Налоговая система России, плюсы и минусы. Её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность налогов, сборов и других платежей обязательного характера, а также основные принципы построения налоговых систем, действующую налоговую систему Российской Федерации, элементы налогообложения, реформы в сфере налогообложения, проведенные в России, начиная с 1992 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.1 Налоги и их сущность……………………………………………………..4
1.2 Функции налогов…………………………………………………..............6
1.3 Элементы налога……………………………………………………..…...11
1.4 Виды налогов…………………………………………………..................11
1.5 Понятия налоговой системы………………………………………….....15
1.6 Налоговые органы……………………………………………..................18
1.7 Принципы построения налоговой системы…………………………….19
1.8 Налоговое бремя …………………………………………………........21
1.9 Проблема размеров налогового бремени. Кривая Лаффера…………..22
2. Аналитическая часть………………………………………………………24
2.1 Налоговые реформы 90-х годов ХХ в. в России……………………...24
2.2 Сущность и значение ЕСН……………………………………………...27
2.3 Налог на недвижимость………………………………………………….29
2.4 Налог на добавленную стоимость……………………………………….32
2.5 Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог……....35
2.6 Налог на прибыль организаций…………………………………….…....35
2.7 Налоговые поступления в бюджет за 1992-2009 гг …………………....37
2.8 Налогообложение добычи полезных ископаемых и пользования природными ресурсами……………………………………………………....38
2.9.Ставка налога……………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………….…...40
Список литературы…………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоги.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Обязанности продавца практически остаются прежними: он должен уплатить НДС в бюджет с полученных сумм предоплаты (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ), выписать счет-фактуру на аванс (только уже в двух экземплярах, один из которых передается покупателю), а при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) - еще раз начислить в бюджет НДС со всей суммы отгрузки (п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ) и принять к вычету ранее уплаченный налог с суммы предоплаты (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). Причем, как указал Минфин России в Письме от 09.04.2009 N 03-07-11/103, продавцу не могут отказать в вычете по счетам-фактурам, которые он сам себе выставил, даже если они составлены с нарушением порядка, предусмотренного п. 5.1 ст. 169 НК РФ, поскольку данная статья не содержит такого основания для отказа продавцу в вычете.

Одна из проблем, с которой столкнулись некоторые  продавцы в связи с введением  обязанности выставлять покупателю счета-фактуры на предоплату, связана  с указанием наименования товара. Как отражать название, если договор  содержит большой перечень поставляемых товаров и невозможно определить, в счет каких именно товаров поступает предоплата? Финансовое ведомство в Письме от 06.03.2009 N 03-07-15/39 разъяснило, в каких случаях не требуется подробно расписывать все позиции товаров. Так, если в договоре дано обобщенное наименование поставляемых товаров и предусмотрена их отгрузка согласно заявке (спецификации), то в счетах-фактурах на аванс правомерно отразить обобщенное наименование товаров или их групп (например, нефтепродукты, кондитерские изделия, канцелярские товары и т.п.). Однако это возможно, если спецификация оформляется после оплаты товара. В остальных случаях следует руководствоваться пп. 4 п. 5.1 ст. 169 НК РФ, указывая в счетах-фактурах на аванс наименование товаров (описание работ, услуг), имущественных прав в соответствии с договором, заключенным между продавцом и покупателем (см. Письмо Минфина России от 25.02.2009 N 03-07-14/26).

Срок выставления  счетов-фактур на предоплату

В течение пяти календарных дней после получения  предоплаты (полной или частичной) продавец должен выставить покупателю счет-фактуру на данную сумму (п. 3 ст. 168 НК РФ). Он может этого не делать, если отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет полученной предоплаты производится также в течение указанных пяти дней, - так пояснил Минфин России в Письме от 06.03.2009 N 03-07-15/39. Для непрерывных долгосрочных поставок товаров (оказания услуг) в адрес одного и того же покупателя (например, поставка электроэнергии, нефти, газа, оказание услуг связи) предусмотрено исключение: счета-фактуры по частичной оплате в счет таких поставок выставляются покупателям не реже одного раза в месяц, а сумма предоплаты определяется как разница между полученной в соответствующем месяце оплатой и стоимостью отгруженных в течение этого месяца товаров (оказанных услуг).

2.5 Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

В целом оправдал себя и не требует серьезных изменений  налог на доходы физических лиц. Принятое решение о взимании данного налога по ставке в размере 13% в целом до сих пор соответствует современным экономическим условиям. Вместе с тем, в действующий порядок применения этого налога, начиная с 2007 г., внесены некоторые корректировки, связанные с совершенствованием применения его отдельных норм.

С 2007 года увеличивается размер существующих социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации с 38 до 50 тыс. руб. Кроме того, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц.

В отношении единого  социального налога, который будет  продолжать взиматься по регрессивной шкале налоговых ставок, вступающие в силу нововведения минимальны - в частности, для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, с 2007 года вводится отдельная, более льготная, шкала налоговых ставок.

2.6 Налог на прибыль организаций

Начиная с 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2005 г.  организации получили право  в полном размере уменьшать налоговую  базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Подобное решение, позволяющее в полном объеме переносить полученные в прошлом убытки на будущие периоды, позволило не только повысить нейтральность данного налога по отношению к экономическим решениям налогоплательщиков, но и создать дополнительные стимулы к осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов. В 2002 - 2005 гг. совокупная сумма переносимого на текущий налоговый период убытка прошлых лет не могла превышать 30% от налоговой базы, а в 2006 г. - 50%.

Из мер, направленных на повышение привлекательности  инвестиционной деятельности налогоплательщиков, можно также отметить введение законом от 27.07.2006 №144-ФЗ "инвестиционной премии" (возможности отнесения на расходы отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере до 10%), право на применение которой вступило в силу с 1 января 2006 года, а также введение возможности с 2007 года равномерного, в течение одного года, отнесения на расходы затрат на осуществление любых НИОКР (в том числе не давшие положительного результата).

В целях финансовой поддержки  сельскохозяйственных предприятий был принят и вступил в силу федеральный закон о продлении на 2006-2007 гг. применения нулевой ставки налога в отношении доходов, получаемых от реализации произведенной и реализованной налогоплательщиками сельскохозяйственной продукции.

Также в 2007 году вступили в силу изменения в налоговое законодательство, связанные с созданием в Российской Федерации такого источника финансирования деятельности некоммерческих организаций, как целевой капитал. Эти изменения предполагали исключение из доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций, поступлений от благотворителей на формирование целевого капитала, доходов некоммерческих организаций от управления средствами целевого капитала, а также поступлений некоммерческих организаций - благополучателей от организаций - собственников целевого капитала.

 

 

2.7 Налоговые поступления в бюджет за 1992-2009 гг.

  • Налоговыми органами России в 1992 году были обеспечены поступления в бюджет 4,7 трлн руб. денежных средств
  • В 1993 году в бюджетную систему страны поступило налогов и других обязательных платежей на сумму 38 трлн руб. Произошло снижение ставки НДС с 28 до 20 %, а по продовольственным товарам - до 10 %.
  • В 1994 году налоговые органы мобилизовали в бюджет налогов и других обязательных платежей на сумму 135,6 трлн руб.
  • В 1995 году (с учетом увеличенного в декабре задания) обеспечено поступление в бюджетную систему страны 352 трлн руб. налоговых и других обязательных платежей.
  • В 1996 году налоговые органы мобилизовали в бюджет страны 474,8 трлн руб.
  • В 1997 году налоговые органы мобилизовали в бюджет страны налогов и других обязательных платежей на сумму 611,1 трлн руб.
  • В 1998 году вследствие тяжелого финансового кризиса августа - сентября поступление налогов и сборов в намеченных объемах обеспечить не удалось. За год в консолидированный бюджет поступило налогов и сборов лишь на сумму 526,1 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет - 194,1, что соответственно на 12 и 22 % меньше, чем в 1997 году. Продолжался рост задолженности, достигший 268 млрд руб.
  • В 1999 году в связи с благоприятной экономической ситуацией налоговые органы обеспечили мобилизацию в бюджетную систему страны 884 млрд руб. налогов и сборов, или 168 % к объему 1998 года.
  • В 2000 году в федеральный бюджет (без целевых бюджетных фондов) было мобилизовано налогов и сборов, контролируемых МНС России, "живыми" деньгами - 613 млрд. рублей (что в 1,8 раза превышает поступления 1999 года).
  • В 2001 году по предварительным данным в федеральный бюджет страны мобилизовано налогов и сборов, контролируемых МНС России, в сумме 751,4 млрд. руб.
  • Доходы федерального бюджета в 2004 году сложились в сумме 3428,9 млрд. руб.,
  • Совокупный объем доходов консолидированного бюджета по итогам 2005 года составил 5703,48 млрд. рублей
  • В 2006 году в федеральный бюджет поступило 6 763,4 млрд. руб.
  • В 2007 году в федеральный бюджет поступило 8 643,4 млрд. руб.
  • В 2008 году  налоговыми органами было собрано 10 032,8 млрд. руб.
  • В 2009 году за январь – ноябрь поступило в бюджетную систему РФ 7 516,2 млрд. руб.

2.8 Налогообложение добычи полезных ископаемых и пользования природными ресурсами

Решения в отношении  налога на добычу полезных ископаемых, вступившие в силу в 2007 году, способствовали активной разработке новых месторождений, а также повышению эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 была установлена налоговая ставка 0% при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края (до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн), а также при добыче сверхвязкой нефти. Одновременно, начиная с 2007 года была введена специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 рублей за одну тонну добытой нефти (до этого момента налоговым законодательством была предусмотрена норма, согласно которой НДПИ при добыче нефти с 2007 года должен был взиматься по адвалорной ставке).

2.9 Ставка налога. Ставка налога в последние годы претерпевает существенные изменения. В 1993 г. она была единой – 32%. В 1994 г. ставка и механизм взимания налога подверглись изменению. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы и подчиненности поступает в федеральный бюджет. Региональные власти могут установить налог в пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Таким образом, для предприятия указанный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35-38% в 1994 г.

В 1995 г. внесены новые уточнения. Теперь законодательные органы субъектов Федерации могут устанавливать ставку налога не выше 22%. Практически везде в РФ общая ставка налога в настоящее время 35% (13+22). Более высокие ставки применяются к банкам, биржам, брокерским конторам и посредникам. Для них ставка регионального налога может быть установлена до30%, а общая ставка, таким образом, - до 43%.

В уточненном проекте  Кодекса предусматривается снижение ставки до 30% (11+19). Указанная ставка едина для всех предприятий всех видов деятельности, кроме малых  предприятий, для которых устанавливается  пониженная ставка (11+18).

 

 

Заключение 

Таким образом, можно сделать вывод что, налоги – это основная часть бюджета и одновременно важный инструмент государственного регулирования экономики. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Чтобы государство существовало и развивалось каждый человек должен уплачивать налоги. Налоги являются основным источником доходов государства Государство в состоянии стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения налоговых ставок, предоставления или отмены налоговых льгот, что является важным для экономического развития страны.

Взимание налогов  - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Налоги взимаются с доходов и имущества, товаров и услуг. Установленная законом характеристика объекта налогообложения называется налоговой базой, а величина налога на каждую единицу налоговой базы – налоговой ставкой. В России объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль фирмы в денежном выражении, а налоговая ставка установлена в размере 24% с этой прибыли.

Совокупность взимаемых  в стране налогов, правил их уплаты и налоговых органов  называется налоговой системой. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации.

 

Список  литературы

 

    1. Грязнова А.Г., Гумная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. – М.: КНОРУС, 2008. – 688 с.
    2. Булатов А.С. Экономика. – М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.
    3. Яллай В.А. Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003. – 104 с.
    4. Перов А.В., Толкушкин А.В. П27 Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
    5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА- М, 2006. – 509 с.
    6. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: - М.: Дело, 2002. – 472 с.
    7. http// www.nalvest.ru
    8. http// www.nalogoved.ru
    9. http// www.rnk.ru
    10. http// www.nalogkodeks.ru



Информация о работе Налоговая система России, плюсы и минусы. Её роль в экономике