Музыкальные фестивали как объект событийного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть перспективы развития событийного туризма в современной туристской индустрии.
Задачи:
рассмотреть историю развития данного вида туризма в рамках истории развития туристической деятельности;
рассмотреть сущность и классификацию событийного туризма в туристской индустрии;
выявить актуальность музыкальных фестивалей как разновидности событийного туризма;
изучить географию современных музыкальных фестивалей и выявить перспективы их развития.

Оглавление

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 6
1.1. История развития событийного туризма………………………………..6
1.2. Сущность событийного туризма и его классификация 155
ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ОБЪЕКТ
СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 26
2.1. Роль фестивалей в туристской индустрии 26
2.2. География современных музыкальных фестивалей 35
2.3. Гластонберийский фестиваль современного исполнительского
искусства (Glastonbury Festival) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (FIN).docx

— 1.18 Мб (Скачать)

     Во  время карнавала категорически  запрещается грустить и унывать, обижаться на шутки и оскорбляться, даже услышав непристойность. На карнавале  отсутствуют условности, нет устоявшихся  норм поведения. На танец могут приглашать как кавалер, так и дама, причем оба они могут флиртовать друг с другом, и это их ни к чему не обязывает. Чем чаще участник маскарада  меняет костюм и маску, тем лучше: ведь так сохраняется загадочность действия. Кроме того, без маски  и карнавального костюма появляться на празднике вообще считалось недопустимым [5, c.29].

     Спортивный  событийный туризм – организация  и посещение спортивных событийных и культурно-зрелищных мероприятий  [15, c.13]. Международные спортивные состязания (Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов, универсиады) привлекают миллионы людей. И даже развитие современных систем связи и телевидения не уменьшают потока туристов, отправляющихся в другие страны с целью лично поучаствовать в спортивном празднике и поддержать команду своей страны. Можно считать, что посещение спортивных состязаний — один из древнейших видов путешествий [8, c.91].

     В современном потоке спортивного  событийного туризма спортсмены и сопровождающие их лица составляют незначительную часть, в основном они  представлены болельщиками. Например, на матчах футбольных чемпионатов Европы присутствуют до нескольких десятков тысяч болельщиков команды прибывшей  из другой страны. Поездки на спортивные мероприятия, как правило, кратковременны и не сопровождаются большими денежными  тратами в расчете на одного туриста, но в связи с массовостью дают соответствующей стране немалый  туристский доход [8, c.91].

     Из  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что событийный туризм является относительно дорогим видом отдыха, ориентированным на небольшие группы туристов. В настоящее время это одно из самых динамично развивающихся и перспективных направлений в туризме.

     Событийный  туризм позволяет людям посетить выставки, фестивали, карнавалы, концерты, спортивные мероприятия и стать  не только свидетелями величайших событий  в мире спорта, культуры, искусства, но и принять в них участие. Существует несколько видов событийного туризма, что позволяет людям посещать разного рода события, и удовлетворять различные потребности.  

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ОБЪЕКТ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

2.1. Роль фестивалей в туристской индустрии

 

     Фестиваль — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства  [4]. Сегодня фестивальный туризм развился в отдельный вид отдыха.

     Важнейшими  событиями в мире творчества стали  фестивали киноискусства. Они традиционно  проводятся в Каннах (Франция), Венеции (первый в мире международный кинофестиваль  в 1932 г.), Берлине, Токио, Москве, Каире (крупнейший кинофестиваль в арабском мире) [6, c.113]. Кинофестиваль обычно сопровождается публичным показом многих фильмов и приездом их авторов. В ходе большинства фестивалей проводится конкурс фильмов, по результатам которого вручаются призы (гран-при, приз зрительских симпатий и прочие). Результаты конкурса обычно оценивает экспертное жюри — реже проводится голосование экспертов. Наиболее престижными кинофестивалями являются смотры с конкурсной программой, имеющие аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (фр. Federation International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF). Для того, чтобы получить аккредитацию, кинофестиваль должен соответствовать нескольким критериям: быть международным; проводиться ежегодно; пользоваться поддержкой местной киноиндустрии; в конкурсе не должно быть фильмов, которые ранее участвовали в других фестивалях. Кроме того, в одной стране может быть только один подобный фестиваль. На сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют 14 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов

     К числу известнейших событий в  современной культурной жизни относится  Эдинбургский фестиваль. В Эдинбург съезжаются лучшие в мире оперные, балетные и театральные коллективы, а также различные фольклорные ансамбли. Сюда же стекаются и поклонники вечного искусства.

Среди любителей классической музыки популярностью  пользуются международные фестивали  в Сантандере (Испания; проводится уже 50 лет) и Люцерне (Швейцария). Фестивали классического искусства могут собирать до 55 тысяч человек.

     Самое известное фестивальное мероприятие  мира — Бразильский карнавал. Этот национальный праздник олицетворяет особый дух и стиль жизни уникальной страны. Население Бразилии сформировалось как сплав коренного индейского населения, потомков африканских народов, переселенцев из стран Азии и Европы. Соединение различных культур и  религий стало основой новых  традиций, венцом которых стал бразильский  карнавал — всенародный праздник, не имеющий аналогов по своим масштабам, активности действа, значимости в жизни  общества и финансовых затрат на его  проведение. Зарождение бразильского карнавала относится к 1641 г., когда  губернатор Рио-де-Жанейро объявил целую неделю всенародным праздником в честь коронации короля Португалии.

     В настоящее время карнавал проводится в феврале, официально в течение 4 дней, а фактически — неделю и  больше. Улицы и площади всех городов  заполнены парадами и шествиями, танцующими и веселящимися людьми в  разнообразных ярких и фантастических костюмах в независимости от их национальности, положения, возраста и пола. Участие  в карнавальном шествии — большая  честь для любого жителя страны. Особенный шарм празднику придают  многочисленные школы самбы —  ритмичного группового танца с характерными телодвижениями. Школы самбы целый  год придумывают и репетируют свои выступления, шьют дорогие костюмы. Они становятся центром карнавала  в своем городе, а победители конкурсов  получают право представлять свой город  или район на главном празднике  в Рио-де-Жанейро, где карнавальное шествие будет длиться три  дня без перерыва, после чего судьи объявят победителя — школу самбы, которая будет символом страны целый год.

     Главный парад карнавала в Рио-де-Жанейро  проводится на специальном самбадроме. Самбадром — прямая, более чем километровая улица с огромными вместительными трибунами для судей и зрителей по обеим сторонам. На главное карнавальное шествие собирается до 1,5 млн участников и зрителей. Попасть в Рио-де-Жанейро в период карнавала сложно и дорого. Бронирование мест осуществляется более чем за год и цены очень высоки. Отсюда значительные доходы местной казны, составившие в 1995 г. 100 млн долларов.

     Другим  фестивалем, обладающим грандиозным  масштабом и всемирной известностью, является Окто́берфест, международный праздник пива в Мюнхене. Октоберфест привлекает каждый год около 6 млн посетителей, приезжающих в Мюнхен со всех частей Баварии и Германии, а также из других стран. Праздник проводится в середине сентября — начале октября на лугу Терезы (нем. Theresienwiese) — в центре Мюнхена, неподалёку от Главного вокзала. Его продолжительность в среднем составляет 16 дней. Праздник отличается большим количеством пивных палаток и разнообразных аттракционов. Октоберфест организуется и проводится администрацией Мюнхена.К участию в этом фестивале допускаются только мюнхенские пивоваренные компании, которые варят для него специальное октоберфестовское пиво (нем. Oktoberfestbier) с содержанием алкоголя 5,8—6,3 %, которое в другое время года обычно называют мартовским или венским.[10] Впервые Октоберфест состоялся 12 октября 1810 года в честь свадьбы кронпринца Людвига (в будущем король Людвиг I) и принцессы Терезы Саксонской-Хильдбургхаузской (её именем назван луг, где проходит праздник). В честь свадьбы 17 октября также были устроены скачки. По этой причине в разных источниках называется разная дата первого Октоберфеста (12 и 17 октября).

     Вбивание  крана в первую пивную бочки (нем. Fassanstich) происходит после шествия хозяев пивных палаток, ровно в 12:00. В палатке Schottenhamel-Festzelt действующий обер-бургомистр Мюнхена вбивает кран при помощи специального молотка в первую бочку октоберфестовского пива. Это действие совершается с характерным возгласом «O’zapft is!» (рус-«Откупорено!»), после чего Октоберфест считается открытым.[10] Открытие первой бочки является знаком для хозяев всех палаток, что разлив пива и продажа его посетителям разрешены. Традиционно первую кружку пива получает баварский министр-президент. [10]

     Каждый  год с нетерпением ожидается, сколько ударов потребуется действующему бургомистру для открытия бочки. Лучшего результата достиг Кристиан Уде в 2006 году, открыв бочку одним ударом. Худший результат показал в 1950 году обер-бургомистр Томас Виммер, которому потребовалось 19 ударов. Это был первый год, когда была введена традиция открытия бочки обер-бургомистром. По словам владельца палатки Schottenhamel, традиция возникла случайно, когда его дед, Михаель Шоттенхамель, разговаривая с Томасом Виммером, не успел закончить разговор за время шествия владельцев палаток. Тогда обер-бургомистр спросил, что он собирается делать дальше, и узнал, что планируется открытие первой бочки. После этого родилась идея о том, что эту обязанность может взять на себя бургомистр, что и было сделано. [10]

     К числу других фестивальных мероприятий, привлекающих тысячи туристов относятся: коррида (Испания, Португалия, Франция), парады и фестивали цветов (Голландия, Таиланд), парад Королевской конной гвардии в Лондоне (Великобритания), фестивали вина (Франция, Швейцария) и пива (Германия), конкурсы красоты (старейший из подобных — «Мисс мира» основан в 1951 г., проводится ежегодно в Сан-Сити, ЮАР). А также и экзотические — гонки буйволов и скачки слонов (Таиланд), забеги ящериц (США), международный чемпионат по стрижке овец «Золотые ножницы» (Новая Зеландия).

     Одной из самых привлекательных разновидностей культурного и событийного туризма  является посещение музыкальных  фестивалей. Музыка – неотъемлемая часть как национальной, так и  межнациональной современной культуры. Огромный плюс таких мероприятий  – возможность наслаждаться живой  музыкой. Безусловно, своя прелесть есть и в прослушивании музыки в  формате mp3 плеере или компьютере, но оно никогда не сравнится с  живым выступлением любимых групп.

     Услугами  музыкальных фестивалей является предоставление музыкальных впечатлений. Привлекательность  фестивалей для музыкальных «гурманов» состоит в том, что можно послушать  много любимой музыки в одном  месте. Кроме того, на музыкальных  фестивалях царит особая атмосфера  одухотворенности и возвышенности, есть возможность пообщаться с единомышленниками  и участниками фестиваля, сравнить разные исполнения. туристический продукт в этом случае будет представлять собой своего рода «путевку» на музыкальный фестиваль с посещением всех его мероприятий, а оргкомитет фестиваля выступает в роли туроператора, создающего тур-продукт и продающего этот продукт посредническим туристическим фирмам. Музыкальный туризм имеет глубокие корни. Возможно, это один из самых старых видов туризма. Еще в XVIII веке ценители прекрасного со всей Европы стекались куда-нибудь в Вену или в Гамбург, чтобы услышать Моцарта или Генделя. В то время, когда звукозапись отсутствовала как таковая, подобные поездки были единственным способом услышать музыку, не дожидаясь, пока именитый музыкант приедет в твой родной город.

     Сегодня, когда музыка льется буквально отовсюду и в любом музыкальном магазине можно приобрести альбом любимого исполнителя, музыкальный туризм, казалось бы, должен исчезнуть как явление. Но этого  не происходит. Напротив, с появлением возможности в кратчайшие сроки  добраться до любого уголка мира, число  музыкальных туристов только увеличилось.  В своих поездках по миру меломаны руководствуются разными побуждениями. Кто-то считает, что живое исполнение нельзя заменить ничем, даже самой качественной записью, кто-то едет пообщаться с единомышленниками на каком-нибудь фестивале. Но конечная цель у всех одна — музыка.

     Музыкальные фестивали обладают очень высокой  окупаемостью. К примеру, туристы, посещающие Британские музыкальные фестивали и концерты, ежегодно тратят порядка 864 миллионов фунтов (1,4 миллиардов долларов). По данным отчета UK Music, куда входят авторы и руководители звукозаписывающих компаний, мероприятия, связанные с живой музыкой, помогают привлечь стране около 7,7 миллионов туристов, которые в свою очередь ежегодно тратят около 1,4 миллиарда фунтов в течение всей поездки. Хотя всего лишь 5% туристов приезжают из-за рубежа, они вносят в страну примерно 18% общей прибыли. «Музыка дает огромный импульс туризму Великобритании», - сказал главный исполнительный директор UK Music Фиаргал Шарки, - Стоит добавить, что прирост туристов также обеспечивает поддержку тысячи рабочих мест по всему региону и улучшает экономику Великобритании».

     Фестивали ежегодно собирают огромную аудиторию. Организаторы продают особый тур-продукт  фирмам-посредникам в разных странах  мира. Обычно путевка включает в  себя непосредственное посещение фестиваля  и транспортные расходы, однако этот список может быть расширен за счет включения дополнительных услуг (проживание в отеле, предоставление печатной продукции, услуги гида и возможность встречи  с гостями и участниками мероприятия). К сожалению, в России этот вид  туризма развит слабо. Возможно потому, что местные турагентства не осознают всех плюсов такого продукта и по-прежнему делают ставку на морские курорты. Между  тем, в сотрудничестве могут быть заинтересованы как организаторы, так  и турфирмы, главное – осознание  выгоды для обеих сторон. Популярность фестиваля станет лучшей рекламой, а оргкомитеты менее известных  форумов должны предоставить веские доказательства будущего коммерческого успеха.

     Демократичность, праздничность и творческая свобода делают музыкальные фестивали более доступными для различных групп аудитории, чем традиционные концерты в учреждениях культуры. «Большая часть населения либо вообще не посещает культурные мероприятия в опере и концертных залах, либо посещает, но очень редко. Многим людям само понятие «храм культуры» внушает благоговейный страх, они чувствуют себя там чужими и уязвимыми, и поэтому у них даже не возникает мысли пойти, к примеру, в оперу. Такое определение больше всего подходит тем группам населения, у которых уровень образованности и культурная традиция очень невелики», — пишут исследователи (Blau, DiMaggio, Judith. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: Chicago University Press 1989). Однако ситуация меняется коренным образом, когда речь идет о широко разрекламированных культурных событиях, которые привлекательны для всех групп населения. В основном это касается фестивалей, проводимых в общественных местах, а не в «храмах искусства». Наблюдения показали наличие среди посетителей фестивалей представителей разных социальных групп, в отличие от обычных концертов. В свою очередь, для организаций культуры такой «выход в народ» служит поводом для новых творческих решений, экспериментов, на которые творческие коллективы не решаются пойти в обычных условиях. Как правило, оперные и музыкальные коллективы довольно ограничены в творческом плане, часто они не могут по-новому интерпретировать классические произведения, а тем более исполнять произведения современных или неизвестных авторов, из-за боязни потерять своих постоянных слушателей. Владельцы абонементов чаще всего обладают достаточно консервативным вкусом и активно интересуются репертуаром коллектива, тем самым оказывая на него сильное давление. Это также распространяется на менеджеров и спонсоров, которые не должны разочароваться в «своем» оперном коллективе или оркестре. В противовес этому, независимые фестивали обеспечивают возможность проявить творческую изобретательность. Главной идеей фестиваля может быть оригинальность, превосходство, желание выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченной стенами театров и залов.

Информация о работе Музыкальные фестивали как объект событийного туризма