Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь рассмотреть перспективы ее совершенствования.
Объект исследования - международная торговля туристическими услугами.
Предмет исследования - особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
исследовать значение туризма как специфической формы международной торговли услугами;
выделить современные тенденции развития международного туризма;
рассмотреть перспективы развития международных туристических услуг в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…
1. Международный туризм: тенденции развития…………………………….
1.1.Истоки возникновения международного туризма ……………...........
1.2.Международный туризм на современном этапе……………………
2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………….......…
2.1. Туристическая инфраструктура и ее использование………….…..
2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь………………………………………………
3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь……………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения ……………………………………………………………………
3
5
5
9

18
18

22
28
34
36
38

Файлы: 1 файл

курсовая по монополии.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Среди туристских субрегионов Америки  особое место занимает Карибский  бассейн, который именуют «Карибским Средиземноморьем». Развитию туризма здесь способствуют тропический климат с мягкой зимой, богатая растительность, обилие хороших пляжей, наличие многих культурно-исторических достопримечательностей, с одной стороны, соседство с таким крупнейшим потребителем туристских услуг, как США, – с другой. К этому можно добавить и то, что правительства большинства стран Карибского бассейна осуществляют государственную поддержку этого вида бизнеса, В результате «Карибское Средиземноморье» превратилось, пожалуй, в наиболее специализированный туристский район всего мира, где именно туризм стал основным способом привлечения иностранной валюты, столь необходимой для решения многих социально-экономических проблем стран этого региона. Ежегодно он принимает не менее 15 млн туристов, а доля доходов от международного туризма в его ВВП в среднем составляет около 1/3. Еще выше она в экспорте товаров и услуг: на Британских Виргинских островах, на Антигуа и Барбуде эта доля превышает 80%, на Гренаде и Ангилье – 60%, на Кубе, Барбадосе, Ямайке, Мартинике, Гваделупе находится в пределах от 40 до 50%. Особенно выделяется Карибский бассейн по морским флотам, которые рассчитаны прежде всего на американских туристов. В наши дни в этом бассейне концентрируется 3/4 всех морских круизов в мире.[21]

Немногим  более 1/4 всех международных туристов, посещающих Америку, приезжает из других регионов мира. В первую очередь к ним относятся Европа и Азия, а из отдельных стран – Великобритания и Япония. Эти интуристы также направляются преимущественно в США и Карибский бассейн.

АТР –  самый бурно развивающийся туристский макрорегион мира, в котором число международных туристов с 1970 г. увеличилось в 17 раз, а доходы от этой отрасли выросли в 75 раз! Средние темпы роста туристских прибытий здесь также самые высокие, они уменьшились только в 1997-1998 гг. в связи с азиатским финансовым кризисом, из-за которого, по некоторым оценкам, Азиатско-Тихоокеанский регион лишился как минимум 3 млн приезжих. Такой скачок АТР в области мирового туристского бизнеса объясняется общим ускоренным социально-экономическим развитием региона, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитической обстановки, успехами индустрии туризма. В этом макрорегионе также преобладает внутрирегиональный туризм, а из отдельных его субрегионов ведущее место принадлежит Восточной Азии – в первую очередь благодаря Японии, Китаю, Республике Корея и Тайваню. На втором месте – Юго-Восточная Азия, тогда как роль Австралии и Океании пока еще сравнительно невелика. А из внешних туристских рынков, куда выезжают граждане из стран АТР, наибольшей популярностью пользуются США, Европа и Индия.

Африка, несмотря на то, что темпы роста  международного туризма в этом регионе  в последнее время заметно  ускорились, все еще остается в  числе аутсайдеров мирового туризма. Это объясняется сильной социально-экономической  отсталостью африканских стран, неразвитостью индустрии туризма и туристской инфраструктуры, политической нестабильностью, сохраняющейся еще угрозой разного рода заболеваний. Здесь туристов, прибывающих в основном из Европы, интересуют только некоторые страны Северной, Западной, Восточной и Южной Африки. Туристские потоки между самими африканскими странами, а тем более выезд туристов в другие регионы мира большого развития не получили.

Пока  еще сильно отстает в предоставлении туристских услуг и макрорегион  Ближнего Востока. Здесь отсутствует должная государственная поддержка туризма, ему мешает политическая неустойчивость, провоцирующая как военные конфликты, так и отдельные вспышки экстремизма. На Ближнем Востоке развитие получил и межрегиональный, и внутрирегиональный туризм, а принимающими странами стали Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Сирия и Кувейт.

На  последнем, шестом, месте среди туристских макрорегионов мира находится огромная по населению Южная Азия, в которой  к тому же половину всех интуристов принимает одна Индия. Но государственную поддержку оказывают и в некоторых небольших странах этого макрорегиона, таких, как Непал, Шри-Ланка, Мальдивы. Такой рейтинг туристских макрорегионов во многом предопределяет и участие в международном туризме отдельных стран.

Если  распределить страны по шести туристским регионам, то окажется, что Европа представлена 14 государствами, Америка – тремя, АТР – тремя. Добавим, что страны Африки появляются только в третьей  десятке туристских стран, а страны Ближнего Востока – в четвертой десятке. А по доходам от туризма уже давно внеконкурентное первое место в мире занимают США.

В последнее  время в нашей географической литературе появились первые попытки  анализа межрегиональных туристских потоков, в которых ежегодно участвуют примерно 100 млн человек. При этом шесть главных туристских макрорегионов подразделяются на две группы: «принимающих», где приезд туристов превышает их выезд, и «отправляющих», где выезд преобладает над прибытием. Соответственно в первую группу входят Европа, Африка и Ближний Восток, а во вторую – Америка, АТР и Южная Азия.

Таким образом, можно сделать вывод, что  международный туризм – глобальное социально-экономическое явление  современности.За послевоенные десятилетия  международный туризм быстрыми темпами развивается на всей планете. Помимо Европы, являющейся традиционным туристским регионом, активно посещаются страны Америки, Азии, Африки, Океании. Сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу, мир превратился в единое пространство, большие расстояния перестали быть барьером для желающих совершить путешествие. Туризм способствует внедрению и применению передовых технологий, вызывает активизацию мирового рынка товаров и услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы производства, помогает решать проблемы занятости и оздоровления населения.

 

2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь

2.1 Туристическая инфраструктура Беларуси и ее использование

В туристическом  плане Беларусь имеет ряд преимуществ  по сравнению с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии - туристическому рынку с высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, Россией и Польшей - важным ресурсом для развития приграничного туризма; древняя история и самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость, из них 4,8 тыс. - национального значения); сохранившийся природный потенциал (обширные лесные массивы, множество водных акваторий, природные лечебные ресурсы, богатое биологическое и генетическое разнообразие). 
В то же время эффективное развитие туристической сферы невозможно без разветвленной инфраструктуры, включающей в себя гостиницы и аналогичные средства размещения, санаторно-курортные и оздоровительные организации, различные объекты культуры, искусства и физкультурно-спортивные сооружения. Еще в начале 90-х гг. из множества исторических и природных объектов Беларуси в туристических целях использовалось менее 5%. До 2002 г. отсутствовала реклама белорусского турпродукта за рубежом. Материально-техническая база туризма на 70-80% нуждалась в реконструкции. В гостиничном хозяйстве не применялся международный стандарт, характеризующий уровень сервиса. Уменьшалось количество санаториев, пансионатов и домов отдыха. Отсутствовала нормативная правовая база, регламентирующая взаимоотношения между туристами, туристическими фирмами и государством.[19]

За последние  годы в республике произошли значительные перемены в развитии туристической  инфраструктуры: увеличилось количество новых комфортабельных гостиничных комплексов, санаториев, баз отдыха и др.; реконструируется и обновляется согласно общепризнанным мировым стандартам гостиничный фонд. Международные туристические потоки неразрывно связаны с деятельностью коллективных средств размещения. Наличие и качество услуг, предоставляемых ими, имеют первостепенное значение для развития въездного и внутреннего туризма. Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения в 2011 г. предоставляли 444 средства размещения, в том числе 317 гостиниц, 24 гостиничных комплекса, 8 туристско-гостиничных комплексов, 2 мотеля и 93 средства размещения иных видов. Их единовременная вместимость на конец 2011 г. составила 29 тыс. мест.[24]

Средняя загрузка этих средств размещения в 2011 году составила 41% и по сравнению с 2010 годом снизилась на 4 процентных пункта. В настоящее время в нашей республике уровень коммунального благоустройства, развитие служб обслуживания, комфортабельность номеров позволяет иметь международную категорию классификации по звездам только 26 гостиницам и 8 гостиничным комплексам.[26]

 

                    Рисунок 1- Гостиницы и гостиничные комплексы по категориям

Вторым  привлекательным ресурсом для коллективного  размещения граждан являются санаторно-курортные, оздоровительные и другие организации. На территории Республики Беларусь в 2011 году функционировала 421 санаторно-курортная и оздоровительная организация, в том числе 73 санатория, 13 детских реабилитационно-оздоровительных центров, 3 дома отдыха, 1 пансионат, 93 базы отдыха, 6 туристско-оздоровительных комплексов, 19 туристических баз, 22 оздоровительных центра (комплекса). В белорусские санатории приезжают оздоровиться граждане из Германии, Израиля, Латвии, Литвы. Но основную группу составляют россияне (около 70%). Их интерес вызван несколькими причинами: привлекательная природа, мирная политическая обстановка в стране, качество белорусских продуктов питания, доступность цен, современная лечебная база, неплохой сервис.  
Богатый природный потенциал сосредоточен на территории заповедника и четырех национальных парков (НП). Интенсивно используется инфраструктура для организации охотничьего туризма, выручка от которого ежегодно увеличивается. Благодаря заявительному принципу, минимуму налоговой отчетности, открытию льготной кредитной линии Белагропромбанком стала активно развиваться инфраструктура агроэкотуризма.

Развитию туризма  в стране способствуют увеличение протяженности  и разветвленности сети автомобильных  дорог общего пользования с твердым  покрытием, а также развитие придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционирует свыше 984 объектов торговли, сферы услуг, гостиниц и аналогичных мест размещения

Исходя из особенностей Беларуси, наиболее развитыми на её территории являются следующие виды туризма:

Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм в Беларуси имеет просветительский характер. Но по Беларуси можно не только путешествовать, посещая религиозные святыни с познавательными и просветительскими целями. Паломничество — это больше чем просто экскурсия, во время которой можно узнать об истории и духовных традициях Беларуси, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в религиозный маршрут. Паломнические туры по Беларуси часто приурочены к какой-либо определенной дате. Поклониться Святым мощам небесной покровительницы Белой Руси преподобной Евфросинии Полоцкой ежегодно приезжают 5 июня. Пешее паломничество католиков к Будславской иконе Божией Матери вот уже не одно столетие совершается 2 июля. 8 августа пилигримы-католики направляются в Раковский доминиканский костел.

Мировое значение белорусских  архитектурных памятников подтверждено авторитетными экспертами ЮНЕСКО. На включение в Список Всемирного наследия претендуют Фарный костел с криптой-усыпальницей Радзивиллов в Несвиже, Борисоглебская (Коложская) церковь XII века в Гродно, Спасо-Евфросиниевская церковь и Софийский собор в Полоцке, Николаевский монастырь в Могилеве, оборонные храмы в Сынковичах под Слонимом и Камаях под Поставами, деревянные церкви Полесья.

Агроэкотуризм - относительно новый для Беларуси вид отдыха, но в нем наша страна уже преуспела. Сегодня гостей принимают более чем в 180 усадьбах, расположенных в самых живописных уголках. В одних вам предложат отдельный домик с камином, бильярд и баню, а в других - небольшую комнату в общем с хозяевами доме и таз с колодезной водой для умывания. В зависимости от этого варьируется и цена отдыха, но кое-что все же остается неизменным-вкусная, экологически чистая пища, свежий воздух и искреннее радушие хозяев.

Военно-исторический туризм или форт-туризм - поездки в страны и города, где проходили знаменитые сражения разных времен и народов. Практически вся белорусская территория может считаться тематическим военно-историческим парком. Интересными местами для туристов являются Хатынь и Курган Славы, Брестская крепость и Линия Сталина, места боев Первой мировой войны, памятники в честь побед над французами и шведами, памятные знаки о сражениях далекого средневековья. Благодаря усилиям исторических клубов, страницы мировой истории оживают на белорусской земле. Ежегодно проходят интереснейшие средневековые фестивали: «В честь королевы Боны», «Новогрудский замок», «Белый замок», «Лошицкий фест», «Замок Гедемина». Реконструируются битвы самых разных времен, от разгрома армии Наполеона до атаки советских воинов. Во время этих мероприятий каждый может окунуться в историческую атмосферу событий, в разные годы проходивших на белорусской земле.

Деловой туризм или бизнес-туризм сегодня является одной из ведущих, высокорентабельных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Сегодня, когда каждый четвертый путешествующий совершает поездку в связи со служебной необходимостью, именно деловой туризм дает возможность познакомиться с новыми технологиями, встретиться с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров или услуг. Деловые поездки обеспечивают свежие идеи для развития бизнеса. И Беларусь — новая точка на карте делового гостеприимства. Важное геополитическое положение Беларуси также способствует развитию бизнес-туризма. Ежегодно в стране проводятся не только многочисленные торговые выставки и ярмарки, но и международные конгрессы, конференции и симпозиумы самого высокого уровня. Будучи активным участником мировой политики, Беларусь регулярно принимает у себя правительственные делегации, политических и государственных деятелей разных стран мира, представителей дипломатического корпуса и крупных зарубежных компаний, мировых знаменитостей, звезд спорта и эстрады. В стране созданы все возможности для проведения различных политических, экономических и культурных форумов. Организатором крупнейших выставочных мероприятий является предприятие «Экспофорум», оно специализируется на проведении выставочных проектов и сопутствующей им деловой программы. Организацией международных специализированных, национальных выставок агропромышленной, станкоинструментальной, метало — и деревообрабатывающей промышленности, презентаций и семинаров в белорусской столице занимается выставочное общество «МинскЭкспо».

Информация о работе Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь