Классификация экскурсий и их характерные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие экскурсии;
изучить классификацию в дореволюционный период
изучить современную классификацию экскурсий;
выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
научиться разрабатывать экскурсию-урок;
рассмотреть способы составления методической разработки;
ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;

Оглавление

Введение 4
1 Классификация экскурсий и их характерные особенности 6
Понятие экскурсии 6
Классификация экскурсий в дореволюционный период 11
1.3 Современная классификация экскурсий . Характерные
особенности экскурсий по отдельным группам 21
2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт Аниша капура» 32
2.1 Технологическая карта экскурсии 32
2.2 Контрольный текст экскурсии 40
Выводы и рекомендации 54
Библиографический список 56
Приложение

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 171.53 Кб (Скачать)
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение                                                                                                                4

1   Классификация  экскурсий и их характерные  особенности                         6             

    1. Понятие экскурсии                                                                                     6
    2. Классификация экскурсий в дореволюционный период                       11                                                         

1.3     Современная  классификация экскурсий  . Характерные 

особенности экскурсий  по  отдельным группам                                                21                                         

2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт                         Аниша капура»                                                                                                      32

   2.1     Технологическая карта экскурсии                                                          32

   2.2     Контрольный текст экскурсии                                                                40

Выводы и рекомендации                                                                                      54

Библиографический список       56

Приложение А  «Карточки объектов»                                                                  58 
 

           
         
Изм Лист № документа Подпись Дата
Разработ. Машкова Т. А.     Классификация экскурсий и их характерные особенности Литера Лист Листов
Проверил         у   3 58
        ГОУ ВПО

 «ЮРГУЭС»(группа)

Н. контр.      
Утверд.      
 
 
 

Введение

          Экскурсионное дело – важный  раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному  делу – свыше ста лет, но  наиболее интенсивным было его  развитие в 1970-е и 1980-е годы  прошлого столетия. Об этом свидетельствуют:  ежегодное участие в экскурсиях  полумиллиарда человек; десятки  тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная  армия экскурсоводов; тысячи организаций,  активно проводившие экскурсионную  работу; развитие теории и методики  экскурсионного дела.

             В эти годы был осуществлен  переход лидерства от учреждений  Министерства культуры к профсоюзам  – Центральному совету по туризму  и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его  организациям на местах. Большую  роль сыграло создание почти  тысячи бюро путешествий и  экскурсий, экскурсионных бюро  в городах, рабочих и курортных  поселках страны.

  Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности, подготовка активных и сознательных строителей коммунизма.

Развитие  экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических  основ. Ведущую роль в этом сыграли  Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных  организаций (ныне Российская международная  академия туризма).

    После двадцати лет работы, в  которой приняла участие экскурсионная  кафедра названного института,  были определены функции, признаки  и аспекты экскурсий, сущность  и особенности двух важнейших  элементов – показа и рассказа  – экскурсионного метода; выработаны  классификация экскурсий и дифференцированный  подход к экскурсионному обслуживанию  населения; разработаны основы  методологии и методики, элементы  экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные  части экскурсионного дела и  особенности профессионального  мастерства экскурсовода.

            Вопрос о классификации экскурсий  всегда находился в центре  внимания  экскурсионных работников  и ученных экскурсионистов. Первые  попытки  решения этой проблемы  относится к концу 20-х годов.  Учёный экскурсионист В. А.  Герд говорил о своем  варианте  классификации форм экскурсионной  работы, что основной целью будет  разделение экскурсий на группы  и подгруппы и выделение тех  основных черт, которые определяют  характер ведения экскурсий, т.е.  помогают руководителю ориентироваться  во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт  даст несколько центральных типов  экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно  неясные экскурсии. 

        Объектом исследования является экскурсионная деятельность.

Предмет исследования – классификация экскурсий. При написании данной работы были использованы общетеоретические методы анализа и синтеза.

Целью данной курсовой работы является  изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучить понятие экскурсии;
  2. изучить классификацию в дореволюционный период
  3. изучить современную классификацию экскурсий;
  4. выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
  5. научиться  разрабатывать экскурсию-урок;
  6. рассмотреть способы составления методической разработки;
  7. ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что правильная классификация экскурсий имеет большое значение в успехе проведения экскурсии. 

 

 

  1. Классификация экскурсий и их характерные особенности

1.1  Понятие   экскурсии

           Слово «экскурсия» происходит  от латинского «экскурсио». В  русский язык это слово проникло  в XIX в. и первоначально означало  «выбегание, военный набег», затем  – «вылазка, поездка». Позднее произошло  видоизменение этого слова по  типу имен на «ия» (экскурсия).                                                                                  

           Каждая экскурсия представляет  особый процесс деятельности, суть  которого обусловлена конкретными  закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность  и др.). Впервые о закономерности  экскурсий было сказано на  научной конференции, проведенной  в 1978 г.                                                                                 

          В ходе экскурсионного процесса  экскурсовод помогает экскурсантам  увидеть объекты, на основе  которых раскрывается тема (первая  задача), услышать об этих объектах  необходимую информацию (вторая  задача), ощутить величие подвига,  значение исторического события  (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения  и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения  видеть.                                                Умение видеть как эстетическое  восприятие сводится к умению  воспринимать архитектурные массы,  краски, линии всякого рода, группировки  масс, красок, линий и их комплексы  в условиях перспективы, света,  воздуха, угла зрения.                                                                                                      

          Умение видеть эстетическое восприятие  заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном  объекте типичные черты и особенности  историко-культурного характера;  во-вторых, надо уметь определить  наслоения в экскурсионном объекте,  сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти  исторические факты в монументальных  и музейно-исторических памятниках  – задача, всегда требующая больших  знаний и навыков.                                                                 

          Материал экскурсии, профессиональное  мастерство экскурсовода в его  изложении дают возможность экскурсантам  анализировать, делать необходимые  выводы. Эти умения в ходе показа  и рассказа экскурсантам прививает  экскурсовод. При этом в качестве  активных помощников экскурсовода  выступают авторы экскурсии. Об  этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский:  «Методическая разработка материала,  обусловленная целью, всеми задачами  и планом экскурсии, должна  быть направлена к пробуждению  самостоятельности восприятия и  оценок».                                                                                                                            

       Одна из задач экскурсии –  выработать у экскурсантов отношение  к теме экскурсии, деятельности  исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии  и дать ей свою оценку.                                                           

       Дать оценку – значит составить  представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль  кого-нибудь или чего-нибудь, признать  чьи-то достоинства, положительные  качества.                                                                           

       Оценка экскурсии – это выводы  экскурсанта, к которым его  подводит экскурсовод.                                                                                                                            

       Отношение к экскурсии нужно  понимать как определенный взгляд  экскурсанта на исторический  период, которому посвящена экскурсия;  восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое  произведение.                                                                                                                      

       В этом процессе большую роль  играют материал экскурсии, подача  его экскурсоводом, «угол зрения»  на событие и оценка его  экскурсоводом, а также убежденность  экскурсовода в своей правоте.  Главное в этом процессе –  проблема понимания.  Большинство  экскурсантов воспринимают точку  зрения экскурсовода, которая становится  основой понимания материала  и выработки отношения к предмету  показа и рассказа.                                                       

       Экскурсия – методически продуманный  показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ  находящихся перед глазами экскурсантов  объектов, а также умелый рассказ  о событиях, связанных с ними. Рассмотрим несколько формулировок  термина «экскурсия», которые  были опубликованы в различных  изданиях за последние 70 лет.  Первая из них выглядит так:  «Экскурсия – есть прогулка, ставящая  своей задачей изучение определенной  темы на конкретном материале,  доступном созерцанию» (М. П.  Анциферов, 1923 г.).                                                                                                                     

          Характеризуя место экскурсионной  деятельности во внешкольной  работе с детьми, экскурсионист  Л. Бархаш считал, что экскурсия  – это наглядный метод получения  определенных знаний, воспитания  путем посещений по заранее  разработанной теме определенных  объектов (музей, завод, колхоз  и т.д.) со специальным руководителем  (экскурсоводом).                        Приведем также одно из последних  по времени опубликования определений:  «Экскурсия – особая форма  учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная  деятельность учителя-экскурсовода  и руководимых им школьников-экскурсантов  в процессе изучения явлений  действительности, наблюдаемых в  естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных  хранилищах коллекций (музей,  выставка)». Таковы мнения ученых- экскурсионистов.                                                          

          Рассмотрим толкования термина  «экскурсия», данные в различных  словарях и энциклопедиях. Самое  раннее (1882 г.) толкование этому термину  дает В. Даль: «Экскурсия –  проходка, прогулка, выход на поиск  чего-то, для собирания трав и  пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим  образом: «Экскурсия – коллективное  посещение какой-либо местности,  промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно  с научной или образовательной  целью».   Подробное пояснение  термину «экскурсия» дает Большая  советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой  культурно-просветительной, агитационной  и учебной работы, имеющей целью  расширение и углубление знаний  подрастающего поколения…».          В Толковом словаре русского  языка (под руководством Л.  Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия»  поясняется как «коллективная  поездка или прогулка с научно-образовательной  или увеселительной целью».                                               В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия  – коллективная поездка или  поход в достопримечательные  места с научной, общеобразовательной  или культурно-просветительной целью».    В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение:  «Экскурсия – посещение достопримечательных  чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность  и т.д.), форма и метод приобретения  знаний. Проводится, как правило,  коллективно под руководством  специалиста-экскурсовода». Другие  толкования более позднего времени  не отличаются оригинальностью  и ничего не добавляют к  ранее сделанным характеристикам.                                                                                         

Информация о работе Классификация экскурсий и их характерные особенности