Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь рассмотреть перспективы ее совершенствования.
Объект исследования - международная торговля туристическими услугами.
Предмет исследования - особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
исследовать значение туризма как специфической формы международной торговли услугами;
выделить современные тенденции развития международного туризма;
рассмотреть перспективы развития международных туристических услуг в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…
1. Международный туризм: тенденции развития…………………………….
1.1.Истоки возникновения международного туризма ……………...........
1.2.Международный туризм на современном этапе……………………
2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………….......…
2.1. Туристическая инфраструктура и ее использование………….…..
2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь………………………………………………
3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь……………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения ……………………………………………………………………
3
5
5
9

18
18

22
28
34
36
38

Файлы: 1 файл

курсовая по монополии.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…

1. Международный  туризм: тенденции развития…………………………….

1.1.Истоки  возникновения международного туризма  ……………...........

1.2.Международный  туризм на современном этапе……………………

2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………….......…

2.1. Туристическая  инфраструктура и ее использование………….…..

2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь………………………………………………

3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь……………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список  использованной литературы…………………………………………...

Приложения  ……………………………………………………………………

3

5

5

9

 

18

18

 

22

28

34

36

38


 

РЕФЕРАТ

Курсовая  работа: 37 с., 3 рис., 32 источника, 1 прил.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Объект исследования – международная торговля туристическими услугами.

Предмет исследования – особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.

Цель работы: проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь.

Методы исследования: контент-анализ различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов, экспертных оценок. В процессе обработки статистической информации применялся ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и др.

Информационной базой исследования послужили законодательные, нормативные акты, методические документы, специальная отечественная и зарубежная литература.

Область возможного практического  применения: результаты работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании вопросов, касающихся развития международного туризма в Республике Беларусь, а также для практического улучшения процесса организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.

 

_________________

(подпись  студента)

 

 

Введение

Международный туризм как одна из форм международной  торговли услугами приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Для него характерны быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений. На сегодняшний день в большинстве стран мира туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социально-культурного, политического и физического развития, способствует повышению экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристического рынка. Передвижение туристов как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным структурам, предприятиям и т.д. Развитая туристическая индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги. К сожалению, в нашей стране туристический бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом, изучение экономических и управленческих основ его еще не превратилось в хорошо разработанную отрасль экономической науки, а менеджменту и маркетингу туристских услуг только в последние годы начали обучать на университетском уровне. В этих условиях необходимым является освоение зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых тенденций развития индустрии туризма. Поэтому изучение проблем, имеющихся на данном этапе развития как внутреннего, так и международного туризма Республики Беларусь, является весьма актуальным для последующей разработки программ по повышению конкурентоспособности белорусского туризма на мировом рынке. В своей работе я ставлю задачу изучить проблемы, связанные с развитием международного туризма в РБ, а также определить возможности и перспективы развития такого туризма.

Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь рассмотреть перспективы ее совершенствования.

Объект  исследования - международная торговля туристическими услугами.

Предмет исследования - особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.

Для достижения цели в работе решались следующие задачи:

  • исследовать значение туризма как специфической формы международной торговли услугами;
  • выделить современные тенденции развития международного туризма;
  • рассмотреть перспективы развития международных туристических услуг в Республике Беларусь.

 

Информационной  базой исследования послужили законодательные, нормативные акты, методические документы, специальная отечественная и зарубежная литература.

 

1. Международный туризм тенденции развития

1.1 Истоки возникновения международного  туризма

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира, а со второй половины XX в. он приобрел всеобъемлющий характер. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Стать самостоятельным, естественным и обычным  видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого  и устойчивого экономического, политического  и культурного общения между  народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходится почти 2/3 количества иностранных  туристов, такую же долю в мировом  туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.

Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и  питание пассажиров-туристов, появилась  потребность в строительстве  туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.

Как известно, туристские фирмы или туристские агентства возникли в период становления  капитализма. В принципе деятельность туристской фирмы не отличается от деятельности любой другой торговой фирмы. Туристский агент (купец) доводит товар (гостиницу, транспорт, питание) до потребителя (туриста) и тем самым реализует товарный капитал, способствует сокращению времени обращения, ускорению воспроизводства.

Первым  известным туристским агентом был  англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил  оптом 570 билетов для общества трезвости  на турпоездку из Лейстера в Лафборо  поездом. Эта поездка способствовала популяризации передвижения населения железнодорожным транспортом.

Рост  подвижности населения потребовал развития средств транспорта. Созданные  вначале только для перевозки  грузов железные дороги Великобритании с начала 30-х годов начинают перевозить пассажиров. 15 сентября 1830 г. открылась первая пассажирская линия между Ливерпулем и Манчестером. К 1842 г. английские железные дороги перевозили ежегодно уже 23 млн. пассажиров. В 1844 г. был принят парламентский акт, обязавший железнодорожные компании ввести дешевый класс пассажирских перевозок стоимостью 1 пенс за 1 милю. Число пассажиров за 10 лет после принятия акта возросло до 79 млн. в год, при этом население Англии и Уэльса в это время составляло всего 18 млн. человек.

Общая протяженность железных дорог Великобритании быстро растет. К 1845 г. она составляла 3277 миль, в 1865 г. достигла 21 383 мили, а к 1885 г. — 30 843 мили.[27]

Таким образом, развитие капитализма и  связанные с ним рост подвижности  населения и создание железных дорог  явились основными предпосылками для появления современных форм туризма. Заслугой Т. Кука было то, что он первым заметил и начал использовать появившиеся возможности.

Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая международная промышленная выставка, Т. Кук смог за время ее работы организовать только из Йоркшира поездку 165 тыс. посетителей-туристов.[27]

В 1854 г. В Англии был издан первый справочник по гостиницам, включавший не менее 8 тыс. объектов. Многие из них, конечно, были просто постоялыми дворами эпохи  дилижанса, однако большая часть представляла собой гостиницы в современном понимании этого слова.

Бурное  развитие внутреннего туризма позволило  Т.Куку организовать туристские поездки  за границу. Первая такая поездка  была осуществлена в 1855 г. на всемирную  выставку в Париж. С 1856 г. Т.Кук начал организацию регулярных туристских поездок в другие европейские страны.

50 —  60-е годы XIX в. относятся к периоду расцвета промышленного капитализма в Великобритании. Быстрому развитию английской индустрии способствовала в большей степени эксплуатация огромной колониальной империи.

Громадные колониальные владения и монопольное  положение на всемирном рынке  были крайне благоприятны для развития массовых поездок англичан за границу. При этом уже в этот период туристские поездки широко использовались для поиска и изучения новых рынков, установления деловых контактов.

Известный политический деятель Англии XIX в. лорд Шафтсбери отмечал: «Мы должны быть путешественниками, как и наши соседи, и наша страна помимо своих приобретений будет обогащена новыми видами торговли».

Агрессивный, экспансионистский характер путешествий  англичан за границу наиболее полно  проявился в ходе колониального  закабаления Китая. В требованиях, предъявленных 5 августа 1793 г. лордом Макартнеем правительству Китая от имени  английского правительства, был и пункт о праве англичан на свободу поселений и свободу передвижений по Китаю. Одержав победу в позорной «опиумной войне», английское правительство заставило Китай, согласно Нанкинскому договору 1842 г., открыть двери Китая для английских дельцов.

Развивая  свою экспансию в Китае, Англия добилась в 1858 г. подписания Тяньцзиньского договора. Статья 9 этого документа предоставила английским подданным право путешествовать «для своего удовольствия или с торговой целью» по всем внутренним областям и провинциям Китая.

Таким же образом развивались события  в Японии. 31 марта 1854 г. под угрозой  пушек американской эскадры коммодор Метью К.Перри подписал в Канагаве договор, открывший для американцев  доступ в эту страну. Англичане  не замедлили предъявить Японии подобные требования, и 31 октября 1854 г. адмирал сэр Джеймс Стирлннг подписал Нагасакский договор, открывавший англичанам порты Нагасаки и Хокодате.

Таким образом, основным стимулом развития иностранного туризма в Великобритании, США  и других капиталистических странах была погоня за прибылью.

В 50 — 60-х годах XIX в. англичане составляли большинство иностранных туристов, путешествовавших по Европе. Именно в этот период на континенте появляются комфортабельные гостиницы с такими названиями, как «Англетер», «Лондон», «Виндзор» и другие, а в обиход вошли такие английские слова, как экспресс, комфорт, лайнер и т.д.

Поскольку железнодорожный туризм становится наиболее прибыльным, европейские страны вслед за Англией начинают форсированное  строительство железных дорог. А такие страны, как Франция и Германия, уже к 80-м годам XIX в. догнали и даже несколько обогнали Англию по протяженности железнодорожной сети (общая протяженность железных дорог Англии к 1885 г, составляла 30 843 мили, Франции — 32 491 милю, Германии — 37 572 мили). Это способствовало дальнейшему росту туризма из Англии в Европу и обратно. И только в 1888 г. Ла-Манш пересекли около 500 тыс. англичан, а на всемирную выставку 1878 г. в Париж Т. Кук направил 75 тыс. посетителей-туристов.

С середины 60-х годов XIX в. начинают развиваться туристские связи Англии и США. Регулярное пароходное движение между Лондоном и Нью-Йорком было открыто в 1838 г., когда пароход «Грейт Вестерн» во время своего первого рейса доставил из Нью-Йорка первых 68 пассажиров.

За 20 лет  число пассажиров возросло с 8 тыс. в 1840 г. до 26 тыс. в 1860 г.

В 1865 г. Т.Кук посетил США с целью  организации поездок англичан в  США и американцев в Европу. В 1866 г. первые две группы английских туристов посетили США.

Пятимесячное путешествие парохода «Квейкер Сити» положило в 1877 г. начало морским туристским поездкам. Среди 60 туристов, совершивших это путешествие, был Марк Твен, описавший его затем в книге «Простаки за границей».

С этого  времени в Европе появляется все  больше американских туристов. Количество их, как и количество туристов из Германии, увеличивается, догоняя по численности англичан.

Последние десятилетия XIX в. прошли под знаком перехода промышленно развитых стран к высшей стадии капитализма — империализму. Как и многие другие явления, свойственные капитализму, подвижность населения в этот период получает свое дальнейшее развитие. Образование международных монополий, делящих мир, требовало более широких связей и контактов. Это и определило ускоренное развитие иностранного туризма накануне первой мировой войны.

Информация о работе Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь