Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь рассмотреть перспективы ее совершенствования.
Объект исследования - международная торговля туристическими услугами.
Предмет исследования - особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
исследовать значение туризма как специфической формы международной торговли услугами;
выделить современные тенденции развития международного туризма;
рассмотреть перспективы развития международных туристических услуг в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..…
1. Международный туризм: тенденции развития…………………………….
1.1.Истоки возникновения международного туризма ……………...........
1.2.Международный туризм на современном этапе……………………
2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………….......…
2.1. Туристическая инфраструктура и ее использование………….…..
2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь………………………………………………
3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь……………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения ……………………………………………………………………
3
5
5
9
18
18
22
28
34
36
38
27. Шаповал ,Г.Ф. История туризма. Мн.: РИВШ, 2004. 260 с.
28. Шиманский, М. Туризм в Беларуси // Рэспублiка . 1999. 5 сак. -С. 4.
29. Шульга ,Ч. Завтра туризма. // Рэспублiка. 6-12 февраля. 2012. – С.3
30. www.vneshintourist.com
31. www.holiday.by
32. www.travelnet.by
Приложение
Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы
ГЛАВА 1. Общие положения
Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики. Данный вид деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов.
В различных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.
В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.
Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.
ГЛАВА
2. Технико-экономическое
Для формирования конкурентоспособного рынка туристических услуг в рамках Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Государственная программа) предполагается разработка эффективной стратегии по продвижению отечественных туров, сосредоточенной на ключевых направлениях туристических рынков.
При этом эффективность реализации мероприятий Государственной программы в значительной мере зависит от уровня подготовки, умения и профессионализма специалистов, занятых в сфере туризма. При формировании кадрового потенциала туристической индустрии особое внимание следует уделять изучению иностранных языков, информационных и инновационных технологий.
Современные тенденции развития сферы туризма требуют эффективной интеграции науки и образовании. Следует обеспечить информационную доступность международной статистики, передовых научных разработок, учебной литературы и другой информации.
Макроэкономическая оценка туризма, его социальной важности в соответствии с международной практикой должна быть основана на вспомогательном счете туризма. В этих целях необходима разработка методологических подходов для осуществления его экспериментального расчета в Республике Беларусь.
Построение вспомогательного счета туризма в Республике Беларусь позволит получить достоверные данные о совокупном вкладе туризма в отечественную экономику и послужит весомым аргументом для привлечения в эту сферу государственных и частных инвестиций.
Государственная
программа разработана для
создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста за счет высоких темпов развития туристической индустрии;
повышение
уровня жизни населения через
доступность туристических
рост
конкурентоспособности
обеспечение
сбалансированного социально-
На сегодняшний день для формирования конкурентоспособного туристического рынка усилий по развитию только туристической индустрии недостаточно. Необходима реализация комплекса маркетинговых мероприятий, который позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики Республики Беларусь.
ГЛАВА 3. Импортоемкость государственной программы
Разработка Государственной программы осуществлялась с учетом необходимости увеличения положительного сальдо во внешней торговле туристическими услугами.
Доля импортной составляющей в общем объеме финансирования реализации мероприятий подпрограммы «Маркетинг туристических услуг» за пятилетний период не превысит 12 процентов. Предусматривается оплата выставочных площадей для обеспечения участия в международных туристических выставках в основных странах – импортерах туристических услуг.
Импортоемкость мероприятий подпрограммы «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение сферы туризма» незначительна.
Импортная составляющая мероприятий подпрограммы «Развитие объектов туристической индустрии» будет определяться при разработке проектно-сметной документации на соответствующие объекты.
ГЛАВА 4. Цель и задачи государственной программы
Цель Государственной программы – создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах.
Задачами
Государственной программы
совершенствование системы подготовки кадров в сфере туризма, создание конкурентоспособных туров и туристических маршрутов;
продвижение национальных туров и экскурсий по Беларуси на мировом и внутреннем туристических рынках;
развитие объектов туристической индустрии;
повышение качества туристических и сопутствующих услуг, их реализация по конкурентным ценам.
ГЛАВА 5. Ожидаемые результаты от реализации государственной программы
Реализация
Государственной программы
Подготовка и переподготовка кадров для туристической индустрии повысит качество туристических услуг, будет способствовать увеличению занятости населения, в первую очередь молодежи.
Развитие объектов туристической индустрии позволит обеспечить значительные поступления в бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от реализации туристических услуг и связанных с ними видов деятельности, в том числе валютных поступлений.
В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011–2015 годах согласно приложению 1 планируется, что к 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличатся:
ГЛАВА 6. Ресурсное обеспечение государственной программы
Ресурсное
обеспечение Государственной
Определяющим
условием повышения инвестиционной
активности в сфере туризма должна
стать эффективная
ГЛАВА 7. Правовое обеспечение государственной программы
В настоящее время законодательство в области туризма в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права.
Дальнейшее развитие нормативной правовой базы в рамках реализации мероприятий по нормативному правовому обеспечению согласно приложению 3 предполагает актуализацию действующего законодательства в сфере туризма, разработку новых нормативных правовых актов, направленных на развитие въездного туризма, а также государственной поддержки внутреннего туризма в Республике Беларусь.
В целях реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 3, 1/12259) планируется внести изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 89, 1/7646), предусматривающие предоставление льгот субъектам хозяйствования, занимающимся строительством и реконструкцией объектов туристической индустрии.
В практику работы будет включено обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства с субъектами туристической деятельности, их объединениями (союзами, ассоциациями).
ГЛАВА 8. Мероприятия государственной программы
Государственная программа состоит из следующих подпрограмм:
«Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма» согласно приложению 4;
«Маркетинг туристических услуг» согласно приложению 5;
«Развитие объектов туристической индустрии» согласно приложению 6.
Подпрограмма «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение сферы туризма» направлена на:
обеспечение качественного обслуживания в туристической индустрии;
формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического рынка с профессиональными управленческими и педагогическими кадрами;
подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития отечественного туризма;
переподготовку, повышение квалификации кадров, получение последипломного образования.
Осуществление
данных мероприятий будет
Подпрограмма «Маркетинг туристических услуг» направлена на реализацию комплекса мероприятий по формированию, продвижению и позитивному развитию привлекательного для туризма образа Республики Беларусь, в том числе:
Выполнение указанного комплекса мероприятий позволит более эффективно использовать туристические ресурсы, интегрироваться в мировое туристическое сообщество, повысить доступность экспортного туристического потенциала Республики Беларусь.
Подпрограмма «Развитие объектов туристической индустрии» направлена на эффективное использование имеющихся туристических ресурсов, модернизацию материальной базы туристической индустрии, применение неиспользуемых зданий и сооружений под объекты туристической индустрии, а также обустройство необходимой инфраструктурой водных ресурсов, национальных парков, зон отдыха, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, автомобильных дорог, а также строительство новых объектов.
Одной из приоритетных задач является привлечение инвестиций в туристическую индустрию, в том числе при строительстве объектов придорожного сервиса, а также коллективных и индивидуальных средств размещения в административных районах страны.
Особую актуальность приобретают виды туризма, основанные на природном потенциале страны, в том числе агроэкотуризм.
Развитие познавательного, оздоровительного, экологического, научного, событийного и других видов туризма будет тесно связано с формированием туров в малых городах и на особо охраняемых природных территориях.
Региональная туристическая политика в Республике Беларусь в 2011–2015 годах направлена на создание в регионах страны развитой туристической индустрии, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный комплекс туристических услуг.
Важную роль сыграет реализация: