Организация туризма в странах восточной европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Данная работа посвящена проблемам организации туризма в странах восточной Европы в летнее время. Целью моей работы является охарактеризовать экономическую сторону организации туризма, основные принципы и экономические категории данной сферы.
Экономические законы организации являются важным фактором для реализации турпродукта и его широкого распространения.
Важным фактором организации туризма являются факторы организации поездок и финансово – экономические показатели деятельности турфирм.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Организаторы туризма…………………………………………………..5
1.1. Перевозки……………………………………………………………………9

Раздел 2. Основные экономические законы и категории в туризме……….11
2.1 Раскрытие основных финансово-экономических
показателей деятельности турфирмы и особенности
организации турпоездки……………………………………………………….13
Раздел 3. Организационные формы туризма и основные категории…......14
Раздел 4. Сравнительная характеристика туристических зон
Восточной Европы……………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

география контрольная.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Эффект Веблена выражается в престижном демонстративном потреблении. Считается, что определенные товары привлекательны для людей, которые покупают их с тем, чтобы произвести впечатление на окружающих. В туризме такими примерами могут служить особо дорогие новинки туристического рынка.

Эффект мультипликатора  означает, что средства, вложенные в туристическую деятельность, дают не только прямой доход, но и опосредованно влияют на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.

11

Кривые безразличия (категория  безразличия) свидетельствуют о  том, что потребителю туристического продукта часто неважно куда ехать, главное, чтобы стоимость тура совпадала с финансовыми возможностями (бюджетным ограничением) потребителя.


 Для туристической  деятельности некоторые экономические  понятия и категории приобретают специфический смысл. Например, такое понятие, как «товар», т.е. продукт, произведенный для обмена, в туризме фактически эквивалентен понятию «турпродукт», т.е. совокупности вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста. Турпродукт оформляется в виде туристического пакета и реально представляет собой конкретный тур.

Туристическая рента  — регулярный твердый доход, не связанный с предпринимательской деятельностью. Причиной возникновения туристической ренты являются специфичность ресурсов туризма, их природно-оздоровительная, духовно-нравственная, эстетическая, историко-культурная и иная социальная значимость, а также уникальность. Монопольная туристическая рента образуется на основе хозяйственного использования туристических ресурсов уникального качества. Дифференциальная туристическая рента образуется на основе использования туристических ресурсов неравного качества .

 

 

 

 

 

 

12

2.1  Раскрытие основных финансово-экономических показателей 
деятельности турфирмы и особенности организации турпоездки

      Микроэкономический подход предусматривает прежде всего анализ деятельности хозяйствующего субъекта на туристическом рынке, т.е. туристической фирмы. В данном случае необходимо оперировать конкретными финансово-экономическими показателями, такими, как экономический эффект, эффективность, прибыль, рентабельность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда и др.

Современный микроэкономический анализ предусматривает также анализ бухгалтерской финансовой отчетности, умение рассчитывать финансовые коэффициенты (ликвидность, маневренность, автономность и др.). Это важно для знания финансово-экономического «здоровья» фирмы и ее платежеспособности.

Анализ структуры себестоимости и затрат турфирмы, осуществляемый в рамках бухгалтерского управленческого учета, позволяет

принимать правильные управленческие решения, максимизировать прибыль, минимизировать затраты.

Важно также представлять себе особенности организации турпоездки. Здесь оперируют такими понятиями, как ваучер (право на проживание в гостинице), трансфер (стоимость перевозки туриста от аэропорта до гостиницы), чартер (международный авиаперелет в оба конца). Определенное значение имеют знания основных элементов страхования, являющегося обязательным при осуществлении турпоездки.

 

 

 

13

Раздел 3. Организационные формы туризма и основные категории

       Туризм в зависимости от составляющих услуг, места их предоставления и обслуживаемых групп населения — туристов разделяется на внутренний и международный.

Внутренний  туризм—деятельность, связанная с  осуществлением туризма жителями данной страны на ее территории — внутренними туристами.

Международный туризм—  деятельность, связанная с осуществлением туризма жителей одной страны на территории другой страны. Такие туристы относятся к категории иностранных туристов. Деятельность и предоставление туристских слуг туристам на территории другой страны — выездной туризм а деятельность и предоставление туристских услуг на территории страны иностранным туристам — въездной туризм. Иногда используются термины и, соответственно.

Отметим, что более  общей категорией обладают понятия  «прием туристов» и «отправка туристов», они в одинаковой мере относятся как к внутреннему, так и к международному туризму. В статистике туризма имеет место понятие туристское прибытие. Именно по количеству туристских прибытий оцениваются туристские потоки. Из внутренней природы понятия туриста должно следовать, что раз турист прибыл, то значит он должен и убыть, т. е. уехать обратно в свою страну или местность постоянного проживания.

Статистику  туризма запутывают еще и транзитные туристы, следующие через территорию одной страны в другую. Для следования транзитом через страну обычно необходимо получение особой транзитной визы. Срок пребывания транзитных туристов в стране транзита ограничен. Это хорошо понятно на примере поездок российских туристов из Санкт-Петербурга в Швецию. Наиболее удобный путь для такой поездки — автобусом в Турку, а

14

далее на морском пароме компании «Викинг Лайн» в Стокгольм. По дороге следования через территорию Финляндии туристы на четыре часа останавливаются в Хельсинки для посещения популярного у россиян аквапарка «Серена». Но для Финляндии эти туристы будут считаться транзитными, хотя они пребывают в стране более суток на пути в каждую сторону и приобретают там большое количество товаров и услуг.

      Прием туристов характеризует деятельность по обслуживанию туристов, прибывающих в данный регион или туристский центр. Из этой деятельности по организации туризма вытекает загрузка перевозчиков, гостиниц, ресторанов и всей инфраструктуры туризма, приток денежной массы, а в случае иностранного туризма — валюты. Прием туристов вызывает интенсивное создание рабочих мест в туристском регионе или центре, способствует развитию экономики за счет эксплуатации местных туристских ресурсов. Существует понятие баланса между приемом внутренних туристов и иностранных.

По формальному признаку, все зависит от экономико-политических факторов. В СССР было важно принимать иностранных туристов по идеологическим и экономическим соображениям, что позволило создать особую отрасль по обслуживанию интуриста. Кроме того, туризм был важным источником иностранной валюты. В то же время, для определенных категорий иностранных туристов путешествия в СССР осуществлялись практически даром. Наблюдалась резкая разница в уровне туристского обслуживания, предоставляемого интуристам и советским гражданам. С введением конвертации рубля и выравнивания стоимости обслуживания произошли изменения, для ряда столичных фирм и туристских центров стало выгоднее принимать состоятельного туриста из Тюмени, чем относительно бедного и прижимистого немецкого туриста.

 

15

Отправка туристов —  также важная категория. Такая деятельность всегда сопровождается вывозом денежной массы в другие регионы, а в случае

иностранного туризма, в другие страны. Собственно рабочие  места образуются лишь в сфере  организации туризма и отчасти  в сфере перевозки. Поэтому отправка туристов никогда не является приоритетной отраслью для местной власти региона и в части выезда за рубеж — для государства. Стоит ли добывать нефть, качать ее по длинной трубе за рубеж, чтобы продать эту нефть и получить валюту, которую граждане туристы вывезут обратно в иностранные государства? Туризм образует довольно ощутимую утечку валюты за рубеж или денежной массы в другие регионы, и именно поэтому государства и стремятся развивать внутренний туризм, часто вводя жесткие экономические барьеры на пути выездного туризма. Но не следует забывать, что выездной туризм всех видов, в том числе и отправка внутренних туристов, дает местной казне достаточно солидные налоги.

Однажды петербургский  губернатор на туристской выставке подошел  к стенду крупной туристской компании, руководитель которой незамедлительно с гордостью сообщил, что оправляет за рубеж тысячу туристов еженедельно. Губернатор в запальчивости приказал лишить фирму лицензии и прекратить ее деятельность. — Неужели городской казне не нужен мой миллиард рублей налогов, которые я плачу в местный бюджет? — возразила руководитель туристской фирмы. Конфликт был исчерпан. Лишиться крупного налогоплательщика, вносящего исправно миллиард95 рублей в бюджет, — непозволительно. В ряде местных законов у субъектов Российской Федерации имеет место смешение понятий въездного и выездного туризма. Так, в законе Ленинградской области выездной туризм рассматривается с точки зрения границ областной территории. Выехал турист за пределы области, значит выездной туризм. Это приводит к смешению понятий и путанице в применении налоговых льгот и

16

преференций, поскольку  внутренний турист, покидающий пределы  области и направляющийся в Псковскую  область или на Черноморское побережье, лишается всех привилегий и приоритетов, что несправедливо. Он путешествует в пределах своей страны и, значит, относится к категории внутренних туристов. А внутренний туризм в России по закону имеет высший приоритет.

Имеет также место  понятие «национальный туризм»: совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.

 В ценах 1995 г. В те славные времена граждане новой России были миллионерами. Но не очень долго. А как было приятно положить в карман миллион и сходить в булочную.

      В развитых странах, где туризм развивается гармонично, присутствует баланс внутреннего и въездного туризма. Внутренний туризм способствует освоению и эксплуатации национальных туристских ресурсов и развитию индустрии и инфраструктуры туризма. Однако на практике не все страны могут позволить себе таковое, в особенности, если экономика страны полностью ориентирована на туризм. Так, 50 тыс. коренных андоррцев принимают ежегодно 12 млн. иностранных туристов. Можно, естественно, предположить, что им просто некогда выезжать из своей страны. Так, по статистике только 3 жителя этой страны в 1997 г. посетили Россию. Некоторые страны по причинам внутреннего устройства ограничивают выезд собственных граждан за рубеж или вводят меры государственного регулирования туристской деятельности. Рассматривая данные по статистике российского туризма и сравнивая их с аналогичными данными других стран, можно сделать удивительные выводы: в России в зарубежные туристские поездки выезжает 2 % населения. В то же время, каждый среднестатический венгр выезжает за рубеж 1,3 раза ежегодно. Если не считать младенцев и

17

престарелых, то получится , что каждый житель Венгрии, способный  путешествовать, выезжает за рубеж  два раза в год.

Следует учесть, что большой  обмен гражданами идет между странами СНГ или так называемого, «ближнего зарубежья». Поскольку в значительной части таких поездок виза не требуется, то учет количества туристов весьма приближенный. Также не требуется виза в ряд стран Восточной Европы.

Мизерный процент россиян, выезжающих за рубеж в туристские поездки96, прежде всего связан с низким платежеспособным спросом на туристские услуги или, конкретнее, — бедностью значительной части населения. Вторая, и немаловажная причина — существенные ограничения к выезду за рубеж по причине временных ограничений для работающих в отраслях и на предприятиях, связанных с ознакомлением с государственной тайной. Россия — страна с богатейшими природными и культурно-историческими туристскими ресурсами, которые способны удовлетворить любые потребности в туризме для собственных граждан. Но большие пространства вызывают длительные перевозки, которые в настоящих условиях поглощают огромные средства и ограничивают перемещение туристов. Этот фактор вызывает в настоящее время интенсивное развитие регионального туризма с максимальным использованием местных туристских ресурсов для удовлетворения потребности жителей в туризме и отдыхе.


Есть и другие экономические  факторы. Так, уровень и, соответственно, стоимость туристского обслуживания, особенно транспортная составляющая, возросли неадекватно доходам населения (исключая те самые 2 96, которые относятся к категории состоятельных граждан). Небезызвестная «горячая собака» hot dog стоит одинаково, что в Нью-Йорке, что в Москве. Номер с европейским сервисом (т. е. двухместный с удобствами и горячей водой) в трехзвездочной гостинице стоит примерно так же одинаково 50-100 USD. Но кто осмелится сказать, что доходы и, соответственно, покупательная

18

способность среднего жителя Нью-Йорка или Вашингтона (или любого другого города США) равна аналогичному показателю россиянина? Здесь и зарыта та самая собака, о которой мы 80 лет не могли говорить вслух. Именно, исходя из этих предпосылок, стоимость туристского обслуживания для российских граждан устанавливается ниже, чем для иностранных, что является нонсенсом для практики организации туризма за рубежом, где такой разницы нет. Поэтому в большинстве периферийный городов в гостиницах нет номеров, в которых можно было бы поселить иностранных туристов, т. е. двухместных с удобствами в номере и горячей водой.

Мы долго ломали голову, как отвечать иностранным журналистам  на вопрос: Почему для иностранного туриста вход в музей дороже?» В конце концов пришла понятная формула. Стоимость билета в музей для всех одинакова, но мы вправе установить социальную скидку для собственных граждан в целях поощрения их в ознакомлении с собственной культурой, и делаем это, устанавливая для россиян билет подешевле, причем существенно.

Вследствие низкой платежеспособности" 60 % россиян в 1997 г. остались дома и не предприняли попыток выехать в туристскую поездку, даже в пределах своей страны. В целом это не только приводит к депопуляции нации, но способствует возникновению социальной напряженности в обществе, воссозданию образа нового врага народа. В новых законах стабилизационных программ введен налог с продаж. Туризм в своей значительной части (в том числе и пользование гостиницами категории три звезды и выше, как России, так и за рубежом) стал относиться к предметам роскоши и приравнен мехам, ювелирным украшениям, автомашинам и др. Таким образом, признано, что для россиянина гостиничный номер с санузлом, т. е. по международному стандарту, приравнен к роскоши. Для обычных людей, например командированных специалистов, мелких чиновников и внутренних туристов, предусмотрены гостиницы с общими

19

туалетами и умывальниками  на этаже. Генерируются искусственные  препоны, как, например, организация нехватки бланков загранпаспортов. Так, например, в Санкт-Петербурге летом 1998 г. наступил кризис с бланками таких паспортов, поскольку срок действия большого количества документов, массово выданных в 1993 г. кончился. Город был согласен оплатить заказ новых бланков, но, тем не менее, такой заказ типографией, изготовляющей паспорта, не принимался. Соответственно, определенными чиновниками искусственно создавалась напряженность, со всеми вытекающими последствиями, хорошо знакомыми нам по периодам всеобщего дефицита.

Информация о работе Организация туризма в странах восточной европы