Налоговая система России, плюсы и минусы. Её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность налогов, сборов и других платежей обязательного характера, а также основные принципы построения налоговых систем, действующую налоговую систему Российской Федерации, элементы налогообложения, реформы в сфере налогообложения, проведенные в России, начиная с 1992 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.1 Налоги и их сущность……………………………………………………..4
1.2 Функции налогов…………………………………………………..............6
1.3 Элементы налога……………………………………………………..…...11
1.4 Виды налогов…………………………………………………..................11
1.5 Понятия налоговой системы………………………………………….....15
1.6 Налоговые органы……………………………………………..................18
1.7 Принципы построения налоговой системы…………………………….19
1.8 Налоговое бремя …………………………………………………........21
1.9 Проблема размеров налогового бремени. Кривая Лаффера…………..22
2. Аналитическая часть………………………………………………………24
2.1 Налоговые реформы 90-х годов ХХ в. в России……………………...24
2.2 Сущность и значение ЕСН……………………………………………...27
2.3 Налог на недвижимость………………………………………………….29
2.4 Налог на добавленную стоимость……………………………………….32
2.5 Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог……....35
2.6 Налог на прибыль организаций…………………………………….…....35
2.7 Налоговые поступления в бюджет за 1992-2009 гг …………………....37
2.8 Налогообложение добычи полезных ископаемых и пользования природными ресурсами……………………………………………………....38
2.9.Ставка налога……………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………….…...40
Список литературы…………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоги.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Распределительная

 Распределительная функция заключается в том, что налоги выступают в руках государства важнейшим инструментом распределения и перераспределения результатов воспроизводства, как на микро - так и на макроуровне. С помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход тех или иных групп населения.

Посредством налогов  в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов  государство перераспределяет часть  прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие  производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными срокам окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание  которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Вторая функция  налогов – фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя  предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

    1. Элементы налога

Уплата любого налога представляет собой организационный процесс, включающий следующие элементы:

объект  налога – имущество или доход, подлежащие обложению стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; передача имущества; добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты

субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

источник  налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

единицы обложения – единица измерения объекта (денежная единица страны);

ставка  налога – величина налога с единицы объекта налога(%);

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый минимум);

налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и представленными льготами.

1.4 Виды налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доход и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид  налогов – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за  рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в  зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. Это налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы, на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

В случае высокой  эластичности спроса увеличение косвенных  налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Также различают  твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лица с большими доходами.

Регрессивные  ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост доходов (выражается в процентах). Таким образом реальное налоговое бремя для лиц, получающих более высокие доходы, меньше величины предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем, что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более низкой ставке. Следовательно, растущие предельные налоговые ставки сдерживают рост средних. Такова особенность прогрессивной ставки.

Налоги –  это один из экономических рычагов, с помощью которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов  определяются взаимоотношения предприятий  всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируются внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.

Основные виды налогов применяемых в России:

1. Подоходный  налог с физических лиц взимается  в зависимости от денежного  дохода граждан, представляет  основной налог, которым облагается  население.

2. Налог с  продаж (налог с оборота) уплачивается с полного объема выручки от продажи товара. Это косвенный налог, ибо выручка не образует чистый доход производителя и продавца товара.

3. Налог на  добавленную стоимость (НДС) взимается  с добавленной стоимости, представляющей  разницу между денежной выручкой от продажи продукции предприятий и суммой издержек на сырье, материалы, полуфабрикаты.

4. Акциз –  это косвенный налог, взимаемый  с величины стоимости отдельных  видов товаров и включаемый  в их цену. Акцизами облагаются товары массового производства (алкогольные напитки, соль, сахар, спички и другое), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты) ювелирные изделия, предметы роскоши и табачные изделия.

5. Налог на  прибыль предприятий относится  к числу самых распространенных во всем мире доходов изымаемых в виде доли от валовой прибыли предприятия.

Наряду с  налогами в государственную казну  поступают и другие денежные взносы, которые называются платежами, отчислениями. К числу платежей относятся плата за пользование земельными участками, природными ресурсами, арендная плата, отчисления в пенсионный фонд и другие фонды.

1.5 Понятия налоговой системы

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации.

. В 1998г. была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая, или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001г. вступила в действие специальная часть Кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В 2002г. завершилась работа по принятию оставшихся глав Налогового кодекса, и в 2003г. российская экономика вступила с полностью обновленной налоговой системой.

Налоговый кодекс – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в целом в России будет окончательно сформирована единая налоговая система.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Система налогов  и сборов в Российской Федерации  отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

1. федеральные  налоги и сборы;

Информация о работе Налоговая система России, плюсы и минусы. Её роль в экономике