Налоговая система России, плюсы и минусы. Её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность налогов, сборов и других платежей обязательного характера, а также основные принципы построения налоговых систем, действующую налоговую систему Российской Федерации, элементы налогообложения, реформы в сфере налогообложения, проведенные в России, начиная с 1992 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.1 Налоги и их сущность……………………………………………………..4
1.2 Функции налогов…………………………………………………..............6
1.3 Элементы налога……………………………………………………..…...11
1.4 Виды налогов…………………………………………………..................11
1.5 Понятия налоговой системы………………………………………….....15
1.6 Налоговые органы……………………………………………..................18
1.7 Принципы построения налоговой системы…………………………….19
1.8 Налоговое бремя …………………………………………………........21
1.9 Проблема размеров налогового бремени. Кривая Лаффера…………..22
2. Аналитическая часть………………………………………………………24
2.1 Налоговые реформы 90-х годов ХХ в. в России……………………...24
2.2 Сущность и значение ЕСН……………………………………………...27
2.3 Налог на недвижимость………………………………………………….29
2.4 Налог на добавленную стоимость……………………………………….32
2.5 Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог……....35
2.6 Налог на прибыль организаций…………………………………….…....35
2.7 Налоговые поступления в бюджет за 1992-2009 гг …………………....37
2.8 Налогообложение добычи полезных ископаемых и пользования природными ресурсами……………………………………………………....38
2.9.Ставка налога……………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………….…...40
Список литературы…………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоги.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

Уфимская государственная  академия экономики и сервиса

 

 

 

 

Кафедра Туризма  и гостеприимства

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика»

на тему Налоговая  система России, плюсы и минусы.

Её роль в  экономике

 

 

 

Выполнила: студентка группы СД-21

Абсалямова  А.А.

Проверил: доцент каф. Туризма и

                   гостеприимства

                                                                                        Ишбулатов Р.Ф.

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2009

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3

1.Теоретическая часть…………………………………………………………4

1.1 Налоги и  их сущность……………………………………………………..4

1.2 Функции налогов…………………………………………………..............6

1.3 Элементы налога……………………………………………………..…...11

1.4 Виды налогов…………………………………………………..................11

1.5 Понятия налоговой системы………………………………………….....15

1.6 Налоговые органы……………………………………………..................18

1.7 Принципы построения налоговой системы…………………………….19

1.8 Налоговое бремя     …………………………………………………........21

1.9 Проблема размеров налогового бремени. Кривая Лаффера…………..22

2. Аналитическая  часть………………………………………………………24

2.1  Налоговые реформы  90-х годов ХХ в. в России……………………...24

2.2 Сущность и значение ЕСН……………………………………………...27

2.3 Налог на недвижимость………………………………………………….29

2.4 Налог на добавленную стоимость……………………………………….32

2.5 Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог……....35

2.6 Налог на прибыль организаций…………………………………….…....35

2.7 Налоговые поступления в бюджет за 1992-2009 гг …………………....37

2.8 Налогообложение добычи полезных ископаемых и пользования природными ресурсами……………………………………………………....38

2.9.Ставка налога……………………………………………………………...38

Заключение……………………………………………………………….…...40

Список литературы…………………………………………………………...42

 

 

Введение

Налоги известны людям с древних времен. Так уж устроена жизнь, что часть своего дохода приходится отдавать другим. Такая повинность, обязанность налагалась и налагается до сих пор, кто что-то получает, что-то имеет. Первые налоги существовали в виде жертвоприношений Богу, которая называлась десятиной, составляющей 10% дохода. Государством применялась также и свецкая десятина. Известен налог в виде выкупа невест (калым). Подушная и подворная подати в дореволюционной России были уже близкими к современным формам налогообложения.

Любому государству  для выполнения своих функций  необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 Налоги являются  важнейшим фактором перераспределения  национальных доходов государства.

Цель данной работы изучить сущность налогов, сборов и других платежей обязательного характера, а также основные принципы построения налоговых систем, действующую налоговую систему Российской Федерации, элементы налогообложения, реформы в сфере налогообложения, проведенные в России, начиная с 1992 г.

 

1. Теоретическая часть

    1. Налоги: их сущность

В истории развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что  «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных  финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и  физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги». В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. «Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами».

По налогам  могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

    • необлагаемый минимум объекта налога
    • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
    • освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков
    • понижение налоговых ставок
    • вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период)
    • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).

Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги – важнейший источник средств  государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование  налогами и налоговыми льготами позволяет  воздействовать на динамику и структуру  экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатств. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями.

 

    1.  Функции налогов

В рыночной экономике  налоги выполняют столь важную роль. Без хорошо  налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно  состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие функции они  выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль  в формировании доходной части государственного бюджета. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

Это функция  – экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. процессы в экономике страны, а так же социально-экономические процессы в обществе.

Налоги в  этой функции могут играть регулирующую, стимулирующую и распределительную роли. Те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Регулирующая

Налоги выступают главным инструментом экономической политики государства. Маневрируя налоговыми ставками, льготными и санкциями государство стимулирует развитие технического процесса, инвестиций.

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:

  • регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении и разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.;
  • регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Хорошо известно, что эффективно функционирующую  рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия, промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел. в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Если например, в 1992 году малое предприятие получило 240 тыс. рублей прибыли и использовало 110 тыс. руб. на развитие своего производства - приобретение новых машин и механизмов, строительство производственного здания, то налогом облагается прибыль в сумме всего 130 тыс. руб. (32% от этой суммы, то есть 41,6 тыс. руб. направляется в бюджет).

Как видно из приведенного примера, если малое предприятие не «проедает» полученную прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирует, и в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, пока оно остается малым, и не выходит за пределы установленного количественного критерия - численности работающих. Как только оно выйдет за пределы этого критерия (например, в промышленности - численность работающих на предприятии составит 210 чел.), с этого месяца оно будет облагаться налогом в общем порядке.

Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть.

Стимулирующая

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда других освобождается от налогообложения.

Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.

Идея всемерной  поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое законодательство. Законом «О налогообложении доходов банков» предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30%. В то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50% всех вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20%.

Информация о работе Налоговая система России, плюсы и минусы. Её роль в экономике