Музыкальные фестивали как объект событийного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть перспективы развития событийного туризма в современной туристской индустрии.
Задачи:
рассмотреть историю развития данного вида туризма в рамках истории развития туристической деятельности;
рассмотреть сущность и классификацию событийного туризма в туристской индустрии;
выявить актуальность музыкальных фестивалей как разновидности событийного туризма;
изучить географию современных музыкальных фестивалей и выявить перспективы их развития.

Оглавление

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 6
1.1. История развития событийного туризма………………………………..6
1.2. Сущность событийного туризма и его классификация 155
ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ОБЪЕКТ
СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 26
2.1. Роль фестивалей в туристской индустрии 26
2.2. География современных музыкальных фестивалей 35
2.3. Гластонберийский фестиваль современного исполнительского
искусства (Glastonbury Festival) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (FIN).docx

— 1.18 Мб (Скачать)

     В древности, как, впрочем, и сейчас, карнавал имел много сходных черт с Масленицей. Оба этих праздника сохранили  многообразие ритуальных и обрядовых  обычаев, которые восходят к языческим  верованиям. Обряды были направлены на то, чтобы достойно проводить зиму и позвать весну, дни карнавала  знаменовали начало нового календарного цикла. Самыми распространенными карнавальными  забавами являлись обливание водой, зажигание свечей, костров, которые напоминали древнеримские весенние праздники, когда традиционными были такие ритуалы, как зажигание огня на алтаре Весты, очищение водой, торжественные процессии, ряженье, конные скачки и т.п.

     Во  Франции карнавал проводился в новогодние праздники. В Средние века маскарад стремился выдержать натиск и  гонения, обрушивающиеся со стороны  инквизиции. Церковь имела над  народом огромную власть, которая  касалась буквально всех сторон жизни  человека. Естественно, она была против веселья и танцев. Приведем в пример цитату из средневекового трактата начала XV в.: «Танец - это круг (средневековые  танцы танцевались в кругу  — прим, авт.), где центром является сам дьявол». В этом же трактате также  говорилось о том, что танцующие  являются помощниками нечисти. Не лишен истины и тот факт, что карнавалы проводились не только на протяжении нескольких дней, но порой и недель, следовательно, в это время люди не работали, а предавались разгулу. Власть и церковь не могли относиться к этому благосклонно [2, c.323].

     Однако  никакие запреты не могли помешать развитию карнавальной культуры в городах  эпохи средневековья. В связи  с этим карнавальные праздники стали  проводиться не только в Новый  год, но и в другое время. К тому же они постоянно меняли названия: «Праздник Короля Бобов», «Праздник  Сумасшедших», «Процессия Лисицы», «Праздник  Невинных», «Скоромный праздник». Все  праздники являлись поводом для  маскарадов, переодеваний, процессий  и гуляний. Участники карнавала  наряжались в старинные платья, одежду шутов и скоморохов и: весело шествовали по улицам под аккомпанемент музыки, крик, шум, пение.

     Великолепные  спектакли, устраиваемые бродячими  театрами, причем совершенно бесплатно, фарсы, комедии и водевили, шуточные хоругви, с которыми ряженые выходили на улицу, прельщали взоры приезжих.

Большое место в карнавальном действе  занимали танцы. В эпоху Средневековья  танцы были народными (или городскими) и придворными. Конечно же, народные танцы отличались простотой, естественностью, бесшабашностью и веселостью [2, c.323].

     Городские власти стремились обезопасить себя, поэтому карнавал имел очень важное правило: для шествия выбирался  староста или, как его иначе называли, шафер. Этот человек должен был отвечать за все действия толпы. В случае непредвиденных обстоятельств с него и спрашивали. Нередко староста должен был внести определенную сумму денег, причем довольно большую, в залог того, что карнавал пройдет без эксцессов. Если в  процессе праздника был нанесен  ущерб общественному имуществу, то залог забирался в городскую  казну. Если же все проходило более  или менее нормально, деньги возвращались хозяину [2, c.324]. Одной из основополагающих особенностей карнавала является профанация, которая направлена на снижение традиционно высоких образов. Сюда же относятся и карнавальные кощунства, непристойности, и даже вульгарные пародии на священные тексты. Именно эта особенность послужила причиной того, что французский король Карл IV в 1399 г. запретил маскарады и карнавалы. В 1509 г. эдикт парламента Франции подтвердил данное запрещение, и оно действовало вплоть до конца XVII в [2, c.324].

     И все же народная любовь к этому  празднику безудержного веселья  и смеха, масок и переодеваний, плясок и гуляний была настолько  сильна, что в начале XVIII в. карнавал вновь вернулся, хотя и не полностью. Окончательно маскарад отстоял свои позиции во времена Французской революции. При этом он не видоизменился, сохранив те же черты, которые имел еще в XII в.

Наиболее  яркими и веселыми праздниками были маскарады и мистерии, устраиваемые на Рождество. Мистерии сочинялись интеллигентной прослойкой общества того времени: богословами, домашними учителями, юристами, учеными, врачами. Руководство театральными постановками взяла на себя высшая буржуазия города, но это не повлияло на характер мистерий. Они оставались массовым площадным самодеятельным искусством. До нашего времени дошла  известная «Мистерия Ветхого  завета», которая настолько объемна, что охватывала 242 действующих лица. Ее размах был поистине широким: 50 тысяч стихов, 38 отдельных эпизодов. Эта мистерия изображала историю сотворения мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса. Велика была честь, оказываемая актеру, если ему предлагали сыграть Бога или ангелов, Люцифера, Адама или Еву. Но кроме таких мистерий, которые рассматривали глобальную сторону мироздания, создавались и постановки на житейские темы, поднимающие обычные, рядовые, но от этого не менее важные проблемы, интересовавшие общественность. К сожалению, в 1548 г. во Франции, центре развития мистерии, эти постановки были признаны аполитичными, что послужило причиной их запрещения [17].

     После падения Венецианской республики и  постоянно усиливающейся борьбы католической церкви с языческими празднествами  шумное празднование карнавалов постепенно стало утихать. Наконец, когда в 1797 г. французские войска заняли Италию, декретом Наполеона карнавалы были запрещены, причем на долгие годы. Но поскольку  после окончания второй мировой  войны Венеция превратилась в  крупный туристский центр Европы и стала возрождаться к новой  жизни — открывались новые  музеи, театры, кафе и рестораны, гостиницы, — то оказалось, что город полон  туристов лишь в летнее время, а зимой  все культурные постройки пустуют. Вот тут-то и вспомнили о карнавале, да не только вспомнили, но и активно  принялись воплощать в жизнь  идею его возрождения. Случилось  это в конце 70-х гг. XX в. И в 1980 г. в Венеции на площади Сан-Марко  после долгого перерыва вновь  состоялся карнавал. Своеобразным знаком его стала бумажная голубка, взвивающаяся в небо. С этого дня бумажная голубка ежегодно взлетает в воздух, символизируя жизненную силу карнавала. Каждый год под конец зимы в  Венецию стремятся туристы, причем такого наплыва не знает ни одна другая страна. Порой их количество превышает число проживающих  в городе граждан [16, c.14].

     Самым популярным и пышным карнавалом, вне  всякого сомнения, является Венецианский. Но последняя неделя перед Великим постом сопровождается шумным весельем и во многих других странах. В преддверии весны пьянящий карнавал охватывает всю Италию (особенно Рим), Францию и Швейцарию, Австрию и Германию, Канары и Испанию, а также некоторые страны Южной Америки. Бразильский карнавал в последние десятилетия приобрел не меньший размах, чем Венецианский.

     Выставки  получили свое развитие несколько позже, чем карнавалы. 1 мая 1851 года в столице туманного Альбиона, городе Лондоне состоялось открытие «Великой выставки изделий промышленности всех наций». С этого момента началась история всемирных выставок. Впервые на этом международном форуме проанализировали результаты произошедшей к тому времени в развитых странах, Промышленной революции. Специально для этого мероприятия, по указу правительства Британии, был сооружен павильон, получивший название «Хрустального дворца». Впоследствии это здание стало своеобразным эталоном, на который равнялись строители выставочных павильонов следующих всемирных выставок. Ажиотаж вокруг выставки был настолько огромным, что за шесть месяцев работы на ней побывало более шести миллионов человек. Это позволило получить организаторам форума колоссальную прибыль. Позже, именно на эти деньги в Англии были открыты новые научные и образовательные заведения, к числу, которых принадлежат снискавший громкую славу Лондонский музей науки и естествознания и геологический музей. На эти же средства построили павильон, в котором в 1862 году расположилась третья Всемирная выставка [4].

     География первых всемирных выставок совпадает  с распределением крупных торговых и промышленных центров мира. Международные форумы проходили в наиболее промышленно развитых странах и городах. 1851 и 1862 гг. – Лондон, 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг. – Париж, 1873 г. – Вена, 1876 г. – Филадельфия, 1893 г. – Чикаго, 1901 г. – Глазго, 1904 г. – Сент-Луис, 1905 г. – Льеж и так далее. Для того чтобы продемонстрировать миру необычайные возможности, организаторы всемирных выставок создавали неповторимые проекты павильонов (первые всемирные выставки проводились только в одном павильоне), а также каких-либо отдельных аттракционов или сооружений [18].

     Примером  такого строительства может послужить  «Хрустальный дворец» Джозефа Пакстона, на несколько десятилетий ставший эталоном выставочных павильонов. Для проведения международной выставки в Вене организаторы соорудили Ротонду, павильон, под самым огромным в мире куполом. Для всемирной выставки в Мельбурне в 1880 году построили Королевский выставочный павильон, который в наши дни включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Эйфелева башня, возведенная в Париже для выставки 1889 года, стала его символом, а мост Александра III, сооруженный для всемирной выставки 1900 года, проходившей в этом же городе, стал самым роскошным мостом через Сену [12;10].

     Первые  международные выставки были призваны показать промышленную и государственную  мощь представленных на них стран. Именно поэтому основными экспонатами  таких форумов являлись не только уникальные образцы науки и техники, но и великолепные ювелирные изделия  из золота и драгоценных камней [9, c.17].

     Несколько позже к ним присоединились этнографические  экспозиции и выставки произведений искусств. На всемирных выставках  стали проводиться конгрессы  по самым актуальным вопросам того времени.

Впервые такая выставка изобразительного искусства  была проведена одновременно с международным  промышленным форумом в 1862 году, в  Лондоне. С того времени изобразительные  выставки стали обязательным атрибутом  всех всемирных выставок. С огромным успехом на них представлялись картины  известных русских художников. К примеру, на выставке 1873 года, проходившей в Вене, выставлялись «Грачи прилетели» Саврасова, «Петр и Алексей» Ге, «Бурлаки» Репина, «Рыболов» и «Охотники на привале» Перова. А картина Пикассо на выставке 1937 года в Париже стала основным экспонатом Испании [4].

     Наряду  с выставками начали развиваться  и ярмарки. Термин «ярмарка» (fair – англ.) впервые был использован в средние века. Он произошел от латинского слова «feria», означающее религиозный фестиваль, который, как правило, происходил возле церкви или монастыря. Тот же смысл имеет и немецкое слово «Messe», произошедшее от латинского «Missa». На религиозных службах священник произносил последние слова «ite, Missa est», означающие окончание религиозной службы и являющиеся сигналом к открытию рынка, обычно расположенному на площади перед церковью [4].

     Первая  из известных ярмарок называлась Foire de Saint Denis. Проходила она около Парижа. Основал ее король Дагоберт в 629 году. А к 710 году она уже собирала более 700 купцов [14].

     В течение XVIII–XIX вв. с развитием производств, которые стали продуктом Индустриальной революции, ярмарки превратились из мест прямых продаж в места показа широкого ассортимента полезных вещей. Выставлялись только образцы товаров, поэтому появился термин «Ярмарка образцов» (от немецкого слова «Mustermesse»). Родилось это словосочетание на Лейпцигской ярмарке [14].

     Таким образом, несмотря на инновационный характер событийного туризма в качестве туристической отрасли, он имеет глубокие исторические корни. Высокий интерес, с самых древних времён проявляемый мировой общественностью к праздникам и карнавалом, лишний раз подтверждает актуальность событийных мероприятий как объектов туризма.

    1. Сущность событийного туризма и его классификация
 

     Под событийным туризмом понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран. Событийный туризм  включает в себя ряд мероприятий культурного, спортивного, этнографического,  выставочного видов туризма. Но далеко не все из проводимых мероприятий следует относить к нему, лишь те, которые приносят какой-либо доход и, следовательно, могут считаться ресурсной составляющей места их проведения.

     Мероприятия событийного туризма имеют большое  экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложения. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества.

     Целевая аудитория событийного туризма - это обеспеченные туристы с доходом  выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар.

Как правило, масштабные события хотят увидеть  многие, поэтому в эти периоды  поднимаются цены на авиаперевозку  и номера в отелях. Туристам, собирающимся в путешествие, нужно быть готовым  к тому, что поездка на событийные мероприятия – удовольствие не из дешевых. Позаботиться о поездке нужно заранее, так как с местами в гостиницах и на рейсах могут возникнуть проблемы.

Информация о работе Музыкальные фестивали как объект событийного туризма