Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь рассмотреть перспективы ее совершенствования.
Объект исследования - международная торговля туристическими услугами.
Предмет исследования - особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
исследовать значение туризма как специфической формы международной торговли услугами;
выделить современные тенденции развития международного туризма;
рассмотреть перспективы развития международных туристических услуг в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…
1. Международный туризм: тенденции развития…………………………….
1.1.Истоки возникновения международного туризма ……………...........
1.2.Международный туризм на современном этапе……………………
2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………….......…
2.1. Туристическая инфраструктура и ее использование………….…..
2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь………………………………………………
3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь……………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения ……………………………………………………………………
3
5
5
9

18
18

22
28
34
36
38

Файлы: 1 файл

курсовая по монополии.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Вслед за конторой Т.Кука в Англии появляются туристские бюро Фреймса и сэра Генри Лянна. Возникают туристские клубы и  ассоциации — Велосипедный туристский клуб. Политехническая туристская ассоциация отдыха и др. Несколько позднее туристские агентства появляются во Франции, а затем и в других странах Европы. В 1885 г. первое туристское бюро Л. Липсона открывается в Петербурге.

В это время уже  ведется учет пассажиров, пересекающих Ла-Манш. Так, если в 1891 г. пролив пересекли 418 003 тыс. человек, в 1900 г. — 669 292 человека, или на 251 289 человек больше. В основном это были английские путешественники в Европу.[17]

Начало XX в. ознаменовалось в области туризма появлением нового вида транспорта — автомобильного. Если в 1904 г. в Англии было 8465 автомобилей, то с 1914 г. их число увеличилось до 132 015. Очень быстро увеличивался и парк автобусов. За это же время количество автобусов в Англии возросло с 5345 до 51 167.

Однако до первой мировой войны большинство туристов использовали железнодорожный и морской транспорт.

В 1907 г. на трансатлантических линиях появились  суда «Сириус», «Лузитания» и «Мавритания» водоизмещением 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов. В 1914 г. появились «Лузитания», «Олимпик» и «Аквитания» водоизмещением 46 тыс. тонн, «Император» и «Фатсрлаяд» водоизмещением 50 тыс. тонн, пересекавшие океан за 7 дней, и наконец, самый мощный корабль «Куин Мэри» водоизмещением 80 тыс. тонн и скоростью 30 узлов (около 55 км в час).

Первая  мировая война приостановила дальнейшее развитие иностранного туризма.

В период между двумя мировыми войнами  развитие международного туризма носило неравномерный характер, что связано, прежде всего, с военными действиями, оккупацией и послевоенным восстановлением. В основном это были поездки представителей дипломатических корпусов, коммерсантов, спортсменов, ученых и работников культуры преимущественно европейских стран и США.

1.2 Международный туризм на современном  этапе

Однако  подлинный расцвет международного туризма связан с образованием ООН и ее органа Юнеско, который в 50-е годы разработал программу развития туризма — ЭКОСОС, способствующую превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль экономики. Туризм даже получил название «феномена» XX в.

В 1963 г. в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), реорганизованный в 1968 г. в международную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Основная цель ВТО — осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма. ВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные директораты или министерские службы, официальные национальные организации более чем 100 стран. В качестве официальных рабочих языков приняты английский, французский, испанский и русский. Штаб-квартира ВТО периодически меняет город своего пребывания.

Основными задачами ВТО являются: оказание помощи международ-ному туризму с целью развития туристской отрасли экономики стран-членов и укрепление дружеских и культурных связей, борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей, сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма, научно-исследовательская работа в области туризма, координация туристской деятельности в региональном и межрегиональном масштабе, сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная  с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом. Госкоминтурист СССР вошел в состав ВТО в 1975 г.

Каждые  четыре года ВТО созывает сессии Генеральной  ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира сейчас находится в Мадриде.

Заметным  событием в деятельности ВТО стало  проведение Всемирной конференции  по туризму (ВКТ), состоявшейся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и такие актуальные проблемы, как человек — организатор своего отдыха, регулирование спроса и предложения, научно-техническое сотрудничество в области туризма, подготовка кадров для индустрии туризма и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской хартии по международному туризму. В конференции участвовали представители более 100 государств, большое количество представителей международных правительственных, межправительственных, туристских, молодежных, профсоюзных и других организаций.

ВТО на своей VI сессии Генеральной ассамблеи (София, 17—26 сентября 1985 г.) утвердила «Хартию туризма» и «Кодекс туриста», приняла специальную резолюцию о роли туризма в деле укрепления мира, а также резолюцию по молодежному туризму.

К всемирным  организациям относятся также Всемирная  федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданная в 1966 г.. Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА) — коммерческое объединение туристских фирм, работающих на кооперативных началах.

К некоммерческим всемирным международным организациям можно отнести объединения общественного  содействия туризму, а также научные, журналистские и другие: Международный туристский альянс (АИТ), объединяющий в своем составе автоклубы, кемпинг-клубы, туринг-клубы и другие подобные организации, имеющие индивидуальное членство; Международную академию по туризму (основана в 1951 г. в Монако), которая занимается проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на многие языки; Международную ассоциацию научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует осуществлению научных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, а также оказывает содействие научным центрам по туризму и организует научные съезды, конференции; Международную федерацию журналистов и писателей по туризму (ФИЖЭТ), создана в декабре 1951 г, объединяет национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.

Кроме названных организаций на развитие туризма большое влияние оказывают  всемирные транспортные и гостиничные  коммерческие организации, которые участвуют в различных видах обслуживания туристов: Международная ассоциация по воздушным перевозкам (ИАТА), объединяющая 127 крупнейших авиакомпаний. Международная гостиничная ассоциация (МГА) (создана в 1946 г.), которая включает 3 тыс. международных гостиниц и ресторанов из 130 стран и 77 национальных гостиничных ассоциаций.[14]

В большинстве  капиталистических стран действуют  правительственные некоммерческие организации по туризму, которые  обычно входят в состав или подконтрольны  министерствам и ведомствам иностранных дел, национальной экономики, торговли, транспорта, информации и т.д.

В ряде государств правительственными функциями  наделены национальные ассоциации туристских агентств (Скандинавские страны, Австрия, Швейцария, Япония и др.). Задачами этих организаций являются осуществление общего руководства различными звеньями туристского хозяйства, достижение увеличения валютных поступлений, разработка законодательных актов по вопросам туризма, организация туристских поездок в данную страну, ведение научно-исследовательской работы, охрана исторических памятников и т.д.

В ряде стран государственные туристские организации имеют ранг министерств, как, например, в Италии, Франции, Бельгии. В отдельных государствах действуют  межведомственные туристские органы, комитеты, советы (США, Швейцария, Австрия). В таких странах, как Великобритания, Швеция, Норвегия, официальными туристскими организациями признаны туристские неправительственные ассоциации — объединения частных и государственных туристских предприятий, туристских агентств, ресторанов и гостиниц, страховых обществ, пароходных компаний и отдельных промышленных фирм. Главными направлениями их деятельности являются ведение рекламно-информационной работы, оказание разнообразных услуг, улучшение и развитие материальной базы туризма. Указанные организации имеют свои представительства за границей, информационные агентства.

В то же время следует отметить, что подлинными хозяевами дел в сфере туризма  капиталистических стран являются не общенациональные (правительственные и неправительственные) организации и не муниципальные и общественные ассоциации, а большие, средние и малые частные фирмы.

Из  агентств, начавших деятельность в  середине и в конце XIX в., они выросли в крупнейшие объединения, небольшие «фабрики туризма», которые имеют свои отделения не только внутри страны, но и за рубежом. К их числу относятся такие монополистические объединения, как «Америкой Экспресс» (США), «Томас Кук и сын» (Великобритания), «Туринг клуб де Франс» (Франция), «Туропа», «Никкерман турис-тик», «ДЕР» (ФРГ), «ЧИТ» (Италия). Среди крупнейших концернов по организации иностранного туризма следует отметить «Маужин Тур» (США), «Тран-стур» (Франция), «Райзебюро» и «ТУИ» (ФРГ). Из оптовых фирм по производству и распродаже туров, объединений и национальных ассоциаций возникают объединения-гиганты: Союз туристских агентств Франции, Итальянская феде рация агентств по туризму и путешествиям. Союз бюро путешествий (ФРГ), Ассоциация британских туристских агентств. Японская национальная туристская организация и др.

Международный туризм в капиталистических странах  на современном этапе стал важнейшим  источником прибыли для многих монополистов, «индустрия туризма» составляет примерно 5 — 6% потребительских расходов населения. Следует отметить, что поступления от международного туризма в этих странах составляют, как правило, 5 — 7% от выручки за внешнюю торговлю. В Италии, Швейцарии, Греции она составляет свыше 10%, в Ирландии и Австрии -'-свыше 20%, а в Испании — свыше 40% от стоимости всего экспорта товаров. Такие поступления составляют от 2 до 10% национального дохода перечисленных стран. Причем в доходах от международного туризма не учитываются услуги, предоставленные туристам внутренним транспортом.[19]

Наивысшего  развития международный туризм достиг в Испании и Италии. Здесь он стал одной из важнейших отраслей народного хозяйства. К числу туристских стран следует отнести и Францию, Канаду, США, принимающие ежегодно примерно по 15 млн. туристов, а также ФРГ, Швейцарию, Великобританию и Бельгию. Остальные страны посещаются туристами гораздо меньше. Среди развивающихся стран международный туризм захватывает Мексику (свыше 2 млн. туристов), Таиланд (около 1 млн.) и Индию. На Ближнем Востоке основная масса туристов состоит из паломников в «святые места».

Распространение современного международного туризма отличается значительной территориальной неравномерностью. В самом общем виде она отражает разные уровни социально-экономического развития Севера и Юга. Так, согласно имеющимся расчетам, на постиндустриальные страны ныне приходится 57% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – 30% и на страны с переходной экономикой – 13%.

За  основу регионального анализа международного туризма лучше всего принять  то членение мира на туристские макрорегионы, которого придерживается Всемирная туристская организация, выделяющая шесть таких регионов:

1. Европейский.

2. Американский.

3. Азиатско-Тихоокеанский.

4. Ближневосточный.

5. Африканский.

6. Южноазиатский.

Для всех шести туристских макрорегионов  мира характерна поступательная динамика развития, не обнаруживающая на протяжении последних десятилетий ни одного сильного «сбоя». И тем не менее темпы роста прибытий в перечисленных макрорегионах не были одинаковыми. Поэтому их рейтинг в общемировых показателях подвергался изменениям. В результате, если в 1970 г. в мире было только два крупных туристских макрорегиона – Европа и Северная Америка, которые принимали 94% всех международных туристов, то в 90-х гг. к ним добавился третий, Азиатско-Тихоокеанский регион, где темпы роста туристских потоков оказались наиболее высокими. В результате ныне уже на три этих макрорегиона приходится 92% всех мировых туристских прибытий, тогда как на остальные три региона – всего 8%. Соответственно они обеспечивают и 95% всех денежных поступлений от международного туризма.

Несмотря  на некоторое сокращение доли, главным  туристским макрорегионом мира продолжает оставаться Европа. Это объясняется, с одной стороны, наличием здесь  самых разнообразных рекреационных  ресурсов, а с другой – действием  таких социально-экономических и инфраструктурных факторов, как высокий средний уровень жизни, урбанизированность, транспортная подвижность. Очень важен для Европы и фактор географического положения, в особенности близкое соседство большинства стран. Одна из важнейших географических особенностей этого региона – преобладание в нем внутрирегионального обмена туристскими потоками. Более 9/10 приезжающих в Европу – это туристы из европейских же стран, среди которых преобладают немцы, англичане, французы, жители Скандинавских государств, стран Бенилюкса, Швейцарии, которые, кстати, отличаются и высокими расходами на международный туризм из расчета на одного жителя. А преобладающая их географическая направленность меридиональная: от более северных районов к южным теплым морям. Из внеевропейских регионов наиболее значительный поток туристов в Европу формируется в Северной Америке, хотя в последнее время он несколько уменьшился.

Статистика  ВТО позволяет также выявить  роль, которую играют в европейском  туризме отдельные субрегионы. И по числу туристских прибытий, и по поступлениям от туризма первое место занимает, как и можно было ожидать, Западная Европа в узком смысле этого понятия. От Западной, что тоже вполне объяснимо, лишь немного отстает Южная, средиземноморская, Европа. На два этих субрегиона вместе приходится около 2/3 всех прибытий туристов в Европу. Третье место занимает Центрально-Восточная Европа, доля которой в прибытиях превышает 1/5, но в поступлениях от туризма она в два раза ниже. Еще меньше туристов привлекает субрегион Северной Европы, но, несмотря на это, по доходам от туризма он опережает страны ЦВЕ. А замыкают этот перечень страны Восточного Средиземноморья.

Американский  макрорегион, как вытекает из приведенных  выше данных, по масштабам международного туризма уступает только Европе. Некоторое снижение ею доли в прибытиях туристов и доходов объясняется не тем, что он стал терять свою привлекательность, а тем, что темпы развития туристского бизнеса, в первую очередь в АТР, оказались значительно более высокими.

В Америке, как и в Европе, преобладает  внутрирегиональный туризм, а главными центрами притяжения туристов были и  остаются три страны Северной Америки  – США, Канада и Мексика, при сильном  доминировании США, которые обладают самой развитой в мире туристской инфраструктурой. Южная Америка принимает значительно меньше туристов.

Информация о работе Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь