретной страны с постоянного  места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами  национальной жизни.

Внутренний  туризм – систематизированная и  целенаправленная деятельность предприятий  сферы туризма, связанная с предоставлением  на территории Российской Федерации  туристских услуг и туристского  продукта внутренним туристам. Внутренний турист – ночующий, временный посетитель в коллективном или индивидуальном средстве размещения, постоянно проживающий в одной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов среды его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, не занимающийся в месте временного пребывания оплачиваемой работой. [4, С.103]

Функциональная  классификация видов внутреннего  туризма определяется целью поездок. В соответствии с данными признаками различают следующие основные виды туризма: рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, этнический, религиозный, образовательный.

Наиболее  распространенными  являются рекреационный  и познавательный туризм. Рекреационный туризм отличается большим разнообразием и может  включать зрелищно развлекательные программы, охоту, рыбалку, музыкальное и художественное творчество, посещения спортивных мероприятий в качестве зрителя и т. д. Лечебно оздоровительный туризм обусловлен потребностью в лечении различного рода заболеваний и оздоровлении организма после перенесенных болезней, а также поддержании молодости, красоты и здоровья, снятия стресса и усталости. Познавательный (экскурсионный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно.

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без  получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма  ВТО относит поездки для участия  в съездах, научных конгрессах и  конференциях, производственных совещаниях и семинарах, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров  и заключения контрактов, монтажа  и наладки оборудования. Деловой туризм включает: бизнес поездки, конгрессно-выставочный  туризм и инсентив – туризм. Инсентив - туризм представляет собой поездки, предоставленные руководством фирмы своим сотрудникам бесплатно в качестве поощрения за хорошую работу.

Спортивный  туризм предполагает выезд для проведения спортивных мероприятий в тех  или иных регионах. Его, в свою очередь, можно подразделить на профессиональный и любительский туризм. Любительский туризм, можно подразделить следующим  образом: зимние и летние, а также водные, воздушные, пустынные и горные виды спорта. Этнический туризм преследует цель посещения места рождения или происхождения семьи, а также места жительства родственников и/или близких. Этот вид туризма носит название ностальгического. Религиозный туризм основывается на религиозных потребностях людей различных конфессий. Он имеет две основные разновидности: паломнический туризм (отдельно следует выделить духовно паломническое направление) и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Образовательный туризм предполагает туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам. Наиболее популярными в настоящее время являются образовательные туры с целью изучения иностранных языков или углубления знаний иностранного языка. [3, С.76]

Информация о работе Предпосылки развития внутреннего и въездного туризма в ХМАО-Югре