Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларусь рассмотреть перспективы ее совершенствования.
Объект исследования - международная торговля туристическими услугами.
Предмет исследования - особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
исследовать значение туризма как специфической формы международной торговли услугами;
выделить современные тенденции развития международного туризма;
рассмотреть перспективы развития международных туристических услуг в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…
1. Международный туризм: тенденции развития…………………………….
1.1.Истоки возникновения международного туризма ……………...........
1.2.Международный туризм на современном этапе……………………
2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь……………………………………………………………………….......…
2.1. Туристическая инфраструктура и ее использование………….…..
2.2. Динамика и проблемы развития туризма. Туристические возможности Республики Беларусь………………………………………………
3. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь……………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения ……………………………………………………………………
3
5
5
9

18
18

22
28
34
36
38

Файлы: 1 файл

курсовая по монополии.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Но самое  главное – будет организован  конкурс на финансирование местных  экотуристских инициатив на Гродненщине  и Брестчине. На конкурсной основе определят 32 потенциально эффективных проекта. Два из них смогут претендовать на получение 50 000 долларов и 30 заявок – на 15 000 долларов. Ожидается, что участие в конкурсе примут НГО, организации по поддержке бизнеса, негосударственные субъекты агроэкотуризма.

Запуск проекта  намечен на начало 2013 года, завершение – на февраль 2015-го. Контролировать ход его выполнения будет Министерство спорта и туризма Беларуси при  участии координационного совета, куда вошли представители Минприроды, Минлесзхоза, Минкультуры, Гродненского и Брестского облисполкомов, USAID, ПРООН, гражданского общества и частного сектора.

Наличие развитой гидрографической сети позволяет развивать  водный туризм. В последнее время  восстанавливаются и преобразовываются  в популярные объекты туризма памятники гидротехнического строительства XVIII-XIX вв.: Августовский, Днепровско-Бугский, Огинский каналы, Березинская водная система. С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря, на реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля. Развитие познавательного, экологического и научного туризма должно быть тесно связано с формированием туристического продукта в малых городах и особо охраняемых природных территориях, в том числе через реализацию Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы, Государственной программы развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011 – 2015 годы, Государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009 – 2011 годы, Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008 – 2014 годы, Комплексной программы развития г.Мстиславля и Мстиславского района на 2011-2016 годы. Реализация международных проектов в сфере туризма в таких регионах страны, как ”Неизвестная Европа“ в Гродненской области, Еврорегион ”Поозерье“, ”Белла-Двина“ в Витебской области и других позволит  эффективно использовать историко-культурное наследие и уникальный природный потенциал, обеспечить их сохранность, особенно в малых городах и сельской местности. Новым в развитии рекреационного и оздоровительного туризма станет создание курортов с современными СПА-комплексами, в том числе на базе санаторно-курортных и оздоровительных организаций, развитие сети детских оздоровительных комплексов, аналогичных национальному детскому образовательно-оздоровительному центру ”Зубренок“, создание в малых городах и поселках пансионатов на базе неиспользуемых зданий и сооружений для пенсионеров и учащейся молодежи, организация оздоровительных туров для всех категорий населения.

Развитие транзитного  и трансграничного туризма в  регионах страны продолжится в рамках программ Добрососедства и побратимских связей с регионами России и стран-соседей, а также реализации мероприятий и программ в сфере туризма в рамках Союзного государства. Дальнейшее развитие получат международные туристические маршруты, в том числе трансграничные по видам туризма, в первую очередь познавательного, спортивного, рекреационного и оздоровительного, водного, экологического, агротуризма.

Важное значение для развития туризма в Беларуси имеет наличие трансевропейского коммуникационного коридора (далее - ТЕК) Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Орша - Москва. По ТЕК проходит основная часть транзитного туристского маршрута «Белорусский экватор». В зоне этого коридора сосредоточены уникальные рекреационно-туристские ресурсы не только национального, но и мирового значения, создается туристская инфраструктура. Формирующийся ТЕК на линии запад-восток является не единственным транспортным туристским коридором Беларуси. Важную роль сохраняет также трасса Санкт-Петербург - Витебск - Могилев - Гомель - Киев, связывающая скандинавские страны с Черноморским бассейном и являющаяся древним торговым и культурным путем Европы. По белорусскому участку коридора Витебск - Гомель пройдут разрабатываемые в настоящее время туристские маршруты «Из варяг в греки» (проект реализуется при поддержке Шведского управления по международному сотрудничеству), «Дорогами викингов», которые станут одними из самых популярных и покажут историческую связь Беларуси с древними торгово-культурными путями Европы и Востока.

За последние  годы заключен ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в области  туризма с Молдовой, Индией, Кипром, КНР, Россией, Украиной, Турцией, Польшей, Румынией, Сирией, Югославией, Латвией, Арменией, Таджикистаном, Кыргызстаном, Литвой и другими странами. На стадии подготовки находятся соглашения с Эстонией, Израилем, Словакией, Румынией. Привлекательными туристскими мероприятиями становятся проводимые в Беларуси фестивали и фольклорные праздники, крупные спортивные соревнования, в том числе Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», международные фестивали средневековой культуры в Несвиже, Новогрудке, Заславле, международные спортивные соревнования.

На территории республики в рамках международных  программ ТАSIS, ПРООН, ЮНЕСКО реализуется ряд проектов, имеющих большое значение для развития туризма. В первую очередь, создание культурно-туристической зоны на базе замковых комплексов Мира и Несвижа («Мир-Несвиж»), введение в эксплуатацию белорусской части Августовского канала.

Первостепенной  задачей станет создание современной  инфраструктуры туризма, транспортного  обеспечения, современных туристических  комплексов в малых городах, модернизация имеющихся санаторно-курортных и оздоровительных организаций, разгосударствление гостиниц коммунальной формы собственности, развитие инфраструктуры вдоль автомобильных дорог, вокруг водных систем, особо охраняемых природных территорий, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, домов и комплексов охотников и рыболовов, станций, баз и центров детского туризма и краеведения. Новым будет строительство вертолетных площадок вблизи крупных туристических комплексов, оборудование современных пляжных зон и троп «Здоровье». Перспективными для развития можно выделить такие специфические виды туризма, как медицинский, образовательный, научный, событийный. Их целями являются предоставление качественных и относительно недорогих услуг в области стоматологического обслуживания, языкового образования, научной деятельности (семинары, конференции, консультации), культуры (торжества по поводу важных дат, проведение фестивалей и т.д.).

В целом это  будет содействовать развитию индустрии  туризма в стране через создание современных международных центров  и комплексов туризма, основанных на применении и внедрении новых технологий при создании туристических объектов, реализации инвестиционных проектов и международных программ. Устойчивое развитие туризма - процесс длительной перспективы, требующий поступательных грамотных решений в краткосрочном периоде. Для этого необходимы: разработка рекреационных и экскурсионных программ; внедрение приемлемых стандартов обслуживания; формирование определенных традиций гостеприимства; внедрение нововведений и широкое использование информационных технологий; развитие маркетинговой стратегии в сфере туризма; создание современной инфраструктуры гостиничного и санаторно-курортного хозяйств; совершенствование ценовой политики при создании белорусского турпродукта, способного конкурировать с соседними государствами; дальнейшее развитие системы управления туристическим комплексом и нормативной правовой базы; совершенствование учета в сфере туризма; изменение содержания и структуры образования и науки в туристической индустрии. 

Таким образом ,необходимо отметить, что формирование туристической политики осуществляется в контексте реализации основных направлений социального развития государства. Особенности данного этапа обусловлены переводом национальной экономики на путь инновационного развития. Образовательная политика в сфере туризма должна строиться с учетом современных требований к качеству туристических услуг, а также формированию кадровых ресурсов. В целом же туризм, развивающийся устойчиво, позволяет повысить доходы национальной экономики, стимулировать развитие других отраслей, укрепить здоровье населения, развить инфраструктуру курортов и лечебно-оздоровительных местностей, сохранить культурное наследие и природные лечебные ресурсы.

 

Заключение

Подводя итоги работе, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать некоторые выводы.

Туризм  оказывает значительное положительное  влияние на экономику страны: он способствует экономическому росту, развитию и улучшению национального богатства. Являясь важной формой внешнеэкономической деятельности, туризм выступает значительным источником валютных поступлений для страны и средством обеспечения занятости; расширяет вклады в платежный баланс и в валовой национальный продукт страны; способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма, а также выполняет ряд других важных функций.

Современный международный туризм является динамично  развивающейся отраслью, на долю которой приходится около 10% мирового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и около 5% всех налоговых поступлений.

Беларусь  обладает значительным туристско-рекреационным  потенциалом: разнообразны природно-климатические условия, богато культурное наследие республики, совершенствуются транспортно-коммуникационные условия, имеются нестандартные туристские ресурсы. В этом плане можно с уверенностью говорить о том, что Беларусь может смело претендовать на свою долю мирового рынка туристских услуг и имеет для этого все основания.

Основными проблемами развития международного туризма  в Республике Беларусь на сегодняшний день являются: несовершенство нормативно-правового и статистического обеспечения туризма; неподготовленность материально-технической базы туристской индустрии; отсутствие высококвалифицированного кадрового обеспечения развития туризма; недостаточное научное обеспечение развития туризма; низкий ранг и весьма ограниченные полномочия национальной туристской администрации. В будущем необходимо решение вышеперечисленных проблем, что позволит значительно повысить привлекательность республики для иностранных туристов и инвесторов и даст возможность в последующем реализовать ряд крупномасштабных проектов в области белорусского туризма.

Масштабность  задач, стоящих перед Республикой Беларусь по развитию туризма как одной из приоритетных отраслей экономики, межотраслевой характер туристской индустрии и деятельности, важность туризма для оздоровления населения и формирования здорового образа жизни, воспитания подрастающего поколения на познании историко-культурных ценностей - все это и обусловливает то значительное внимание, которое руководство Беларуси уделяет вопросам развития туризма.

Первоочередным  направлением развития международного туризма в Республике Беларусь является создание эффективной национальной туристской политики, которая будет содействовать развитию международного туризма и деятельности отечественных и зарубежных туристских компаний. Очевидно, что для этого понадобится ни один год, однако предпринимаемые действия государства (разработка Государственной программы, проведение заседаний по проблемам развития туризма в республике и т.д.) позволяют надеяться, что создание современной туристской индустрии в Республике Беларусь является недалеким будущим.

 

Список  использованной литературы

1. Акулич, И.Л. Маркетинг. Мн., 2004. 463 с.

2. Александрова, А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2004. 240 с.

3.Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Любушина Н.П. М.: Юнити-Дана, 2002. 471с.

4. Гайдукевич ,Л.М. Туризм в Беларуси. Мн.: БГУ, 2010. 133 с.

5. Гончаров ,В.И. Менеджмент. Мн., 2003. 624 с.

6. Горбылева, З.М. Экономика туризма. Мн., 2004. 478 с.

7. Груздов ,А.Г. Юридические и бухгалтерские аспекты туристической деятельности // Вестник МНС РБ. 2011. № 18. – С.58-61.

8. Гуляев ,В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.

9. Джанджугазова ,Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. 224 с.

10. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме. Мн., 2004. 496 с.

11. Дурович ,А.П. Формирование и развитие туристского имиджа РБ // Вестник БГЭУ – 2000 - № 2 – С. 19-22.

12. Кабушкин ,Н.И. Менеджмент туризма: Уч.пособие. – Мн.: Новое знание, 1999. 396 с.

13. Калинина ,И. О сомнительной съедобности «туристского продукта» и прочих казусах закона о туризме // БНПИ. 2003. № 17. – С.29-34.

14. Карчевская, Е.Н. Организация международного туризма. Гомель, 2003. 26с.

15. Кожекин ,Г.Я., Мисербиева С.Г. Маркетинг предприятия. Мн., 2004. 240 с.

16. Кашевский, В.Ю., Потаева Г.Р. Каким быть туризму Беларуси?// Туризм и отдых – 1996 - № 2 – С. 3

17. Колесник ,Н.В. Международный туризм в сфере услуг мирового товарообмена. М., 1999. 286 с.

18. Муталимов, М.Г. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения. Мн., 2000. 422 c.

19. Павлов ,Т. Международный туризм. М., 2002. 340 с.

20.Павлович, В. Манящие тропы туризма // Вечерний Минск – 2012 – 16 мая – С. 4.

21. Папирян ,Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. М.,2007. 540 с.

22. Пузакова ,Е.П. Международный туристический бизнес. – М.: Приор», 2001. 240 с.

23. Раицкий ,К.А. Экономика предприятия. - М.: Маркетинг, 1999. 693с.

24. Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический справочник. Мн., 2012.

25. Решетников, Д.Г. Международный туризм в системе внешней торговли Беларуси. Мн.: БГУ, 2004. 195 с.

26. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011. Мн.: М-во статисти-ки и анализа Республики Беларусь, 2011.

Информация о работе Организация и перспективы развития международного туризма на территории Республики Беларусь