Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь рассмотреть перспективы ее совершенствования.
Объект исследования - международная торговля туристическими услугами.
Предмет исследования - особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
исследовать значение туризма как специфической формы международной торговли услугами;
выделить современные тенденции развития международного туризма;
рассмотреть перспективы развития международных туристических услуг в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…
1. Международный туризм: тенденции развития…………………………….
1.1.Истоки возникновения международного туризма ……………...........
1.2.Международный туризм на современном этапе……………………
2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………….......…
2.1. Туристическая инфраструктура и ее использование………….…..
2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь………………………………………………
3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь……………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения ……………………………………………………………………
3
5
5
9

18
18

22
28
34
36
38

Файлы: 1 файл

курсовая по монополии.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Лечебно-оздоровительный  туризм направлен на оздоровление и отдых туристов с использованием природных лечебных ресурсов. Беларусь обладает разнообразными ресурсами для развития лечебно-оздоровительного туризма. Комплекс климатических и природных лечебных факторов, представленных источниками минеральных вод четырех типов и месторождениями лечебных грязей, способствует лечению целого ряда заболеваний. Белорусские санатории расположены в самых живописных уголках страны — в сосновых борах, на берегах рек и озер, где целительной является природа уже сама по себе. Умеренно-континентальный климат Беларуси, с мягкой и влажной зимой и теплым летом, располагает к отдыху и оздоровлению здесь круглый год.

Подводя итог, необходимо отметить, в Республике Беларусь в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. Беларусь имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:

1) близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

2) соседство  со странами Балтии, России, Польши  является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма;

3) древняя  и богатая история, самобытная  культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);

4) богатый  природный потенциал, самый старый  в мире лес - Беловежская пуща и т.д.

2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь

Туризму, как важному сектору экономики, в нашей стране придан статус одного из главных государственных приоритетов. В стране созданы все необходимые условия для развития международного туризма. Беларусь – открытое государство и готово к сотрудничеству, в том числе в области туризма, со всеми странами. В Беларуси отмечается рост экспорта туристических услуг, ведется целенаправленная работа по совершенствованию работы туристической отрасли. Принят Указ Главы государства «О туризме». В этом документе дополнен и приведен в соответствие с международными стандартами понятийный аппарат в сфере туризма, существенно упрощен документооборот, закреплена возможность создания туристическо-информационных центров как внутри страны, так и за рубежом. Были внесены дополнения и изменения в Указ Главы государства №372 «О мерах по развитию агро- и экотуризма». В соответствии с этим документом продлены сроки его действия на 10 лет, увеличилось количество комнат, предоставляемых в аренду, распространены существующие льготы на все сельхозорганизации, закреплены возможности льготного кредитования под 5 процентных пунктов годовых, определен уполномоченный банк – «Белагропромбанк». Кроме этого в Беларуси принята Программа развития туризма на 2011-2015 годы.( Приложение 1)

Развитие  туризма в регионах проходит по разработанным  локальным программам. Предполагается, что реализация данных мероприятий  позволит увеличить к 2015 году экспорт туризма в 3,5 раза.26 мая 2011 года принят Указ Главы государства «О создании специального туристического рекреационного парка Августовский канал». Этот Указ устанавливает льготные условия для резидентов парка.

Развитие  туризма в Республике Беларусь обусловлено  такими факторами, как географическое положение Республики Беларусь в центре Европы и интерес к ее историко-культурному и природному наследию со стороны зарубежных граждан. По данным Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, в 2011 году число поездок иностранных граждан в Республику Беларусь (без учета граждан, пересекавших российско-белорусский участок границы, а также прибывших и выехавших на постоянное место жительства) составило 5 877,2 тысячи и по сравнению с 2010 годом увеличилось на 3,6%. Гражданами государств-участников СНГ совершено 3 627,2 тыс. поездок, гражданами из стран дальнего зарубежья − 2 249,9 тыс.[24]

Из  общего количества международных поездок 60,5% составили поездки по частным приглашениям, 7% − в служебных целях, 1,1% − с целью туризма. Число поездок белорусских граждан за границу за 2011 год составило 7 541,6 тыс. и по сравнению с 2010 годом увеличилось на 1%. Из общего числа выездов 62,3% осуществлялись в страны дальнего зарубежья и 37,7% − в государства-участники СНГ. Наибольшую долю занимали поездки по частным приглашениям − 89,1%, поездки с целью туризма составили 2,7% от общего числа поездок. На конец 2011 года в Республике Беларусь 791 организация осуществляла туристическую деятельность, услугами которых воспользовалось более 430 тыс. человек (организованных туристов). В общем числе обслуженных лиц доля туристов, организованно выезжавших из республики, по-прежнему преобладает над посетившими республику. Вместе с тем, в 2011 году на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось только трое белорусских граждан, выезжавших за рубеж (в 2005 году – шестеро). Из стран СНГ прибыло в республику 86,1 тыс. человек, что на 3,2% больше, чем в 2010 году. Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией – 83,8 тыс. человек (увеличение на 3,7% по сравнению с 2010 г.) и Украиной – 1,7 тыс. человек (по сравнению с 2010 годом – снижение на 11,8%). Среди стран дальнего зарубежья лидерами по числу посещений республики являлись: Турция, Литва, Новая Зеландия, Польша, Соединенное Королевство, Германия, Италия, Латвия. На долю этих стран в 2011 г. проходилось 69,5% от общего числа туристов из стран дальнего зарубежья (в 2010 г.– 68,9 %).[26]

Рисунок 2 - Топ-5 стран-лидеров по числу туристов, посетивших Республику Беларусь в 2011 г. (человек)

 

Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сохранилась на уровне 2010 года и составила 5 дней. В 2011 г. численность туристов, организованно выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, составила 319,8 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2010 г. на 22,9%. В страны СНГ организованно выехало 101,7 тыс. человек, в другие страны мира – 218,1 тыс. человек, что меньше уровня 2010 года на 35,7 % и 15% соответственно. В 2011 г. наиболее посещаемые туристами Республики Беларусь традиционно оставались Россия, Украина, Болгария, Египет, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось 87,3% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов (в 2010 г. – 90%).

 

Рисунок 3 - Топ-5 стран-лидеров по числу туристов из Республики Беларусь в 2011 г. (человек)

Анализ  показателей развития туризма показал, что все же из Беларуси выезжает туристов больше, чем въезжает. Несмотря на положительную динамику показателей платежного баланса по статьям «поездки», количество денег, привезенных в нашу страну иностранцами, почти в 2 раза меньше, чем вывезенных. Существуют и факторы, сдерживающие развитие въездного туризма в Республику Беларусь:

  • малое количество гостиниц туристического класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта и набором сервисных услуг, а также более высокого класса (4-5 звезд) для делового туризма; медленное развитие придорожного сервиса;
  • несоответствие качества турпродукта его цене, которая сопоставима с предлагаемой в Турции, Черногории, и выше, чем в Польше, Литве, Украине при более низком уровне качества;
  • недостаточно полная информация и реклама Республики Беларусь как страны, богатой туристическими ресурсами;
  • сложный порядок выдачи виз и их высокая стоимость для граждан иностранных государств (отдельные страны, почувствовав отток туристов, уже готовы идти на снижение стоимости виз);
  • несовершенство управления туристическим комплексом, в частности, законодательно не урегулирован статус туристско-рекреационных территорий;
  • отсутствие практики создания благоприятных условий для инвестиций в туристическую инфраструктуру;
  • невысокий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта качественного обслуживания в рыночных условиях, отсутствие специализированных научных учреждений в сфере туризма.

Также существуют и проблемы туристской инфраструктуры. Например, при развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные потребности различных групп населения. Практически не применялся метод комплексной застройки туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной инфраструктуры. Территории отдельных туристско-рекреационных образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему. Отсутствует система контроля за состоянием природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа - охранных зон памятников, границы, для большинства которых не определены и по сей день. Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах. Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в крупных городах и на прилегающих к ним территориях. И главное - отсутствует законодательная база, определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных зон и территорий.

В целях реализации национальной и союзной программ по развитию туризма и увеличения к 2015 году объемов экспорта туристических услуг в 3,5 раза планируется развивать и расширять услугопроводящие сети отрасли. На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют 3 белорусских туристическо-информационных центра в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. Для наращивания экспорта туристических услуг Министерство спорта и туризма намерено создать аналогичные структуры на базе крупных туроператоров в российских регионах, а также улучшить доступность бронирования билетов и путевок для потенциальных туристов в режиме онлайн. Кроме этого за счет частных инвесторов планируется расширить гостиничное хозяйство страны. Например, к Чемпионату мира по хоккею в Минске будет построено 14 новых гостиниц. Большинство из этих проектов уже реализуется. Белорусская сторона постоянно представляет свои возможности на крупнейших выставках, проходящих в Российской федерации. Среди эффективных форм работы – участие в различных тематических форумах и выставках в стране и за рубежом, рекламная издательская деятельность, разработка мультимедийных презентаций.

 

3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь

Учитывая предпочтения туристической аудитории, складывающуюся конъюнктуру рынка и все благоприятные  факторы и условия, возможно разработать диверсифицированный конкурентоспособный национальный турпродукт, включающий различные виды туризма и отдыха для привлечения иностранных посетителей: познавательный, экологический, оздоровительный, этнический, охотничий, спортивный, транзитный, деловой и религиозный (паломнический) туризм, агротуризм и др. Так, развитие экологического туризма в Беларуси должно быть направлено преимущественно на иностранного туриста, поскольку зарубежный спрос базируется на познавательных и психоэмоциональных потребностях. Для развития этого направления предпочтительны особо охраняемые природные территории, каждая из которых имеет свои особенности. Природоохранные учреждения предлагают организацию туристических походов в нетронутые уголки природы, фотоохоту на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях, знакомство с флорой и фауной болот. Рекомендациями по развитию экологического туризма, утвержденными приказом Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 28 июля 2008 г. № 174, кроме отмеченных, определены: пешие, лыжные, велосипедные и водные походы, экскурсии по местам произрастания ягод, грибов и лекарственных растений, историческим, культурным и усадебно-парковым комплексам, рыболовные туры, посещение музеев природы, вольеров с дикими животными. Стоит отметить, что в Беларуси открывается проект Агентства США по международному развитию «Местное предпринимательство и экономическое развитие» при поддержке Программы развития ООН. Он будет реализован в двух пилотных регионах – Брестском и Гродненском и направлен на широкое вовлечение в экологический туризм малого и среднего бизнеса.

Представитель ООН/ПРООН Антониус Брук выразил  надежду, что в «первую очередь  проект будет способствовать развитию концепции устойчивого и экологически чистого, не вредящего окружающей среде туризма, при этом увеличивая средства к существованию жителей сельских районов и создавая новые рабочие места». Ожидается также, что новый проект «укрепит международное сотрудничество между субъектами экотуризма Беларуси, России, Украины и стран ЕС». К слову, соседство с Евросоюзом послужило вслух не озвученной причиной выбора именно Брестской и Гродненской областей.

По мнению директора  Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Вадима Кармазина, «в Беларуси в последние годы сформирована серьезная нормативно-правовая база для того, чтобы стимулировать развитие такого направления, как агроэкотуризм». Правовая основа была заложена в 2006 году, когда глава государства издал Указ № 372 «О государственной поддержке развития агроэкотуризма в Республике Беларусь».

        Если в 2006 году в стране насчитывалось 34 агроусадеб, через год – 188, то в 2011-м было зарегистрировано 1576 субъектов агроэкотуризма с суммарным доходом в 20,4 млрд рублей. По прогнозам, в конце текущего года их число достигнет 2000, а общая прибыль составит 30 млрд рублей. Услугами агроусадеб в 2011 году воспользовались 145 000 туристов из 34 стран мира, но подавляющее большинство были все же нашими соотечественниками, которые соскучились по отдыху в деревне. Так как львиная доля в данном туризме принадлежит частному капиталу – 97%, новый проект даст белорусскому малому и среднему бизнесу большой карт-бланш "в расширении деловых связей, продвижении своих экотуристских возможностей, привлечении иностранных инвестиций и содействии государственно-частного партнерства", уверены организации-доноры. Бюджет проекта - 1,946 млн долларов. Деньги, выделенные Посольством США, пойдут на осуществление 25 мероприятий.

Так, планируется  усовершенствовать методику сбора  статистических данных, которая сейчас не позволяет оценить реальную ситуацию в экологическом туризме. Будет разработано не менее 16 стратегий развития экотуризма совместно с местной властью, представителями заинтересованной общественности, региональными специалистами, национальными и международными экспертами. Предполагается обучить менеджменту экотуристского бизнеса 14 человек и провести тренинги для 300 предпринимателей. Запланированы также ознакомительные поездки за рубеж, издание комплексного практического руководства по экотуризму, базы данных зарубежных и белорусских туроператоров, работающих в данной сфере, проведение маркетингового исследования и широкой информационной кампании.

Информация о работе Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь