Массовые зрелища и организация маскарада

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увесилительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Файлы: 1 файл

kursach_goncharovoy 11111.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Всякий маскарад должен иметь цель, которая бы стимулировала людей к участию в нём и стала впоследствии точкой (результатом, финалом, развязкой) всего мероприятия. Впрочем, это касается всех типов маскарадов. Цели при этом могут быть разные:

• Маскарад-конкурс. Например, в Бразилии это соревнование между различными танцевальными школами, и в итоге — "венок победителя".

• Маскарад-фестиваль. Показательные выступления на бесконкурсной основе.

• Маскарад-настроение. Эмоциональный подъём какой-либо группы людей выраженный в карнавальных формах.

• Маскарад-игра. Самый яркий пример — игры "ролевиков", которые могут реконструировать какие-либо исторические или литературные сцены, а могут быть плодом фантазии самих участников.

Также важно, что  действие на маскараде развёртывается как параллельно, так и последовательно. Это могут быть концерты и представления, шуточные спортивные состязания, театрализованные игровые программы и творческие конкурсы [ 3; 16-18].

Изучив различные  источники, мы пришли к выводу, что организация маскарада имеет несколько этапов:

1. Принятие решения  об организации маскарада, формулирование темы и идеи маскарада, разработка сценария и режиссёрского плана.

2. Подготовка маскарада начинается с организации оргкомитета, в состав которого, в зависимости от масштабов задуманного мероприятия, включается необходимое число организаторов. В задачи оргкомитета входит, прежде всего, общее руководство подготовкой к маскараду, утверждение общего плана проведения, контроль за ходом подготовки работ и т. д. При планировании маскарадного действа нужно учитывать некий "фактор риска". В отличие от других форм представлений в маскараде принимают участие все желающие, а это, как правило, люди не подготовленные, не имеющие опыта. Какие-то маскарадные мероприятия при этом могут оказаться провальными и сойти на нет уже в процессе самого маскарада, либо наоборот затянуться по времени.

3. Собственно  проведение маскарада. В первую очередь необходимо организовать группу энтузиастов, вокруг которой будет происходить объединение участников "с улицы". В наше время, маскарады ещё не получили должного распространения и со стороны выглядят несколько экзотично. Старые маскарады уже забылись, а новые ещё не начались. Люди не всегда знают и понимают как себя вести в условиях маскарада. Задача оргкомитета по возможности провести разъяснительную работу с населением. Иногда, допустимые для маскарада, вольности могут шокировать некоторых его участников. Здесь, необходимо как вести разъяснительную работу, так и осторожно внедрять эту допустимость в сознание людей и на первых порах быть весьма осторожным [10].

Следует отметить, что технически, организованный маскарад требует хорошего оснащения звукоусиливающей аппаратурой. Без микрофонов на сцене и громкоговорителей в процессе шествия управлять толпой "эмоционально разнузданных" людей практически невозможно.

Всякий маскарад строится по законам драматургии. У него, как правило, должна быть завязка, развитие, кульминация и развязка. Идеальный вариант – когда развитие сюжета или эмоционального настроя в маскараде постоянно нарастает. При этом сильно актуализируется значение развязки. По сути, развязка должна быть самым эмоциональным моментом в развитии маскарада. Но если вам удалось довести участников до большого накала страстей, то финал может смазаться и стать подобным вдоху без выдоха. Здесь требуется несколько осадить эмоциональное напряжение участников для чего оптимально учесть в структуре маскарада способы разрядки участников по его окончании. Одним из наиболее оптимальных вариантов является либо танцевальная программа, либо развлекательного плана концерт.

Подводя итоги  по данной главе, мы пришли к выводу, что  несмотря на, казалось бы, сугубо развлекательный характер, маскарад по своему содержанию носит подчас информационно-воспитательный характер. В его номерах и фрагментах затрагиваются проблемы актуальные для современного общества или определённой категории людей. Всё это делается в лучших традициях российских ярмарок и народных гуляний. Пожалуй, в проведении маскарада самое трудное и заключается в том, чтобы не свести празднество к примитивному празднику, и в то же время не превращать его в демонстрацию нерешённых проблем.

 

Глава 2. Современные  маскарады Мира.

2.1 Венецианский маскарад.

Изучив современные  маскарады Мира, мы решили остановиться на Венецианском маскараде.

Венецианский маскарад масок - самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.

Под покровом масок  рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии  дель арте" выходят на улицы и  становятся действующими лицами маскарада. Словно яркий луч солнца врывается маскарад в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому маскараду присуща таинственность и магия, мистика и колдовство [12].

Венецианский маскарад - величайший праздник Италии, на который ежегодно съезжаются тысячи участников и зрителей из различных стран. Венецианский маскарад считается одним из старейших карнавалов мира: он зародился еще во времена Средневековья, когда общая продолжительность всяких праздников составляла несколько месяцев в год. Духовными родителями этого пышного мероприятия можно считать венецианских аристократов, придумавших его для того, чтобы оправдать свое страстное желание пощеголять друг перед другом в необыкновенных нарядах и масках.

Венецианский маскарад – грандиозное событие в Италии и один из самых знаменитых карнавалов в мире. Этот костюмированный бал-маскарад – самый старинный из всех карнавалов планеты, ежегодно проходящий в Венеции. Традиционный Венецианский карнавал продолжается около двух недель, а дата его открытия зависит от начала католического Великого поста – маскарад стартует за 12 дней до поста и заканчивается в среду первой недели Великого поста. Венецианский маскарад имеет многовековую историю – первое документальное упоминание о нем относится к 1094 году, а его истоки восходят к античной эпохе. Праздник в честь бога Сатурна справлялся после сбора урожая и сопровождался массовыми гуляньями. Причем рабам во время праздника разрешалось сидеть за господским столом наравне с хозяевами, но, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками. В христианские времена церковь использовала этот старинный праздник для подготовки христиан к Великому посту, чтобы люди смогли вдоволь повеселиться. И опять же, чтобы уравнять все социальные различия между жителями Венеции, в дни маскарада люди надевали костюмы и маски [1; 73-75].

Наивысшего  расцвета Венецианские маскарады достигли в 18 веке, когда танцы на площадях и роскошные карнавальные костюмы стали истинными образцами высокой моды, а главными действующими лицами праздника стали герои итальянской комедии. Отсюда же взяли начало полумаски, которые сейчас носят название венецианских масок. Надо сказать, что маска в комедии указывала на особые качества героя, каждый персонаж имел свою маску, характерную только для него. Это положило начало появлению на улицах города Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина стала эмблемой карнавала. В конце 18 века, в связи с революционными настроениями с стране, карнавал практически угас, а в начале 20 века было наложено вето на его проведение и снято только в 1979 году по инициативе Федерико Феллини и с позволения Папы Римского. В 1996 году Венецианский карнавал получил собственный гимн, который написал известный кутюрье Пьер Карден.

В настоящие  дни Венецианский маскарад празднуется ежегодно и привлекает огромное количество туристов со всего мира. Венеция прекрасна в любое время года, но особенно она прекрасна во время проведения маскарада. Каждый год более полумиллиона поклонников этого волшебного праздника и просто романтики приезжают в Венецию, чтобы насладиться феерической обстановкой карнавалов прошлых веков, присоединиться к веселым уличным шествиям и принять участие в костюмированных представлениях. Традиционно карнавал открывается старинным ритуалом «Воло делла Коломбина», который возник еще в 18 веке. С колокольни на площади Святого Марка запускают бумажную голубку Коломбину, которая взрывается в полете и осыпает собравшуюся на площади толпу дождем из конфетти.

Основополагающим  также является ритуал, связанный  со средневековым праздником Festa delle Marie, знаменующим освобождение венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. На площади Святого Марка устраиваются театрализованные представления, а затем праздник выливается на узкие улочки, сопровождаясь музыкой, танцами и массовым весельем. В отличие от других мест, маскарад в Венеции полностью охватывает весь город – люди в костюмах всемирно известных итальянских персонажей: Арлекино, Пьеро, Панталоне и многих других заполняют все улицы, на просторных площадях разворачиваются концерты и спектакли, выступления фокусников, жонглеров, шпагоглотателей, мимов, акробатов, клоунов и заклинателей змей, устраиваются фейерверки, шумные гуляния и шествия. Кроме того, в многочисленных старинных дворцах Венеции проводятся традиционные костюмированные балы и эксклюзивные частные приемы. Для малышей проводится собственный детский карнавал на площади Сан Поло [ 1; 84].

На 12 дней Венеция  с ее улочками и площадями, каналами, гондольерами и мостами превращается в гигантскую сцену с декорациями для одного из самых грандиозных и ослепительных маскарадов в мире. Безудержная фантазия, безостановочная музыка, бессонные ночи, парад разукрашенных лодок и гондол на Большом канале, а еще маски, маски, маски… – все это магический средневековый праздник – Венецианский маскарад, и принять в нем участие может каждый. Маскарад завершается парадом костюмов, изумительным фейерверком над лагуной перед площадью Сан Марко и сожжением соломенного чучела – языческим ритуалом, символизирующим обновление природы, и массовыми танцами на площади Сан Марко. А звон колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья оповещает о начале Великого поста.

Изучив данный материал, можно сделать вывод  о том, что маскарадно-карнавальные традиции сохранились в нашей жизни, хотя они и изменили свою форму почти до неузнаваемости, но все равно они остаются одними из самых интригующих и популярных видов зрелищ.

 

Заключение.

В пределах изученных источников невозможно достаточно полно охарактеризовать все стороны маскарадного действа. Однако и представленный материал позволяет сделать несколько наблюдений, проясняющих его существенные особенности:

Маскарад является принадлежностью Нового времени  и развивается внутри официальной культуры.

Маскарад, в  отличие от карнавала, нельзя рассматривать как форму жизни. Если карнавал был не художественной театрально-зрелищной формой, а как бы реальной формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а которой жили почти на самом деле, то маскарад подчеркнуто условен и театрализован.

В маскараде  воспроизводятся далеко не все уровни жизни, а те, которые определяют его  структуру, реализуются эстетически  опосредованно.

В маскараде  человек освобождается от своей социальной роли, но получает взамен другую.

Таким образом, можно сказать, что собственно маскарадные  мотивы формируются в зоне личностного  самовыражения. С этой точки зрения "маскарадная интрига", "маскарадная мистификация" определяют русло, в котором может формироваться маскарадный сюжет, типологически более всего соответствующий романтическому мироощущению, хотя и не исчерпывающийся им.

Но, не смотря на всю свою красочность и креативность, на данное время маскарады практически полностью ушли из нашей жизни. Проводятся они только изредка, как изюминка и что-то необычное. Но такого распространения как раньше у них уже нет.

Итак, задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута.

 

Список литературы.

1. Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и эпохи Возрождения // М. - 1990 г.

2. Генон  Р. О смысле «карнавальных» праздников. – 1945. – Пер. Юрия Стефанова.

3. Гибсон, Р. Карнавал: Маски. Костюмы: пер. с англ./ Р. Гибсон. – М.: РОСМЭН , 1999.

4. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Барнаул, 1999.

5. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений туристического профиля // Финансы и статистика. - 2001.

6. Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. // М. Просвещение. - 1976.

7. Костомаров А. С. Маска как способ объявления лица в социокультурном пространстве. – Самара , 2006.

8. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» // М. Академия. - 2007.

9. Электронный  сайт Свободная энциклопедия  Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wikipedia.org/

10. Электронный  сайт YOTA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yota.ru/

11. Электронный  сайт Издание о высоких технологиях CNews [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/

12. Электронный  сайт RUМЕТРИКА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/

 


Информация о работе Массовые зрелища и организация маскарада