Налоговая система России, плюсы и минусы. Её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность налогов, сборов и других платежей обязательного характера, а также основные принципы построения налоговых систем, действующую налоговую систему Российской Федерации, элементы налогообложения, реформы в сфере налогообложения, проведенные в России, начиная с 1992 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.1 Налоги и их сущность……………………………………………………..4
1.2 Функции налогов…………………………………………………..............6
1.3 Элементы налога……………………………………………………..…...11
1.4 Виды налогов…………………………………………………..................11
1.5 Понятия налоговой системы………………………………………….....15
1.6 Налоговые органы……………………………………………..................18
1.7 Принципы построения налоговой системы…………………………….19
1.8 Налоговое бремя …………………………………………………........21
1.9 Проблема размеров налогового бремени. Кривая Лаффера…………..22
2. Аналитическая часть………………………………………………………24
2.1 Налоговые реформы 90-х годов ХХ в. в России……………………...24
2.2 Сущность и значение ЕСН……………………………………………...27
2.3 Налог на недвижимость………………………………………………….29
2.4 Налог на добавленную стоимость……………………………………….32
2.5 Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог……....35
2.6 Налог на прибыль организаций…………………………………….…....35
2.7 Налоговые поступления в бюджет за 1992-2009 гг …………………....37
2.8 Налогообложение добычи полезных ископаемых и пользования природными ресурсами……………………………………………………....38
2.9.Ставка налога……………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………….…...40
Список литературы…………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоги.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

2. региональные  налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;

3. местные налоги  и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и  сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

 К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы на  отдельные виды товаров (услуг)  и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на  прибыль (доход) организаций;

4) налог на  доходы от капитала;

5) подоходный  налог с физических лиц;

6) взносы в  государственные социальные внебюджетные  фонды;

7) государственная  пошлина;

8) таможенная  пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

 

К региональным налогам  и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или  дарение;

5) местные лицензионные сборы.

1.6 Налоговые органы

Налоги устанавливаются  законодательными органами, а за их сбором следят налоговые органы. Обычно они возглавляются министерствами финансов, в составе которых для этого есть налоговые подразделения. В США – это служба внутренних доходов Минфина, в России – Федеральная налоговая служба Минфина. В подчинении последней находятся территориальные налоговые органы в виде управлений или отделов в субъектах Федерации и местные налоговые органы в виде районных и межрайонных налоговых инспекций.

Однако они сами не все  собирают налоги. Этим часто занимаются налоговые агенты, т.е. те, кто в соответствии с налоговым законодательством страны обязан начислять и удерживать у налогоплательщика  некоторые налоги  и перечислять их бюджет или государственные бюджетные фонды. Например, в случае индивидуального подоходного налога это фирмы и организации, где работают плательщики этого налога. Если же некоторые налоги собираются государственными органами или органами местного самоуправления, то в налоговом праве их называют сборщиками налогов.

1.7 Принципы построения налоговой системы

Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Для того чтобы  раскрыть суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы  налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставших классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. поданные  государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения;
  2. налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты  должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
  3. каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
  4. каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама  Смита благодаря их простоте и  ясности не требует никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих. Они стали аксиомами налоговой политики.

Сегодня эти  принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая  система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно – политическим потребностям

6. Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта (ВВП) и быть эффективным инструментом государственной экономической  политики.

1.8 Налоговое бремя

Налоговое бремя  характеризует тяжесть выплаты  налогов для налогоплательщиков.

В масштабах  всей страны это прежде всего отношение  налогов к ВВП. Наиболее высоко развито  это соотношение (собранные налоги превышают 40% ВВП) в Скандинавских странах и Финляндии, страны Бенилюкса, во Франции, Италии, Австрии в связи с сильной социальной ориентацией их бюджетов. Наиболее низким это соотношение (собранные налоги составляют менее 10% ВВП) является в Индии, Китае, ОАЭ из-за невысоких социальных расходов в их бюджетах (Китай, Индия) или из-за невозможности иметь низкие налоги в связи большими доходами государства от экспорта сырья (ОАЭ). В России налоги составляют 1/3 ВВП, что является средней по мировым меркам величиной.

Для фирм налоговое  бремя можно измерять отношением выплаченных ими налогов к  величине полученной прибыли или  добавленной стоимости. Расчет налогового бремени по первому варианту показывает, что работающих преимущественно  на внешний рынок отраслях промышленности России суммы налогов равнялись суммам оставшейся прибыли, а в работающих преимущественно на внутренний рынок отраслях российской промышленности налоги в два раза превышали величину оставшейся  у них прибыли. Подобная разница в пользу экспортных отраслей связана с их высокой рентабельностью, что подтверждается расчетом налогового бремени по второму варианту – и у тех, и у других отраслей выплаченные ими налоги были примерно одинаковыми, превышая 40% произведенной ими добавленной стоимости.

Налоговое бремя  домашних хозяйств можно измерить, соотнося выплаченные ими прямые или косвенные налоги с их доходами. В России налоги, как прямые, так  и косвенные, поглощают около 1/3 доходов  домохозяйств.

1.9 Проблема размеров налогового бремени. Кривая Лаффера

Неоклассическая теория исходит из того, что чрезмерно  высокие налоги снижают эффективность  налоговой системы. Наиболее отчетливо  этот подход сформулировала школа экономики предложения. Её представитель, американец Артур Лаффер, выразил это графически в виде кривой Лаффера.

Кривая Лаффера  на примере индивидуального подоходного  налога демонстрирует связь между  ставкой налога и налоговыми поступлениями  в бюджет. Последние вначале быстро растут при увеличении налоговой  ставки, затем их рост замедлялся, а потом налоговые поступления начинают сокращаться по мере увеличения ставки налога. Это происходит из-за снижения интереса домохозяйства к увеличению собственных доходов, которые все больше съедаются налогом, и ростом их уклонения от налогообложения.

Снижение чрезмерно  высоких налогов может привести к росту налоговых поступлений  в бюджет, так как невысокие  налоги повышают стимулы к труду, предпринимательству и инвестициям, а это приводит к увеличению темпов экономического роста. В результате налоговая база растет настолько быстро, что это со временем может компенсировать снижение налоговой ставки. Более того, школа экономики предложения стоит за отказ от прогрессивного налогообложения на том основании, что получателя высоких доходов являются основными инвесторами.

Однако эмпирическое исследования показали, что снижение налогового бремени дает краткосрочный  эффект и может сказаться на темпах экономического роста лишь в долгосрочной перспективе.

 

2. Аналитическая часть

2.1 Налоговые реформы  90-х годов ХХ в. в России

Механизм обязательного  изъятия финансовых средств предприятий и граждан СССР в основном служил потребностям существовавшей тогда в стене жесткой административно-командной системы. Кардинальные изменения, происшедшие в политической и экономической жизни российского общества в 1990 – 1991 гг., выявили его непригодность к использованию в новых условиях хозяйствования и обусловили необходимость финансированной разработки и скорейшего введения налоговой системы, построенной на принципиально новых началах.

Самой сложной  проблемой при разработке новой  налоговой системы была необходимость  как минимум сохранения сложившегося раннее уровня доходов государства, поскольку объективно нельзя было сразу  отказаться от финансирования из бюджета  целого ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфер жизнеобеспечения. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и сужением в связи с этим налоговой базы, а с другой – необходимостью для государства нести бремя дополнительных расходов, связанных с компенсацией социальных издержек реформ.

Сохранению  минимально необходимого уровня государственных  доходов способствовали введение налога на добавленную стоимость с весьма высокой по международным меркам налоговой ставкой, очень жесткий, гибкий режим налогообложения прибыли, предусматривающий дополнительное налогообложение повышенных расходов на оплату труда, а также отсутствие механизмов компенсации потерь налогоплательщиков в связи с проявлением в условиях высокого уровня эффекта так называемого «инфляционного налога».

Блок необходимых  законов, сформировавших новую налоговую  систему Российской Федерации, был  принят в самом конце 1991 г.; начиная  с 1992 г., они вступили в действие. Затем вносились значительное количество различных изменений и дополнений.

Этот пакет  налоговых законов, составлявших федеральное  налоговое законодательство, включал  в себя прежде всего базовый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», определявший общие принципы построения налоговой системы, её структуру, организацию сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов и т.д.

Предусмотренные налоговой системой различные формы  налоговых изъятий зависят от источников и видов доходов: прибыль, заработная плата, дивиденды и т.п.; объекта налогообложения (различные виды имущества, в том числе земля, другие виды недвижимости; товарно – материальные ценности, движение товаров за границу и т.п.); категорий плательщика (юридические и физические лица; высоко- и низкооплачиваемые работники; резиденты и нерезиденты и т.п.)

Приступая к  реформе налоговой системы, правительство  учло исключительную болезненность  для большинства бывших государственных  предприятий процесса коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада. Кардинально изменились вся система экономических приоритетов и стимулов, сопровождающихся падением производства и платежеспособного процесса. Резко уменьшился государственный заказ, открылись внешние границы для товарной интервенции из-за рубежа. Производители сырья и энергии установили ценовой диктат.

В связи с  этим в рамках новой налоговой  системы были временно сохранены  определенные элементы старого хозяйственного механизма, включая некоторые нерыночные инструменты: налогообложение расходов предприятий, использованных на оплату труда работников сверх законодательно установленного уровня. В качестве базы налогообложения искусственно рассчитывались «рыночные цены». Облагалась НДС так называемая финансовая помощь и штрафы. Были сохранены неоправданные с точки зрения создания эффективной конкурентной среды налоговые льготы.

Информация о работе Налоговая система России, плюсы и минусы. Её роль в экономике