Массовые зрелища и организация маскарада

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увесилительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Файлы: 1 файл

kursach_goncharovoy 11111.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Введение.

В настоящее  время в структуре современной  культуре все большее место занимают увесилительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Проявление  всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов  и исполнением традиционных обрядов  идёт через праздник. На данном этапе  социокультурного развития при организации  массовых праздников широкое распространение получило использование маскарада как формы праздничной культуры. Пристальное внимание к маскараду обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день.

Актуальность  работы заключается в том, что  особое внимание к праздникам маскарадного типа обусловлено также и тем, что они выступают в качестве эффективной и доступной формы развития креативной сферы современного общества, поскольку содержат широкий круг возможностей для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников.

Объектом курсовой работы является маскарад как форма организации массового зрелища.

Предметом работы – специфика подготовки маскарада и маскарадного действа.

Цель курсовой работы - изучить и проанализировать этапы создания маскарада и современные тенденции в организации маскарада.

Для достижения поставленной цели нами были выявлены следующие задачи:

- изучить сущность маскарада и виды маскарадного действа.

- проанализировать методику организации маскарада. 

- познакомиться с истоками маскарадного действа.

- дать характеристику знаменитого венецианского маскарада.

Рассмотрение  синтетических взаимодействий различных  искусств в маскараде  рассматривали  многие авторы в разные периоды, обращались к проблемам фестивалей: А. Зись, М. Каган, Ю. Борев, В. Михалев, Е. Мурина, М. Алпатов, этой же проблеме посвящены  диссертационные исследования, а также сборники научных статей.

 

 

 

Глава 1. Маскарад как одна из форм массового зрелища.

1.1 Понятие маскарада.

Изучив печатные источник, мы не смогли остановиться на каком-то конкретном определении и использовали в данной работе несколько.

Театральная энциклопедия определяет маскарад следующим образом (от фр. Mascarade, ит. Masherata) – это празднество, бал, вид массового народного  гуляния с уличными шествиями, театрализованными играми, участники которого надевают маски и особые костюмы. Маскарады, главным образом, проходят под открытым небом.

По словам Немирович-Данченко маскарад - народное гуляние, в ходе которого нарушаются (чаще всего переворачиваются, заменяются на противоположные) правила и нормы обычного поведения, в том числе и словесного (отменяются запреты на слова, которые в других условиях употреблять публично не принято). Свобода и раскованность поведения, предусматриваемые правилами маскарада, способствуют временной компенсации жестких норм социального поведения, присущих обычной жизни.

Средством художественного  выражения перевертывания социальных ролей на маскараде служит пародийная форма маскарадного костюма. Маскарад - действо характерное для народной, массовой "смеховой" или "неофициальной" культуры средневековья и Возрождения, а так же для более поздних форм, опирающихся на те же традиции или воспроизводящие их.

Эффект маскарадного зрелища заключен в приеме инверсии (перестановки) членов универсальных, символических противопоставлений (царь - раб; господин - слуга; мужчина - женщина; президент - избиратель и т.д.) Этот прием стал универсальным для массовой культуры, вплоть до его прямых заимствований (хэппенинги, рок-зрелища, предвыборные митинги).

Итак, подводя  итог по сущности маскарада, следует  отметить, что в основе любого театрализованного действа лежит игра. И в отличие от любого театрализованного действа в маскарадной игре принимают участие сами зрители, которые и зрителями-то не являются [6; 53].

Здесь очень  актуальна знаменитая фраза М.М. Бахтина "...В маскараде сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах".

Следовательно, для каждого человека маскарад – это игра в невозможное. Игра же – это особого типа модель действительности, она воспроизводит те или иные ее стороны, переводя их на язык своих правил.

Итак, мы пришли к выводу, что  игра подразумевает реализацию особого — "игрового" — поведения, отличного и от практического, и от определяемого обращением к моделям познавательного типа. Игра подразумевает одновременную реализацию (а не последовательную смену во времени) практического и условного поведения. Играющий должен одновременно и помнить, что он участвует в условной (не подлинной) ситуации (ребенок помнит, что перед ним игрушечный тигр, и не боится) и не помнить этого (ребенок в игре считает игрушечного тигра живым). Умение играть заключается именно в овладении этой двуплановостью поведения.

 

1.2 Истоки маскарада.

Перед тем как  начать анализировать этапы организации  маскарадного действа, хотелось бы уделить  внимание истокам маскарада.

Зарождение  маскарадов относят к Древней  Греции. Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями (комос) с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными установками. Впереди их  находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют «carrus navalis» т.е. «морская колесница». На нем, как правило, располагалась костюмированная группа [ 4; 31-32].

На наш взгляд не менее интересен тот факт, что  в архаических культурах на покойников одевали маски, чтобы когда он встретиться во время пути в загробный мир с духами, они не смогли бы причинить ему вреда. Этот ритуал культивировался и в более поздний период.

В средневековой  Европе маскарад как театрализованное шествие с играми, инсценировками, забавами и фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную культуру романских народов и наиболее точно и наиболее точно проявил свою сущность во время проводов зимы – весеннего народного праздника.

Особое внимание уделялось искусству декоративного костюмирования. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Маскирование участников шествия, бутафорские элементы убранства, декоративные установки -  все вместе в маскарадно-зрелищной театрализации помогало «переворачивать» жизнь [ 7; 44].

Однако, поведение человека в этом случае было крайне противоречиво. С одной стороны, человек, прикрываясь маской прятался, защищаясь от нечистой силы, с другой же, он входил с ней в диалог и даже в определенные игровые отношения, т.к. зачастую его маска имела образ самой нечистой силы и человек как бы пародировал эту нечистую силу.

Это же относится  и к одежде. Переодеваясь в чужой  костюм, в одежду странную, нарушающую норму, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии а то и вовсе вступал во взаимоотношения с потусторонними силами.

Итак, проанализировав  историю развития маскарадов, можно сделать вывод о том, что довольно популярный вид массового гуляния, а  это далеко не новый вид деятельности, имеющий свои разновидности особенности и характеристики.

 

1.3 Тематика маскарадного действа.

По мнению П.Н. Мимокова можно различить два типа мероприятий — как то маскарад и мероприятия маскарадного типа (ММТ). ММТ – это мероприятия, не являющиеся собственно маскарадом, но имеющие признаки его (карнавалы, театрализации). ММТ могут входить в состав любых мероприятий от концертов до фестивалей.

Маскарад как таковой возможен лишь на открытом воздухе и является, по большому счёту, прерогативой фестивальной жизни. Маскарады и ММТ позволяют вовлечь в праздник буквально всех его участников. Как правило, на многих фестивалях участники делятся на выступающих и зрителей. При этом если выступающий может переходить в разряд зрителей и обратно, то зритель часто зрителем и остаётся.

Также П.Н. Мимиков  видит цель маскарада в актуализации нравственных (духовных, душевных) потребностей его участников и организации их досуга, стимуляции творческой активности его участников.

Маскарадное действо может быть как самостоятельным мероприятием "по поводу", так и мероприятием в рамках фестиваля (концерта). В первом случае тематика маскарада будет связана с поводом к его организации, во втором с темой праздника в целом в качестве подтемы.

Кроме того, тема маскарада во многом будет зависеть от того какого этот маскарад типа. Вообще и в принципе возможно следующая классификация типов маскарадных действ:

• Локальные маскарады (городской, сельский, районный);

• Маскарады малой формы (корпоративные, маскарады в пионерских лагерях);

• Профессиональные (маскарад строителей, маскарады туристов);

• Маскарады-реконструкции и маскарады-стилизации (реконструкция или творческое стилизованное воспроизведение народных маскарадов (в том числе зарубежных), классических маскарадных форм);

• Маскарады, носящие политический и социальный характер (демонстрации, парады);

• Исторические и литературные маскарады (реконструкция исторических событий, слёты "ролевиков");

• Неформальные (народные) маскарады;

• Элитарные (цеховые) маскарады (на уровне различных общественных объединений, в рамках фестивалей искусств, художественных выставок, слётов и т. д.)

Следует отметить, что при выборе тематики маскарада следует учитывать аудиторию, на которую он рассчитан: возраст, социальный статус (профессиональные маскарады, маскарады политического характера и т. д.), среду, менталитет. Тема маскарадного действа, в основном, реализуется аналогично реализации темы любого другого театрализованного действа, но с учётом того, что "актёрами" на маскараде, как правило, выступают его же зрители. Учитывая, определённую асоциальность маскарада, тема может быть довольно демократичной [ 2].

Итак, изучив виды маскарадов, мы пришли к выводу, что  идея маскарада формируется из его темы. При этом следует обратить внимание на её актуальность для участников маскарада. Если идея не будет касаться их проблем и потребностей, то вряд ли удастся склонить зрителя к интерактиву.

 

 

1.4 Методика организации маскарада, его форма и содержание.

Как отмечает О. Немиро, образное решение фестиваля, маскарада и маскарадного действия вполне естественно вытекает из их темы и идеи. Согласно идее и теме подбираются маскарадные костюмы, выстраивается декоративно-художественное оформление, пишется сценарий и организуется действенный ряд. На образное решение также влияют и жанровые особенности того или иного маскарада. Так, если это маскарад-реконструкция бородинского сражения, то по жанру его нельзя назвать комедийным, это будет эпический карнавал. Впрочем, трагедия, драма и эпос – редкие для маскарада жанры. Чаще маскарад может представлять собой комедию, фарс, буффонаду.

Главными действующими лицами маскарада могут быть заранее подготовленные участники (актёры), которые будут задавать эмоциональное состояние всего процесса, координировать их действия участников и формировать образную структуру мероприятия. Задача режиссёра здесь состоит в чёткой постановке задач перед "лидерами".

Не мало важно, что маскарад может иметь сюжет, как, например, театр-шествие, когда каждая часть шествия является продолжением какого-либо сюжета. В сюжетном маскараде в разных частях шествия развиваются разные сюжеты, либо просто формируются какие-либо образы. Примером для последнего является бразильский карнавала, когда каждая из "школ самбы" формирует свою идею и показывает её не в форме сюжета, а в форме системы образов (танцы, декорации, костюмы, оформление передвижных площадок). В то же время маскарад может и не иметь сюжета, а представлять собой некий процесс. Здесь можно вспомнить о колядках, которые представляют собой воспроизведение народного праздничного обряда. При всём при этом идея присутствует как в сюжетных, так и в бессюжетных формах маскарада.

По форме маскарады можно классифицировать также и, как имеющие форму шествия, и как не имеющие форму шествия и в виде смешанных типов.

Изучив электронные  источники, мы пришли к выводу, что  маскарад, не имеющий форму шествия, представляет собой жизнь, развивающуюся по маскарадным законам в течение какого-либо промежутка времени. Примером здесь может служить любой неформальный слёт на открытом воздухе, будь то фестиваль рок-фестиваль, слёты туристов, байкеров, просто тусовки маргинального типа. В условиях таких мероприятий даже при отсутствии организации могут возникать стихийные "маскарады-настроения".

По мнению М.М. Бахтина "маскарады-настроения" не планируются и не организовываются. Здесь имеет место быть единственный случай, когда тема и идея могут не проявляться. Здесь актуализируется некий мотив или повод, возникший стихийно в определённой тусовке.

Информация о работе Массовые зрелища и организация маскарада