Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 16:46, курсовая работа
Культурно-массовое мероприятие – понятие очень широкое и включает в себя проведение праздников, фестивалей, торжеств. На культурно-массовых мероприятиях органически соединяются искусство и спорт, духовная и физическая культура, что заставляет зрителей глубоко сопереживать искусству артистов театра, кино и эстрады, оперы, балета и цирка, приводит к достижению новых вершин в творчестве артистов и нового качества воздействия на зрителя. Культурно-массовые мероприятия - многожанровые зрелища, в которых сочетаются мастерство огромного числа профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов: солистов-певцов и хоров, коллективов классического балета и народного национального танца, артистов цирка и музыкантов (как солистов, так и целых оркестров – малых и больших, сводных и образцово-показательных) и т.д.
После того как сценарий праздника утвержден и получил право на жизнь, начинается активная подготовительная работа. Собирается рабочая группа, которая именуется штабом и получает право управления всеми организационными процессами подготовки, которые должны обеспечить бесперебойную практическую деятельность режиссеров-постановщиков, ассистентов, помощников. Штаб – это сложный механизм, решающий вместе с режиссером все возникающие проблемы с момента своей организации до окончания праздника.
Штаб должен обеспечить надежное развитие всех этапов подготовки праздника: организацию и оборудование мест для проведения репетиций; подбор всех, кто должен практически воплощать режиссерский замысел; заключение договоров и др. Этой работе предшествует поиск, прием и оформление на работу режиссеров различных видов искусств, художников, балетмейстеров, хормейстеров, дирижеров и оркестрантов, радистов и осветителей, ассистентов и помощников режиссера, лиц, отвечающих за хозяйственное обеспечение, размещение заказов на изготовление спортивной одежды, театральных костюмов и реквизита, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Осуществляется художественное оформление мест проведения культурно-массового мероприятия и прилегающих к нему территорий, изготовление декораций, конструкций. Штаб заключает договоры с ответственными лицами и организациями, обеспечивает грузовым и легковым транспортом всевозможные перевозки как людей, так и праздничного имущества, отвечает за радиообеспечение мест проведения праздников и представлений.
Штаб работает по смете, утвержденной руководством культурно-массового мероприятия и несет ответственность за ее четкое выполнение.
Ассистенты режиссера формируют, организовывают оформление спортивных, физкультурных групп, коллективов художественной самодеятельности, распределяют их репетиции по площадкам и времени, проводят репетиции с профессиональными актерами и актерскими группами. На следующем этапе – готовят репетиции отдельных блоков представления, сводные и генеральные репетиции и, конечно, принимают активное непосредственное участие в проведении самого мероприятия.
Тренеры и преподаватели физической культуры осуществляют подготовительную тренировочную работу со всеми категориями участников спортивных программ: со школьниками, учащимися средних и высших учебных заведений, молодежью, солдатами.
Последовательность всех этапов этой работы следующая: в соответствии с требованиями, изложенными в сценарии и дальнейших режиссерских разработках, определяются контуры физкультурно-спортивной программы, после чего комплектуются спортивные группы исполнителей, во главе которых стоят преподаватели физической культуры. Обеспечивается необходимый инвентарь. Подготовка и предварительное обучение начинается задолго до выхода на стадион.
Рассмотрим организацию пространства культурно-массового мероприятия. На поле, как правило устанавливают несколько сценических площадок, приподнятых над полом, они позволяют рельефно выделить действия, на которых необходимо акцентировать внимание зрителей в данный конкретный момент. В финальных выступлениях на таких площадках устанавливают эффектные номера, например, построение высотных пирамид, ''ваз'', в процессе представления там маскируются сами участники, там скрывают необходимый инвентарь. Такие сцены обеспечены 3-4 ступенчатыми лестницами, а иногда и пандусами – наклонными плоскостями для въезда и съезда со сцены различных конструкций на колесах, схода лошадей и др.
Четкость и своевременность выхода и ухода с арены участников – главное условие бесперебойного и бесконфликтного проведения мероприятия. Не только исполнители, но и различная техника, реквизит, конструкции должны свободно, без помех появляться на поле из-за трибун, где они собираются и выстраиваются в соответствующие группы, чтобы затем проследовать на исходные позиции для начала выступления.
Даже на таких величественных стадионах, как Лужники в Москве, центральных стадионах Санкт-Петербурга, Киева, Тбилиси и других городов, эти вопросы решаются как первоочередные, несмотря на наличие в этих сооружениях достаточного количества широких ворот, расположенных по всему периметру стадиона. Сложнее ситуации на стадионах малых городов и поселков. Перед режиссером-постановщиком культурно-массового мероприятия задача входов и выходов на таких стадионах предельно затруднена.
Разметка поля, так называемые ''точки'' и ''кнопки'' – необходимое условие построений, перестроений и действий на поле. Размеченное поле создает необходимые условия для своеобразного ориентирования на нем каждого человека. Разметка также облегчает работу постановщика. Достаточно сказать с какой точки, в каком направлении и на какую точку должен переместиться данный участник, или с какой линии на какую должны перейти все участники, чтобы задание было выполнено.
Против каждой точки по передней линии устанавливают таблички с последовательными номерами, написанными с двух сторон. Соответствующие точки на задней линии пишутся на плашках, лежащих на земле и служат необходимым ориентиром при построении участников на исходном положении для выхода на поле. Аналогичные таблички по бокам поля определяют нумерацию шеренг. Существует еще ряд разметок. Они предназначены для построения сложных рисунков, букв, цифр, слов, знаков и т.п., имеют иную окраску и устанавливаются в тех местах, где должны быть выстроены эти рисунки.
Все исполнители должны привыкнуть к разметкам, научиться ориентироваться в них, передвигаться по точкам, линиям, по диагонали, между точками и др.
Красивые построения участников, создание четких рисунков, оригинальные перестроения во время входа на поле создают первое и очень важное впечатление. Только суммарное впечатление от комбинации: вход + упражнение, номер + финал + уход – даст объективную оценку творческого мастерства постановщика.
В массовом представлении все – свет и звук, костюмы и реквизит, оформление и мизансцены, служит одной цели – созданию художественного образа. Этой же цели служит создание фона. На празднике открытия и закрытия ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году в течение месяца подготовили 1500 девушек, которые освоили четкие гимнастические передвижения, трудные строи – от прямолинейных до многорядных концентрических кругов; разучили и исполнили гимнастические упражнения с лентами; создавали на глазах публики очень интересные рисунки и писали слова.
Как бы тщательно и талантливо не была проведена подготовительная работа, в процессе самого культурно-массового мероприятия режиссер все равно должен руководить всеми выходами, уходами, перестроениями. Самый простой способ управления – это сигнал флажками двух цветов. Четкая партитура последовательность номеров должна быть заранее расписана, с указанием времени выхода и длительности номера с точностью до секунд.
Режиссер должен иметь связь (по рации или телефону) с музыкальной студией, диктором, радиоузлом, руководством стадиона, осветителями, пиротехниками и др. На случай поломки средств связи, необходимо иметь отряд ''гонцов''-добровольцев.
Организация культурно-массовых мероприятий на стадионе – наиболее сложная проблема, тот кто научился проводить праздники, торжества, встречи и др. на стадионе, тот может эффективно и оптимально организовать труд работников исполнительских искусств на концертных площадках.
Вопрос поиска средств для проведения мероприятий культуры и искусства всегда стоял очень остро, и особенно большое значение он приобрел в посткризисный период.
Среди возможных источников финансирования можно выделить следующие:
Работа с государственными органами должна проводиться на разных уровнях: в качестве источников финансирования могут выступать:
Принято обвинять министерство культуры в нехватке денежных средств на проведение культурных мероприятий, и правительство, в результате действия которого министерство недополучает деньги из бюджета. При этом забывается, что в ведении непосредственно министерства (особенно после проведенных реорганизаций) находится достаточно небольшое число учреждений культуры по сравнению с их общим количеством по всей стране.
Однако, сотрудничать с министерством культуры необходимо, и в первую очередь – для получения особого статуса мероприятия, проводимого под эгидой минкульта, что, безусловно, вызовет у потенциальных спонсоров больше доверия, нежели чем мероприятие, проводимое без какой-либо государственной поддержки (пусть даже эта поддержка не носит материальный характер). Министерство культуры, в данном случае, выступает своего рода гарантом достаточно высокого уровня проводимого мероприятия.
В свете вышесказанного необходимо отметить, что занимающийся фандрайзингом специалист должен быть также знаком со всеми существующими на данный момент президентскими и федеральными культурными программами, о проведении и правилах участия в которых сообщается в правительственной прессе. Для продюсера очень важно иметь собственные источники информации в аппарате проведения подобных программ, – это позволит заблаговременно и правильно подготовить все необходимые документы. Безусловно, шанс стать участником подобной программы и получить финансирование из этого источника достаточно невелик, однако, в случае успеха, выделенные деньги могут покрыть несколько весьма существенных статей расхода. Не стоит также пренебрегать и участием в подобной программе без получения финансирования – это также вопрос престижа проводимого вами проекта. К тому же, возможен вариант, при котором спонсоры вашего мероприятия, входящего в какую-либо федеральную программу, могут получить некоторые налоговые льготы и иные благоприятные для развития собственного бизнеса перспективы в результате общения с представителями структур управления государством.
Вопрос налоговых льгот также невероятно актуален для привлечения потенциальных спонсоров. Во-первых, необходимо быть хорошо знакомым со всеми существующими на данный момент льготами. Они немногочисленны, но для некоторых структур могут быть весьма существенны.
Также важно упомянуть о том, что налоговые органы – достаточно богатая структура, которая, в свою очередь, также может быть потенциальным заказчиком, а стало быть, источником финансирования мероприятия.
Очень значительные средства может принести сотрудничество с религиозными организациями различного вероисповедания. Подобное сотрудничество может заключаться как в проведении специализированных культурных проектов для данных организаций, так и просто участие данных организаций в вашем проекте, особенно если этот проект носит благотворительный характер.
Немаловажным источником поддержки вашего проекта могут выступить также силовые структуры – МВД, ФСБ, Минобороны и пр. В бюджете данных организаций существуют определенные статьи расходов, позволяющие выделять некоторые средства на финансирование культурных мероприятий. Сотрудничество с данными структурами также может проводиться на взаимовыгодной основе (шефские концерты, благотворительные мероприятия и пр.) Помощь данных структур может заключаться не только в финансировании, но также, в предоставлении рабочей силы, транспорта для перевозки, массовки (кино, театр) и пр.
Как видно из всего вышеизложенного, вариантов сотрудничества между учреждениями культуры и государственными организациями - огромное множество.
В первую очередь, необходимо разграничить два основных понятия – спонсорство и меценатство. Спонсорство – термин коммерческий. Спонсорство предполагает финансирование проектов в обмен на рекламу финансирующей компании. Меценатство – категория благотворительности. Оно представляет собой безвозмездное предоставление средств на тот или иной проект, что называется «из любви к искусству».
Существует несколько видов спонсорства:
- целевое финансирование проекта;
- нецелевое финансирование той или иной организации;
- инвестиционное спонсорство;
- техническое спонсорство;
- поддерживающее спонсорство;
- бартерное спонсорство.
Целевое финансирование предполагает выделение денежных средств непосредственно на тот или иной проект. При этом представители компании-спонсора имеют право осуществлять строгий контроль за распределением денег. В некоторых случаях это может быть целевое финансирование конкретной статьи расходов.
Нецелевое финансирование заключается в выделении денег организации культуры и искусства, и уже менеджмент данной организации имеет все права на распоряжение предоставленными средствами. Деньги могут расходоваться как на какой-то конкретный проект, на серию проектов, так и на обеспечение жизнедеятельности организации.
Компании какого направления деятельности с большей вероятностью могут выступить в роли спонсора в настоящее время в России?
В первую очередь, это, конечно же, крупные консорциумы и корпорации (например, консорциум «Альфа-Групп», «Норильский Никель», «Логоваз». В такого рода организациях обычно существует специальный отдел, занимающийся разработкой спонсорской политики организации. Часто это может быть подразделение в отделе рекламы, либо отделе общественных связей (PR). Данные организации, безусловно, предпочитают работать с крупными, престижными или благотворительными проектами, которые способствуют созданию у населения положительного имиджа организации. Также именно крупные компании часто выступают в роли инвестиционного спонсора.
Инвестиционное спонсорство более распространено на западе, нежели чем в нашей стране, поскольку в России проводится не так много коммерческих культурных проектов. Инвестиционное спонсорство заключается во вложении средств в реализацию проекта, с условием, что затем эти деньги будут возвращены спонсору из полученных от осуществления проекта доходов. Данная схема похожа на схему кредитования, но в качестве процентов компания-спонсор получает бесплатную рекламу. Безусловно, у такого вложения средств достаточно высокие риски, но, тем не менее, примеры подобного сотрудничества существуют.
Информация о работе Организация и проведение культурно-массовых мероприятий