Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 07:50, контрольная работа
Социально-психологический климат в организации есть не что иное, как совокупность отношений работников к условиям и характеру совместной деятельности, к своим сотрудникам и руководству организации. Социально-психологический климат представляет собой совокупность чувств, настроений, мнений, интересов, ценностных ориентаций, установок, являющихся формами рационального и эмоционального отражения действительности и проявляющихся в поведении, поступках людей.
1.Социально-психологические условия труда, их роль в создании стабильного трудового коллектива. Влияние условий труда на работоспособность человека ……..………………………………………...... 3
2.Основные признаки классификации нормативных материалов по труду. Установление норм затрат труда на ручные, машинно-ручные и машинные работы. Определение величины основного и вспомогательного времени. Определение времени организационного и технического обслуживания рабочего места. Установление норм времени на отдых и личные надобности. Определение нормы подготовительно-заключительного времени ……………….……………………………………..………………... 6
3.Проектирование организации обслуживания рабочих мест…….…………...14
4.Задача .. ……………………………………………………………………………….…...18
Список использованных источников …………………………………………….. 19
СОДЕРЖАНИЕ
Список
использованных источников
…………………………………………….. 19
1.
Социально-психологические
условия труда, их роль
в создании стабильного
трудового коллектива.
Влияние условий труда
на работоспособность
человека.
Социально-психологический климат в организации есть не что иное, как совокупность отношений работников к условиям и характеру совместной деятельности, к своим сотрудникам и руководству организации. Социально-психологический климат представляет собой совокупность чувств, настроений, мнений, интересов, ценностных ориентаций, установок, являющихся формами рационального и эмоционального отражения действительности и проявляющихся в поведении, поступках людей. При этом климат может быть здоровым или нездоровым, благоприятным или неблагоприятным для функционирования организации.[1, с. 91]
Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата, обычно подразделяют на факторы макросреды и факторы микросреды.
Факторы макросреды, например, для производственных коллективов – это характер производственных отношений, существующие формы собственности, характер социальной защиты граждан(пособия, пенсии, страхование и т.п.), характер духовной атмосферы в обществе, особенности менталитета, национальной психологии, традиций, социальный престиж различных профессий и т.д.
Факторы микросреды, в свою очередь, подразделяют на две группы. Первой группой этих факторов является предметно-вещная сфера деятельности организации, т.е. весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов. Другая группа – является следствием социально-психологического отражения не предметно-вещной, а человеческой среды организации. Известный психолог И.Е. Киселёв относит к ним следующие[1, с. 92]:
- стиль и методы руководства;
- профессиональный и жизненный опыт работников;
-
ценностные ориентации, установки
и мотивы трудовой
-
степени удовлетворенности
-
жизненные планы и личные
-
индивидуально-типологические
-
уровень психологической
Психологи
отмечают, что с повышением уровня
образования психологический
Среди признаков благоприятного психологического климата в организации можно выделить следующие:
- доверие между членами коллектива, доброжелательность и деловая критика;
-
открытое выражение
- достаточная информированность членов коллектива о состоянии дел в организации;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу, нежелание переходить на новое место;
-
пребывание коллектива в
-
наличие контактов,
-
гармония между формальными (
-
эмоционально-практическая
Согласно учению немецкого социолога М.Вебера, единицей анализа человеческих общностей является социальное действие. Разработанная им типология социальных действий включает:
- целерациональные действия, цели и средства которых сознательно избираются индивидом, а критерием их адекватности служит успех;
- ценностно-рациональные действия – осмысленные и организуемые системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха;
- аффективные действия – определяемые непосредственными эмоциональными реакциями;
- традиционные действия – определяемые привычкой.
В социальных взаимодействиях людей происходит обмен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями. Единицу такого взаимодействия в социальной психологии называют интеракцией или трансакцией. Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует. При этом неважно, встречаются индивиды или нет.
Тесные
положительные межличностные
Способность человека к труду в определённом темпе определённое количество времени называется работоспособностью. Работоспособность характеризуется следующими психическими состояниями[1, с. 28]:
- мобилизация – предстартовое психическое состояние;
- врабатывание – состояние постепенного приспособления к наиболее экономичному, оптимальному режиму работы;
- утомление – состояние временного снижения работоспособности под влиянием длительных нагрузок;
- монотония – результат постоянного повторения однообразных действий при бедности внешней информации; сопровождается ощущениями скуки, заторможенности или оцепенения;
- переутомление – состояние прогрессирующего снижения производительности труда, сопровождаемое ошибками в действиях, выраженным нарушением дыхания, пульса, координации движений и т.д.
В практике менеджмента, в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного социально-психологического климата, используются различные психологические приёмы и методы[1, с. 78]:
- гуманизация труда, т.е. ликвидация монотонности, цветовая раскраска помещений и оборудования, использование специально подобранной музыки;
- психологическое побуждение через поощрение творчества, инициативы и самостоятельности;
- профессиональный отбор и обучение персонала фирм для эффективного применения индивидуальных способностей личности в трудовой деятельности;
- отбор людей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
- комплектование малых групп, исходя из критерия психологической совместимости работников;
-
установление нормальных
взаимоотношений между руководителями
и подчиненными.
2.
Основные признаки классификации
нормативных материалов
по труду. Установление
норм затрат труда на
ручные, машинно-ручные
и машинные работы. Определение
величины основного
и вспомогательного
времени. Определение
времени организационного
и технического обслуживания
рабочего места. Установление
норм времени на отдых
и личные надобности.
Определение нормы подготовительно-
Согласно Постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 26.11.2004 № 134 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению норм и нормативов для нормирования труда рабочих», нормы труда определяют величину и структуру затрат труда, необходимых для выполнения конкретной работы, и являются эталоном, с которым сравниваются фактические затраты труда. Объективность норм труда, используемых в организациях, в значительной степени определяется качеством нормативных материалов для нормирования труда, которые служат базой для расчета норм трудовых затрат.
Нормативные материалы для
нормирования труда
Нормативные материалы для нормирования труда (далее -нормативные материалы) - это регламентированные значения затрат труда (времени) на выполнение элементов или комплексов работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, бригады, структурного подразделения и т.д., а также численности работников, необходимых для выполнения производственных функций или объема работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства.
К нормативным материалам относятся:
-
нормативы режимов работы
-
нормативы времени (включая
-
нормативы регламентированных
- нормативы численности;
-
нормативы времени
- нормы времени, выработки и обслуживания, дифференцированные по элементам трудового процесса и степень укрупнения которых ниже устанавливаемых норм труда.
Нормативы режимов работы оборудования - регламентированные величины параметров работы оборудования, обеспечивающие наиболее целесообразное его использование. Они разрабатываются как в лабораториях, так и в производственных условиях, в ходе которых учитываются кинематические и динамические возможности оборудования.
Нормативы разрабатываются с учетом типа производства, вида оборудования, обрабатываемых материалов, характера обработки, применяемого инструмента и особенностей изготавливаемой продукции.
Нормативы времени - регламентированные величины затрат времени на отдельные элементы трудового процесса, предназначенные для расчета конкретных норм труда, нормированных заданий, разработки нормативов времени более высокой степени укрупнения.