Организация обслуживания на предприятиях общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов организации обслуживания в индустрии общественного питания.

При этом ставятся следующие задачи:
Изучить специфику сервисной деятельности предприятий общественного питания.
Ознакомиться с историей возникновения и развития О.П. в мире и России.
Изучить современное состояние и тенденции развития П.О.П. в России.
Рассмотреть структуру О.П. в России.
Изучить организацию обслуживания на П.О.П.

Файлы: 1 файл

для курсача.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

     Аркадий Новиков открыл целую галерею  проектов. В числе первых: французские  франчайзинговые гастрономические бутики Hediard и Fauchon. Вслед за премиум-сегментом  Новиков взялся за средний ценовой  сегмент сетевой торговли продуктами питания. Следующий проект – сеть народных супермаркетов “Елки-Палки” в Москве. Первый магазин заработал в конце января 2005 года на Измайловском шоссе.

     Выходят на непрофильные рынки и другие ресторанные  компании. Компания “Арпиком” открыла  кондитерский бутик “Нуар Дезир” и магазин деликатесов “Делис”. Ассоциация ресторанов “Веста-Центр-Интернешнл” развивает сеть магазинов японской тематики, где представлены сувениры, посуда и продукты питания.

  1. Активное развитие сегмента демократичных заведений с меню, как правило, содержащим небольшое количество позиций простых, понятных среднестатистическому посетителю горячих блюд, холодных закусок и салатов. Многие рестораны начинают мотивировать своих посетителей к частичному или полному самообслуживанию за счет использования салат-баров, телег и т.д.
  2. Создание большинством крупных компаний централизованной управленческой структуры, единых стандартов обслуживания, обучающего центра и т.д.
  3. Интерес к кофейному бизнесу: практически каждая крупная компания на московском ресторанном рынке уже имеет свою кофейню, некоторые компании активно развивают это направление бизнеса в регионах, в том числе и по франчайзингу. При этом, как отмечают эксперты, в обеих столицах кофейный бум переживает заметный спад, а во многих городах России и ближнего зарубежья это направление отличается заметным повышением активности.
  4. Одна из основных тенденций отечественной индустрии питания: сегодня, как отмечают аналитики, российский ресторанный рынок находится на том уровне развития, который делает его перспективным для прихода иностранных ресторанных компаний и инвесторов. По всем прогнозам, в ближайшем будущем ожидается появление на рынке новых международных игроков (в том числе и таких крупных, как Starbucks и существенное повышение активности уже присутствующих иностранных операторов – Yum! Brands, Inc. с концепциями KFC и Pizza Hut; “Бразерс и Ко” с концепцией “Сбарро” и других) со значительным увеличением количества заведений питания на фоне роста инвестиционных бюджетов.
  5. Также многие крупные российские компании, имеющие производство в самых разных областях экономики и располагающие необходимыми возможностями инвестирования, в настоящий момент готовятся к выходу на перспективный ресторанный рынок. Как и в случае с пивными компаниями, некоторые из них собираются развивать ресторанное направление самостоятельно, а некоторые находятся в поиске стратегических партнеров среди успешных ресторанных компаний.
  6. Сейчас первостепенное значение для развития любой ресторанной компании имеют кадры. Посетители очень ценят уровень сервиса и никогда не вернутся в ресторан, где их плохо обслужили, какая бы качественная кухня там ни была. Соответственно, у ресторанной компании нет будущего без грамотно выстроенной кадровой политики. Для обучения и мотивации персонала в большинстве крупных компаний существуют собственные школы и используются собственные технологии.

     Реалии российского рынка общественного питания подталкивают рестораторов к освоению новых форматов и расширению географии бизнеса. Одно из перспективных направлений на этом пути, которое подходит сразу под оба перечисленных условия и одновременно отличается минимальной конкуренцией, состоит в организации заведений питания на автомобильных трассах.

     Одним из перспективных форматов, который, по всем прогнозам, будет активно осваиваться рестораторами в ближайшие несколько лет, является организация питания в высших и средних учебных заведениях.

     Первыми крупными компаниями, решившими организовать питание для российских студентов на современном уровне (в 2003 году), стали Subway и корпорация “Ростик Групп”. Subway открыла небольшую точку в Бауманском университете, а “Ростик Групп” совместно с администрацией – фуд-корт “Ресторанный дворик” в МГИМО, инвестиции в последний проект составили около $1 млн. Для “Ресторанного дворика” были выбраны самые популярные концепции корпорации: “Ростик'с”, “Планета Суши” и “Патио Пицца” (нынешнее название бренда “Иль Патио”). Общая площадь ресторанного дворика, включая рабочие помещения, составляет около 700 кв. м. В МГИМО продолжает работать и университетская столовая, которой также управляет “Ростик Групп”.

  1. Одно из условий прибыльности заведения общественного питания заключается в наличии качественного трафика. Именно оно ставится во главу угла при поиске помещений для ресторанов. В то же время некоторые заведения располагают высокой проходимостью уже по определению. В их числе рестораны на фуд-кортах торговых центров.

     На сегодня фуд-корты торговых центров наряду с кинотеатрами и развлекательными центрами – неотъемлемая часть городской инфраструктуры. Жители мегаполисов видят в посещении ресторанных двориков не только прекрасную возможность быстро перекусить, но и способ непродолжительного отдыха – эти “городские оазисы” пользуются популярностью почти у всех категорий населения. В то же время высокая проходимость фуд-кортов, то есть хороший оборот и эффективный промоушен, – одна из причин привлекательности формата для большинства игроков ресторанного рынка [2].

     Согласно  прогнозам аналитиков компании, по итогам 2008 г. объем российского рынка общественного питания превысит 630 млрд. руб., а московского - 120 млрд. руб. Ожидается замедление темпов роста российского рынка общественного питания (по итогам 2008 г. они составили около 15%). Это обусловлено тем, что потребительские предпочтения посетителей элитных ресторанов смещаются в пользу более демократичных заведений. Развитие различных сегментов рынка в 2008 году в России происходило неравномерно. Наиболее динамично развивался сегмент фаст-фуда. Ежегодный рост сегмента фаст-фуд, по нашим оценкам, составляет 20-27%. Наименее быстрыми темпами развивался сегмент элитных ресторанов. В ближайшие годы наиболее активно рынок будет развиваться в регионах, поскольку наладить бизнес в Москве становится все сложнее из-за нарастающей конкуренции, высоких арендных ставок и недостатка квалифицированных кадров.

     В настоящее время, по разным оценкам, доля сетевых предприятий в столице  составляет 25-35% рынка и продолжает увеличиваться. Крупнейшими игроками рынка в 2008 году стали «Макдоналдс», «Ростик Групп», «Кофе Хауз». В ближайшие несколько лет сетевые операторы будут иметь особый вес при формировании рынка общественного питания.

     В тоже время в России рынок еще  не достиг стадии насыщения, поэтому  темпы роста сохранятся на высоком  уровне (30-40%). Причиной такого роста стала возросшая покупательная способность россиян: все больше людей предпочитает питаться не дома, а посещать какие-либо кафе или закусочные. Основной рост оборота приходится на сегмент "быстрого питания" - наиболее доступный по ценам - и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте.

 

      2. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РОССИИ 

     2.1 Классификация видов предприятий общественного питания 

     На  сегодняшний день оказанием услуг  общественного питания, как одним  из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг [3].

     Тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции  и номенклатуры, предоставляемых  потребителям услуг.

     В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное  питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее  ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая  классификация типов предприятий  общественного питания:

  • ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
  • бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
  • кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
  • столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
  • закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.

     Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно  выделены следующие объекты сферы  общественного питания:

  • диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;
  • столовая - раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других организаций общественного питания;
  • буфет - структурное подразделение организации, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.

     То  есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий  общественного питания зависит  от таких факторов, как:

  • ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления;
  • техническая оснащенность предприятия общественного питания;
  • квалификация персонала;
  • качество и методы обслуживания;
  • виды предоставляемых услуг.

     Нужно отметить, что такие виды предприятий  общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы. Класс предприятия общественного питания – совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания [3].

     При определении класса предприятия учитывают следующие факторы:

  • уровень обслуживания;
  • изысканность интерьера;
  • номенклатура предоставляемых услуг.

     Ресторан «класса люкс» - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий.

     Обязательные  требования:

  • вывеска световая с элементами оформления;
  • оформление залов и помещений с использованием изысканных декоративных элементов;
  • наличие эстрады и танцевальной площадки;
  • наличие банкетного зала и отдельных кабин;
  • система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности;
  • мебель повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений;
  • столы с мягким покрытием;
  • кресла (диваны, банкетки) мягкие (в холле и вестибюле);
  • кресла мягкие с подлокотниками в обеденном зале;
  • металлическая посуда и столовые приборы из мельхиора, нейзильбера или нержавеющей стали;
  • фарфорофаянсовая посуда с монограммой или художественно – оформленная (допускается из керамики, дерева и т.п.);
  • сортовая стеклянная посуда из хрусталя, художественно оформленная посуда из выдувного стекла;
  • скатерти фирменные белые или цветные;
  • салфетки полотняные индивидуального пользования;
  • смена столового белья после обслуживания посетителей;
  • меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках типографским способом;
  • обложка меню с эмблемой или рисунком из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя;
  • печатная реклама (пригласительные карточки, буклеты);
  • ассортимент преимущественно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных, в т.ч. национальных блюд, изделий и напитков всех основных групп кулинарной продукции;
  • широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, виноводочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод;
  • выполнение особых пожеланий по изготовлению блюд на виду у потребителя;
  • обслуживание официантами, барменами, метрдотелями, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональную подготовку;
  • наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой и обуви;
  • выступление вокально-инструментальных ансамблей, солистов.

     Ресторан «высшего класса» - оригинальность интерьера, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий [3].

     Обязательные  требования:

  • вывеска световая с элементами оформления;
  • оформление залов и помещений с использованием оригинальных декоративных элементов;
  • наличие эстрады и танцевальной площадки;
  • наличие банкетного зала и отдельных кабин;
  • система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности;
  • мебель повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений;
  • столы с мягким покрытием;
  • кресла (диваны, банкетки) мягкие (в холле и вестибюле);
  • кресла мягкие с подлокотниками в обеденном зале;
  • металлическая посуда и столовые приборы из мельхиора, нейзильбера или нержавеющей стали;
  • фарфорофаянсовая посуда с монограммой или художественно – оформленная;
  • сортовая стеклянная посуда из хрусталя, художественно оформленная посуда из выдувного стекла;
  • скатерти фирменные белые или цветные (допускается замена индивидуальными салфетками);
  • салфетки полотняные индивидуального пользования;
  • смена столового белья после обслуживания посетителей;
  • меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках типографским способом;
  • обложка меню с эмблемой или рисунком из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя;
  • печатная реклама (пригласительные карточки, буклеты);
  • ассортимент преимущественно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных, в т.ч. национальных блюд, изделий и напитков всех основных групп кулинарной продукции;
  • широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, винно-водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод;
  • выполнение особых пожеланий по изготовлению блюд на виду у потребителя;
  • обслуживание официантами, барменами, метрдотелями, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональную подготовку;
  • наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой и обуви;
  • выступление вокально-инструментальных ансамблей, солистов.

Информация о работе Организация обслуживания на предприятиях общественного питания