Организация и проведение культурно-массовых мероприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Культурно-массовое мероприятие – понятие очень широкое и включает в себя проведение праздников, фестивалей, торжеств. На культурно-массовых мероприятиях органически соединяются искусство и спорт, духовная и физическая культура, что заставляет зрителей глубоко сопереживать искусству артистов театра, кино и эстрады, оперы, балета и цирка, приводит к достижению новых вершин в творчестве артистов и нового качества воздействия на зрителя. Культурно-массовые мероприятия - многожанровые зрелища, в которых сочетаются мастерство огромного числа профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов: солистов-певцов и хоров, коллективов классического балета и народного национального танца, артистов цирка и музыкантов (как солистов, так и целых оркестров – малых и больших, сводных и образцово-показательных) и т.д.

Файлы: 1 файл

Культурно-массовые мероприятия.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

1. Организация и проведение культурно-массовых  мероприятий

1.1. Культурно-массовые мероприятия

Культурно-массовое мероприятие – понятие очень широкое и включает в себя проведение праздников, фестивалей, торжеств. На культурно-массовых мероприятиях органически соединяются искусство и спорт, духовная и физическая культура, что заставляет зрителей глубоко сопереживать искусству артистов театра, кино и эстрады, оперы, балета и цирка, приводит к достижению новых вершин в творчестве артистов и нового качества воздействия на зрителя. Культурно-массовые мероприятия - многожанровые зрелища, в которых сочетаются мастерство огромного числа профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов: солистов-певцов и хоров, коллективов классического балета и народного национального танца, артистов цирка и музыкантов (как солистов, так и целых оркестров – малых и больших, сводных и образцово-показательных) и т.д.

Все работники исполнительских искусств являются действующими лицами культурно-массового мероприятия. С их непосредственным участием создаются патриотические и комические, ритуальные и театральные, эпические и исторические спектакли; рождаются яркие зрелища, в которых используются цветные костюмы, вымпелы, флаги, другой разнообразный инвентарь.

Не случайно сегодня режиссеры культурно-массовых мероприятий, где бы они не работали – в большом городе или маленьком поселке, они стремятся к объединению театрализованных и физкультурно-спортивных средств, как способу более активного и более мощного художественного воздействия на людей.

Современная ситуация характеризуется значительными сложностями в организации культурно-массовых мероприятий. Одной из острейших проблем остаются такие проблемы, как: 1) рациональное строительство, размещение и использование концертных площадок; 2) оснащение музыкантов музыкальными инструментами.

Наряду с фактами очевидного дефицита концертных площадок и репетиционных помещений наблюдается тенденция столкновения различных интересов вокруг этих объектов проведения культурно-массовых мероприятий. Наиболее характерными конфликтами в этом плане являются1:

  • борьба различных ведомств за владение помещениями, их реконструкцию (например, ведомство культуры и спорта, музыкальной общественности, органов охраны памятников и др.);
  • трудность совмещения интересов коммерческих фирм, реконструирующих объекты культурно-массовых мероприятий, и работников исполнительских искусств, которые пользуются плодами этой реконструкции, т.е. происходит потеря концертными и театральными объектами своего облика, стилевого единства, акустических и эстетических характеристик;
  • сложность, неразработанность концепции культурных комплексов, сосредоточенных на одном объекте и совмещающих в себе функции проката концертных программ, зрелищных и развлекательных мероприятий, обеспечения репетиций музыкальных концертов и т.д.

Сегодня в выигрыше оказались те, кто мобилен в передвижении, легок на вариации, способен удовлетворять самые разнообразные вкусы и запросы. Это, как правило, артисты эстрады, небольшие ансамбли, всевозможные шоу-группы. Солидные коллективы, требующие больших материальных затрат на перемещение и организацию культурно-массового мероприятия, в условиях рынка стали абсолютно неконкурентоспособными. Рассмотрим более подробно проблемы, имеющие место в организации труда работников исполнительских искусств.

 

1.2. Организация труда работников  исполнительских искусств

 

Труд работников исполнительских искусств – особенный творческий труд. Опираясь на стадийный подход к культурной деятельности, рассмотрим труд в исполнительских искусствах и проявление его специфики на двух стадиях процесса художественного производства. На первой стадии рождается художественный (идейный, эстетический, зрительный, звуковой, музыкальный) образ, создается, если так можно выразиться, "партитура" художественного произведения. Она закрепляется как в вещественных элементах (экспликации режиссера, макетах и эскизах художника, декорациях, световой и звуковой партитурах и пр.), так и в памяти исполнителей, их профессиональных приемах. Продуктом этой стадии производства является, по существу, оригинальное художественное произведение в форме театральных постановок, концертных и цирковых программ и номеров. Это предметные результаты труда, которые на стадии создания существуют обособленно по отношению к потребителю во времени и пространстве. Отметим, что в этом случае результаты творческого по своему характеру труда в сфере исполнительских искусств являются оригинальными достижениями даже тогда, когда мы имеем дело с интерпретацией театральной пьесы, литературного или музыкального произведения.

Продукты первой стадии являются промежуточными, так как в исполнительских искусствах процесс производства этим не завершается. Здесь художественный продукт не имеет вещной формы и может потребляться только во время его воспроизведения живыми исполнителями в форме театральных спектаклей, концертов и цирковых представлений, то есть в форме услуги, полезные свойства которой проявляются в виде целесообразной деятельности, направленной непосредственно на человека. Воспроизведение постановок, программ и номеров и есть вторая стадия процесса производства. В ней участвуют не все работники театров, концертных организаций и цирков. Но культурная услуга является результатом труда не только непосредственных исполнителей и тех, кто их обслуживает во время предоставления услуги, но и всех тех, кто участвовал в создании постановок, программ и номеров. То есть продукт второй стадии процесса производства в исполнительских искусствах включает в себя продукт первой стадии.

В процессе потребления художественные продукты творческих коллективов не уничтожаются. Это предметные результаты живого труда длительного пользования. Они обладают способностью накапливаться. Наглядным примером тому является репертуар театра, который есть ни что иное, как накопленные продукты труда его работников. Несомненно, они морально устаревают и умирают. Их жизнь, как правило, короче по сравнению с художественными произведениями в материальной форме.

Итак, результатом двух стадий процесса производства в организациях исполнительских искусств является совокупность потребительных стоимостей как единство двух форм художественного продукта: множество театральных постановок, концертных и цирковых программ и номеров, воспроизведенных в форме театральных спектаклей, концертов и цирковых представлений.

Исследование художественного производства с точки зрения его процесса и продукта помогает понять и характер труда участников культурно-массовых мероприятий. Здесь в качестве объекта трудового воздействия (предмета труда) выступает непосредственно человек. В едином процессе воспроизведения художественного произведения и его потребления, протекающем на одном и том же пространственно-временном отрезке, потребитель выступает активным действующим лицом. Зрители и слушатели являются соучастниками творчества. Их деятельность по освоению художественного продукта оказывает влияние не только на выступающих перед ними исполнителей, но и на количественные и качественные характеристики репертуара, в частности, его обновляемость, содержательную, возрастную и социально-демографическую структуру и другие показатели.

Эта особенность обуславливает ведущую роль живого труда в исполнительских искусствах. Здесь средства труда являются лишь необходимыми вспомогательными элементами в процессе производства. И даже материальное оформление постановок, программ и номеров, которое непосредственно участвует в создании художественного образа, играет лишь дополняющую роль к живому труду исполнителей. Следствием этого является низкий уровень материальных текущих затрат, технической оснащенности и фондовооруженности труда в театрах, концертных организациях и цирках по сравнению с материальным производством, отсутствие влияния данных показателей на производительность. Поэтому конкуренция между трудом и средствами труда здесь ограничена, а между творческим трудом и средствами труда — практически отсутствует. Такая особенность исполнительских искусств, как высокая доля затрат на живой труд, сохраняется и сейчас, когда все больше внимания уделяется материальному оформлению театральных постановок, концертных и цирковых программ, и все большую роль начинает играть их техническая оснащенность.

В исполнительских искусствах, как и вообще в нематериальной сфере, сложность труда выше, чем в материальном производстве. Одним из показателей, характеризующих ее, является квалификация работников. Так, в 1980 г. на 1000 занятых в материальном производстве приходилось 160 специалистов, а в организациях искусства — 403, то есть в 2,5 раза больше. А по специалистам с высшим образованием эта разница была еще больше — в 3 раза. Это соотношение сохраняется и в настоящее время. Как свидетельствуют исследования, в нематериальной сфере, в том числе в организациях исполнительских искусств, также выше объем накопленного опыта, выраженного в средней продолжительности стажа работы по избранной специальности, интеллектуальные способности рабочей силы, степень умственной нагрузки работников, их творческий потенциал.

Именно творческий труд играет ведущую роль в достижении конечного эффекта в исполнительских искусствах. Его носители — артисты, режиссеры, балетмейстеры, художники и пр. — предопределяют текущие и перспективные успехи коллективов. Способность к осмыслению и развитию накопленного человеческого опыта, творческому поиску, изобретательности, нетрадиционному мышлению — эти особые требования предъявляются не только к творческим, но и ко всем работникам, связанным с подготовкой новых постановок, программ и номеров. Эти требования вытекают из самого характера театральной, концертной и цирковой деятельности. Вот как об этих специалистах высказывается театральный режиссер: "Сочинение и строительство современного спектакля... требуют не просто технарей, а особого рода художников с индивидуальным творческим мышлением, с редким сочетанием артистических и творческих навыков, виртуозов, обладающих фантастической работоспособностью и любовью к ненормированному рабочему дню".

Признание творчества внутренне присущей чертой художественного производства не означает, что трудовая деятельность представляет здесь непрерывный творческий процесс. На разных его стадиях и в различных функциональных службах театров, концертных организаций и цирков определенный удельный вес занимает нетворческая работа.

В исполнительских искусствах особое место принадлежит артисту. На разных стадиях процесса производства к нему предъявляются разные требования. На стадии создания "основными критериями оценки результатов всех разновидностей творческого труда являются новизна, оригинальность, самобытность, то есть различные формы преодоления уже достигнутого уровня художественных ценностей, ломки традиций, устоявшихся приемов и догм". В то время как обязательное требование к услуге, воспроизводящей художественное произведение в форме театральных спектаклей, концертов и цирковых представлений — соответствие созданному художественному образу, точное следование заданной "партитуре". Артист является соавтором, сотворцом постановщика и дирижера, и вместе с ними — интерпретатором драматического и музыкального произведения, и одновременно — исполнителем, то есть инструментом воплощения творческих идей драматурга, композитора, режиссера, балетмейстера, дирижера и т.д. Артист является живым носителем художественного продукта, а результаты его труда направлены непосредственно на зрителей и слушателей.

Труд артиста, как и любого другого специалиста в сфере исполнительских искусств, является одновременно и индивидуальным, и коллективным. Здесь услуга — результат деятельности не только непосредственных исполнителей, занятых в спектаклях, концертах и представлениях, но и тех, чей труд лишь опредмечен в партитуре художественного произведения или овеществлен в материальных элементах оформления. Участвует в создании услуги также административно-управленческий, технический и прочий персонал. И прежде всего это относится к театру. Если для некоторых видов концертной и цирковой деятельности нормой является самостоятельная работа артиста, который совмещает в одном лице и создателя, и постановщика, и исполнителя отдельного номера или целой программы, то для театрального искусства это не характерно и почти невозможно. "Субъектом творчества в театре является не режиссер и не отдельные актеры, а весь коллектив в целом". Он должен представлять собой "слияние в одно сплоченное и единое целое всех отдельных крупных индивидуальностей", объединенных общими художественными устремлениями, одинаковым пониманием задач театра и способов их воплощения. Чем больше коллектив отвечает этим требованиям, тем выше его художественный уровень и творческие результаты, и тем лучше в его недрах проявляются и развиваются профессиональные качества отдельных творческих индивидуальностей.

Совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми человек располагает и может использовать в своей профессии, называют рабочей силой, В исполнительских искусствах есть в наличии те необходимые социально-экономические условия, при которых эта способность к определенному труду становится товаром: во-первых, творческий работник является собственником своей рабочей силы, во-вторых, он лишен средств производства, а значит, — возможности вести свое дело, в-третьих, он не имеет юридически закрепленных имущественных прав на конечный художественный продукт творческого коллектива и не может получать доход от его использования.

Главная же особенность не только творческой, но и всякой рабочей силы, — реальное существование в самом работнике — делает ее специфическим товаром. Так, неотделимость от своего носителя предполагает ее продажу лишь во временное пользование при сохранении работником собственности на самого себя. Строго говоря, здесь происходит не продажа (не меняется собственник), а сдача рабочей силы в наем. Не будучи собственником средств труда и его результатов, не имея возможности отделить от себя свой товар — собственную способность к труду, он вынужден наниматься на работу, в нашем случае в организации исполнительских искусств, которые владеют рабочими местами. Это обеспечивает доступ специалиста к "творческому капиталу"

Информация о работе Организация и проведение культурно-массовых мероприятий