Классификация экскурсий и их характерные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие экскурсии;
изучить классификацию в дореволюционный период
изучить современную классификацию экскурсий;
выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
научиться разрабатывать экскурсию-урок;
рассмотреть способы составления методической разработки;
ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;

Оглавление

Введение 4
1 Классификация экскурсий и их характерные особенности 6
Понятие экскурсии 6
Классификация экскурсий в дореволюционный период 11
1.3 Современная классификация экскурсий . Характерные
особенности экскурсий по отдельным группам 21
2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт Аниша капура» 32
2.1 Технологическая карта экскурсии 32
2.2 Контрольный текст экскурсии 40
Выводы и рекомендации 54
Библиографический список 56
Приложение

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 171.53 Кб (Скачать)

           Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

– производственно-исторические;

– производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

– производственно-технические;

– профессионально-ориентационные для учащихся.

          Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

– историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве»  и др.);

– историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и  др.);

– по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);

– по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево»  и др.);

– в  картинные галереи и выставочные  залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

          Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

– литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и  т.д.);

– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды  развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х  годов XX века», «Литературный Орел»  и т.д.);

– литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые  нашли отражение в произведениях  того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва  в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»« и др.).

          Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные  темы:

– экскурсии  с показом архитектурных построек данного города;

– экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического  периода;

– экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

– экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

– экскурсии  с демонстрацией образцов современной  архитектуры;

– экскурсии  по новостройкам.

           Следует отметить, что тематические  экскурсии того или иного вида  редко существуют изолированно  друг от друга. Например, исторический  материал используется в экскурсиях  на архитектурно-градостроительные  темы; элементы природоведческих  экскурсий находят свое место  в экскурсиях почти каждой  группы тематических экскурсий.  Все зависит от конкретных  условий проведения экскурсии,  от ресурсов познавательного  плана того или иного города  или региона.

           По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

          Особенности восприятия экскурсионного  материала каждой из указанных  групп требуют внесения изменений  в содержание мероприятий, методику  и технику их проведения, а  также в их продолжительность.[1,с. 65-68]

          Классификация экскурсий по составу  участников является основой  учета особенностей экскурсионной  группы при npoведении экскурсии.  В зависимости от состава участников  маршрут экскурсии, выбор объектов  показа, содержание рассказа, эмоциональную  окраску всей экскурсии или  отдельных ее частей вносятся  определенные изменения. Для npофессиональных  групп желательно, например, включить  обзорную экскурсию по городу  подтему, в которой раскрывались  бы их профессиональные вопросы,  характерные для данного населенного  пункта, области, края. Резко отличаются  между собой экскурсии для  дошкольников и старшеклассников  по языку, глубине экскурсионного  анализа, продолжительности, развлекательности.  Последнее особенно необходимо  в экскурсиях для малышей и  в меньшей степени для старших  школьников. В экскурсиях для  иногородних следует ожидать  от туристов много вопросов, связанных  с дополнительными объектами,  и экскурсоводу надо быть готовым  к ним. Но главными при учете  особенностей экскурсионной группы  являются образовательный уровень  и возраст ее участии ков.  Важно, чтобы сведения, сообщаемые  экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у  каждого, ним быстро пропадает  интерес у слушателей. Но и  нельзя чтобы они были слишком  оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет  связи между экскурсантами и  экскурсоводом. Новые сведения  должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным  опытом участников экскурсии. 

          Таким образом, классификация  экскурсий по составу участников  является своеобразным камертоном  для экскурсоводов, помогающим  с первых минут выбрать верную  «тональность» всей экскурсии.  Это совершенно необходимо для  достижения ее высокой эффективности,  удовлетворения познавательного  интереса участников экскурсии,  и, что немаловажно, получения  экскурсоводом удовлетворения от  успешно проделанной работы.[4]

           По месту проведения экскурсии бывают:

-городские;

- загородные;

- производственные;

- музейные;

- комплексные  (сочетающие элементы нескольких).   

           Предлагаемое деление основано  на особенностях методики проведения  экскурсий для каждой из пяти  групп; при ином классификационном  подходе могут возникнуть определенные  трудности в практической работе.

Городские экскурсии бывают обзорными и  тематическими и предусматривают  показ как всего города, так  и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или  площадей, насыщенных экскурсионными объектами.

           Экскурсионные организации проводят  в городе и так называемые  комплексные экскурсии, в которых  планом предусматривается во  время экскурсии посещение одного  из городских музеев. Но экскурсия  в музее организуется не по  всем его экспозициям, а лишь  по части, помогающей раскрыть  определенную подтему обзорной  или тематической экскурсии и  тем самым сделать ее более  глубокой и содержательной.

           Загородные экскурсии организуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.

Загородные  экскурсии бывают нескольких видов. Первый – экскурсию проводят только в конечном пункте, например лесу или  в малом городе, богатом историко-культурными  объектами. Второй – экскурсию проводят в пути следования, используя в  качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии  в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. Экскурсовод туристской организации, принимающей группу или  работник музея. Если же в конечном пункте назначения отсутствует экскурсионное  учреждение, то экскурсию в ней  проводит экскурсовод бюро, которое  организует поездку.

           По содержанию загородные экскурсии,  как и городские делятся на  обзорные и тематические. В обзорных  предусматривается раскрытие нескольких  подтем: история края, достижения  в экономике, культуре, науке,  особенности природы и ряд  других.

          Местом проведения производственных  экскурсий являются заводы, фабрики,  стройки промышленных, жилых культурно-бытовых  объектов, сельскохозяйственные предприятия,  железнодорожные вокзалы, речные  и 

морские порты. Аэропорты, научно-исследовательские  институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармоний и другие объекты производственного, учебного, научного социально-культурного  назначения.               

           Маршруты производственных экскурсий  могут охватывать как все предприятие  в целом, так и отдельные  его производственные участки,  лаборатории. Музейные экскурсии  представляют собой самую распространенную  группу экскурсий. По числу  экскурсантов он резко превышают  все перечисленные выше группы. Они проводятся как в государственных,  так и в ведомственных музеях, в картинных галереях, на художественных  выставка выставках истории и  достижений отдельных отраслей  хозяйства (машиностроения, сельского  хозяйства, железнодорожного транспорта  и др.), в мемориальных музеях  и т.п. 

В культовых  сооружениях и монастырях организуют самостоятельные экскурсии на религиозные  темы, также они используются и  в экскурсиях архитектурно-градостроительных, искусствоведческих и исторических.

           Следует отметить, что тематические  экскурсии того или иного вида  редко существуют изолированно  друг от друга. Исторический  материал используется практически  во всех типах экскурсий, архитектурная  тема нередко звучит в исторической, литературной, искусствоведческой  экскурсиях, экологические материалы  нельзя не учесть в экскурсиях  на градостроительную тематику  и т.п.                                                                                                                       

           По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.                                                                                                          

           Преимущество пешеходных экскурсий  состоит в том, что, создавая  необходимый темп движения, они  обеспечивают благоприятные условия  для показа и рассказа.                                                                                               

           Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например,

памятников  истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует  группа.

           Некоторые экскурсионные учреждения  используют для проведения экскурсий  троллейбусы, трамваи, речные  и морские теплоходы, вертолеты  и т.д.Продолжительность экскурсии  составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

           Краткосрочные туры (от 1 до 3–4 дней) называют маршрутом выходного  дня, в них может быть предусмотрено  несколько экскурсий разной продолжительности.

           По форме проведения  экскурсии могут быть различными:

– экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10–20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие  экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

– экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в  лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

– экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

– экскурсия-концерт  посвящается музыкальной теме с  прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

– экскурсия-спектакль  – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

           Экскурсия может рассматриваться  как форма учебной работы для  различных групп экскурсантов. Это  может быть:

– экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним  из видов повышения квалификации;

– экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма  ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и  т.д.;

Информация о работе Классификация экскурсий и их характерные особенности