Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь рассмотреть перспективы ее совершенствования.
Объект исследования - международная торговля туристическими услугами.
Предмет исследования - особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
исследовать значение туризма как специфической формы международной торговли услугами;
выделить современные тенденции развития международного туризма;
рассмотреть перспективы развития международных туристических услуг в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…
1. Международный туризм: тенденции развития…………………………….
1.1.Истоки возникновения международного туризма ……………...........
1.2.Международный туризм на современном этапе……………………
2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………….......…
2.1. Туристическая инфраструктура и ее использование………….…..
2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь………………………………………………
3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь……………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения ……………………………………………………………………
3
5
5
9

18
18

22
28
34
36
38

Файлы: 1 файл

курсовая по монополии.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

27. Шаповал ,Г.Ф. История туризма. Мн.: РИВШ, 2004. 260 с.

28. Шиманский, М. Туризм в Беларуси // Рэспублiка . 1999. 5 сак. -С. 4.

29. Шульга ,Ч. Завтра туризма. // Рэспублiка. 6-12 февраля. 2012. – С.3

30. www.vneshintourist.com

31. www.holiday.by

32. www.travelnet.by

 

Приложение 

Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы

ГЛАВА 1. Общие положения

Туризм  является одной из важнейших сфер современной экономики. Данный вид  деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов.

В различных  странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.

В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.

Вместе  с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.

ГЛАВА 2. Технико-экономическое обоснование

Для формирования конкурентоспособного рынка туристических услуг в рамках Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Государственная программа) предполагается разработка эффективной стратегии по продвижению отечественных туров, сосредоточенной на ключевых направлениях туристических рынков.

При этом эффективность реализации мероприятий  Государственной программы в  значительной мере зависит от уровня подготовки, умения и профессионализма специалистов, занятых в сфере туризма. При формировании кадрового потенциала туристической индустрии особое внимание следует уделять изучению иностранных языков, информационных и инновационных технологий.

Современные тенденции развития сферы туризма  требуют эффективной интеграции науки и образовании. Следует  обеспечить информационную доступность международной статистики, передовых научных разработок, учебной литературы и другой информации.

Макроэкономическая оценка туризма, его социальной важности в соответствии с международной практикой должна быть основана на вспомогательном счете туризма. В этих целях необходима разработка методологических подходов для осуществления его экспериментального расчета в Республике Беларусь.

Построение  вспомогательного счета туризма  в Республике Беларусь позволит получить достоверные данные о совокупном вкладе туризма в отечественную экономику и послужит весомым аргументом для привлечения в эту сферу государственных и частных инвестиций.

Государственная программа разработана для обеспечения  вклада туристической индустрии в решение следующих общенациональных задач:

создание  условий для динамичного и  устойчивого экономического роста за счет высоких темпов развития туристической индустрии;

повышение уровня жизни населения через  доступность туристических услуг, обеспечение занятости и роста  доходов жителей нашей страны;

рост  конкурентоспособности белорусской  экономики путем повышения привлекательности страны как туристического направления;

обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов за счет увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте.

На  сегодняшний день для формирования конкурентоспособного туристического рынка усилий по развитию только туристической индустрии недостаточно. Необходима реализация комплекса маркетинговых мероприятий, который позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики Республики Беларусь.

ГЛАВА 3. Импортоемкость государственной  программы

Разработка Государственной программы осуществлялась с учетом необходимости увеличения положительного сальдо во внешней торговле туристическими услугами.

Доля  импортной составляющей в общем  объеме финансирования реализации мероприятий подпрограммы «Маркетинг туристических услуг» за пятилетний период не превысит 12 процентов. Предусматривается оплата выставочных площадей для обеспечения участия в международных туристических выставках в основных странах – импортерах туристических услуг.

Импортоемкость  мероприятий подпрограммы «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение сферы туризма» незначительна.

Импортная составляющая мероприятий подпрограммы «Развитие объектов туристической индустрии» будет определяться при разработке проектно-сметной документации на соответствующие объекты.

ГЛАВА 4. Цель и задачи государственной  программы

Цель  Государственной программы – создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах.

Задачами  Государственной программы являются:

совершенствование системы подготовки кадров в сфере  туризма, создание конкурентоспособных туров и туристических маршрутов;

продвижение национальных туров и экскурсий по Беларуси на мировом и внутреннем туристических рынках;

развитие  объектов туристической индустрии;

повышение качества туристических и сопутствующих  услуг, их реализация по конкурентным ценам.

ГЛАВА 5. Ожидаемые результаты от реализации государственной программы

Реализация  Государственной программы позволит стимулировать развитие сферы услуг, гостиничного хозяйства, транспорта, связи, торговли и общественного питания, строительства и реконструкции автомобильных дорог, благоустройства населенных пунктов, производства сувенирной продукции и создать условия рационального использования объектов историко-культурного и природного наследия страны.

Подготовка  и переподготовка кадров для туристической  индустрии повысит качество туристических услуг, будет способствовать увеличению занятости населения, в первую очередь молодежи.

Развитие  объектов туристической индустрии  позволит обеспечить значительные поступления в бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от реализации туристических услуг и связанных с ними видов деятельности, в том числе валютных поступлений.

В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011–2015 годах согласно приложению 1 планируется, что к 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличатся:

  • туристические прибытия (служебные, туристические и частные поездки) более чем в 1,6 раза;
  • количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более чем в 1,6 раза;
  • экспорт туристических услуг (по методологии Белстата) в 3,5 раза;
  • выручка от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности в 2 раза.

ГЛАВА 6. Ресурсное обеспечение государственной программы

Ресурсное обеспечение Государственной программы согласно приложению 2 будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании проектов соответствующих бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый год, а также в пределах средств, предусматриваемых республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и в пределах средств, предусматриваемых местными бюджетами.

Определяющим  условием повышения инвестиционной активности в сфере туризма должна стать эффективная инвестиционная политика регионов.

ГЛАВА 7. Правовое обеспечение государственной программы

В настоящее  время законодательство в области  туризма в значительной мере соответствует  нормам и принципам международного права.

Дальнейшее  развитие нормативной правовой базы в рамках реализации мероприятий  по нормативному правовому обеспечению  согласно приложению 3 предполагает актуализацию действующего законодательства в сфере туризма, разработку новых нормативных правовых актов, направленных на развитие въездного туризма, а также государственной поддержки внутреннего туризма в Республике Беларусь.

В целях реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 3, 1/12259) планируется внести изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 89, 1/7646), предусматривающие предоставление льгот субъектам хозяйствования, занимающимся строительством и реконструкцией объектов туристической индустрии.

В практику работы будет включено обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства с субъектами туристической деятельности, их объединениями (союзами, ассоциациями).

ГЛАВА 8. Мероприятия государственной программы

Государственная программа состоит из следующих  подпрограмм:

«Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение  в сфере туризма» согласно приложению 4;

«Маркетинг  туристических услуг» согласно приложению 5;

«Развитие объектов туристической индустрии» согласно приложению 6.

Подпрограмма  «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение сферы туризма» направлена на:

обеспечение качественного обслуживания в туристической  индустрии;

формирование  современного эффективного конкурентоспособного туристического рынка с профессиональными управленческими и педагогическими кадрами;

подготовку  кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития отечественного туризма;

переподготовку, повышение квалификации кадров, получение  последипломного образования.

Осуществление данных мероприятий будет способствовать формированию профессиональной, экономической, организационной и правовой культуры руководителей и специалистов в сфере туризма.

Подпрограмма  «Маркетинг туристических услуг» направлена на реализацию комплекса мероприятий по формированию, продвижению и позитивному развитию привлекательного для туризма образа Республики Беларусь, в том числе:

  • повышение роли интернет-технологий в продвижении туристических услуг;
  • развитие сети туристических информационных центров (на бюджетной и внебюджетной основе) как основы объединения в единую мировую туристическую услугопроводящую сеть;
  • расширение сотрудничества на международной арене, в первую очередь, с международными организациями и межправительственными образованиями.

Выполнение  указанного комплекса мероприятий  позволит более эффективно использовать туристические ресурсы, интегрироваться в мировое туристическое сообщество, повысить доступность экспортного туристического потенциала Республики Беларусь.

Подпрограмма  «Развитие объектов туристической  индустрии» направлена на эффективное использование имеющихся туристических ресурсов, модернизацию материальной базы туристической индустрии, применение неиспользуемых зданий и сооружений под объекты туристической индустрии, а также обустройство необходимой инфраструктурой водных ресурсов, национальных парков, зон отдыха, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, автомобильных дорог, а также строительство новых объектов.

Одной из приоритетных задач является привлечение  инвестиций в туристическую индустрию, в том числе при строительстве объектов придорожного сервиса, а также коллективных и индивидуальных средств размещения в административных районах страны.

Особую  актуальность приобретают виды туризма, основанные на природном потенциале страны, в том числе агроэкотуризм.

Развитие  познавательного, оздоровительного, экологического, научного, событийного и других видов туризма будет тесно связано с формированием туров в малых городах и на особо охраняемых природных территориях.

Региональная  туристическая политика в Республике Беларусь в 2011–2015 годах направлена на создание в регионах страны развитой туристической индустрии, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный комплекс туристических услуг.

Важную  роль сыграет реализация:

Информация о работе Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь