Классификации экскурсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки.

Оглавление

Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю возникновения экскурсионной работы
Обосновать понятие экскурсии
Выявить особенности организации экскурсионной работы
Разобрать классификацию экскурсий Б.Е. Райкова
Определить классификация экскурсий по трем критериям

Файлы: 1 файл

Классификации экскурсий.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

       Введение

     Экскурсионное дело – важный  раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному  делу – свыше ста лет, но  наиболее интенсивным было его  развитие в 1970-е и 1980-е годы  прошлого столетия. Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что правильная классификация экскурсий имеет большое значение в успехе проведения экскурсии. 
Объектом исследования является экскурсионная деятельность. 
Предмет исследования – классификация экскурсий. При написании данной работы были использованы общетеоретические методы анализа и синтеза. 
Целью данной курсовой работы является  изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения экскурсионной работы
  2. Обосновать понятие экскурсии
  3. Выявить особенности организации экскурсионной работы
  4. Разобрать классификацию экскурсий Б.Е. Райкова
  5. Определить классификация экскурсий по трем критериям                                      

 

Глава 1. Понятие экскурсионной деятельности

 

    1. . История возникновения экскурсионной работы

     Возникновение и развитие экскурсионной работы как самостоятельной формы деятельности относят к последним десятилетиям XIX ― началу XX вв., хотя истоки экскурсионной работы сформировались намного раньше. 
Экскурсионная работа возникла как самостоятельная профессия в XVIII―XIX вв. под влиянием развития транспорта, курортной индустрии и гостиничного бизнеса, прежде всего, в Западной Европе и в России. Именно мода на путешествия в XIX в., которая для привилегированных слоев общества приобрела массовый характер, продиктовала возникновение новой профессии ― «экскурсовод» и «экскурсовод-переводчик». 
    Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И. Д. Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира [8; с. 32]. 
Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ. 
Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ. 
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации. 
В таких странах, как Италия, Греция, Египет, Палестина, Индия сформировались профессиональные группы экскурсоводов и экскурсоводов-переводчиков, которые зарабатывали на жизнь, выполняя обязанности экскурсоводов в течение всего года. В других местностях, например, в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, во Франции рядом с курортами или санаториями работа экскурсовода и экскурсовода-переводчика сложилась как сезонный заработок, но обеспечивал проживание семьи в течение всего года. 
В XX в. вместе с развитием музейного дела и курортного бизнеса работа экскурсоводов приобрела достаточно высокий статус в обществе. В этот период сложилась индустрия туризма, которая приобрела общемировые масштабы. Развитие выставочной работы и активизация курортного бизнеса во многих странах мира способствуют развитию туризма, который занял ведущее место в национальной экономике многих стран мира.

1.2. Понятие экскурсии

Экскурсия ― это «сочетание научной информации и жанра беседы, вопросов, которые могут возникнуть у экскурсантов, а также те историко-биографические сведения, которые может включить в свой «рассказ» экскурсовод по просьбе экскурсантов или организатора экскурсии» [6; с. 27]. Экскурсия ― это часто единственный способ знакомства путешественника с особенностями страны, региона, культурного центра, музея или выставки. 
Все без исключения экскурсии предполагают объект и предмет экскурсии, целевые установки осмотра, посещения достопримечательностей края или города. Экскурсия всегда связана с перемещением экскурсовода и экскурсантов в пространстве, по экскурсионному маршруту. 
Главным на экскурсии является «экскурсионный показ» объекта или предметов экскурсии, а «экскурсионный рассказ», который представляет собой комментарий к историческому, природно-историческому или культурному значению объекта или предметов экскурсии. 
Экскурсия ― это процесс ознакомления или изучения какого-либо объекта социокультурной среды с помощью профессионально подготовленного специалиста-экскурсовода. В современном понимании, экскурсия всегда характеризуется определенными целями, временем проведения и местом. Слово экскурсия (excursion от латинского ― «вылазка») подарили миру еще древнеримские завоеватели. У древних римлян слово это обозначало военную экспедицию или разведывательный военный поход. 
Экскурсия ― это «заранее подготовленная прогулка или поездка одного человека или группы людей ради учебных, научных, развлекательных целей, имеющая точно обозначенное время и место для осуществления целей экскурсии» [1; с. 35]. Особенностью понятия «экскурсии» является также фактор времени. Экскурсия ― это временной отрезок, который экскурсанты вместе с экскурсоводом посвящают освоению для них новой реальности. Экскурсия предполагает пространственное перемещение, осмотр экскурсионных объектов, прослушивание рассказа экскурсовода, вопросы, диалог или беседу с экскурсоводом после осмотра объектов экскурсии. Практически участие в экскурсионном процессе ― работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон ― экскурсовода и экскурсантов. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности» [1; с. 37], возможность выбора в соответствии со своими интересами ― все это делает экскурсию популярным занятием для людей. 
Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). 
Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций. Экскурсия ― это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены: а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941―1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы; в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы; г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов; д) прослушиванне выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

 
Экскурсия имеет свои признаки (элементы): 
- протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток); 
- наличие экскурсантов (группы или индивидуалов); 
- наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; 
- показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; 
- передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; 
- целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы [4; с. 116]. 
Экскурсионная деятельность включает деятельность участников экскурсии: организатора экскурсии, иногда, групповода, экскурсовода и экскурсантов. Акцентуация ― это выделение особенностей, каких-либо черт, которые позволяют экскурсоводу учитывать особенности группы экскурсантов. Умение выразить акцентуацию реализует профессиональные навыки экскурсовода, учитывающего особенности данной группы экскурсантов. Акцентуация учитывает национальность, возраст, религиозные убеждения экскурсантов. Важно учитывать, ведется ли рассказ экскурсовода через переводчика или экскурсовод сам проводит экскурсию на языке, которым владеют экскурсанты.

1.3.Особенности организации экскурсионной работы

    Особенности восприятия объектов и предметов экскурсии в процессе экскурсионного показа зависят от целей экскурсии, от выбора тех технологий «показа» или «рассказа», которые экскурсовод сочтет наиболее адекватными целям данной экскурсии. 
      К основным задачам экскурсионного показа относится создание положительных эмоций, интеллектуальных и эстетических, которые должна вызывать экскурсия. Это может быть «радость открытия», «радость узнавания» или «радость встречи» с ранее известными экспонатами. 
Важной задачей является освоение ценности объектов и предметов экскурсии, что отражено в сложности маршрута, подготовке тех уникальных впечатлений, которые были заложены при разработке маршрута организаторами экскурсии. Важный компонент экскурсии отражен в содержании музейных экспозиций. Иногда экскурсанты оказываются в неожиданных ситуациях, например, участниками телесъемки экскурсии какой-либо телекомпанией о данном экскурсионном маршруте или его основных достопримечательностях, от профессионализма экскурсоводов. 
Цели и задачи экскурсионного показа являются важнейшей частью всей экскурсионной работы, поскольку именно проведение экскурсионного показа является показателем качества работы фирмы. Цели и задачи экскурсионного показа требуют от экскурсовода выполнения определенных условий и технологий проведения экскурсии. 
Экскурсовод должен хорошо ориентироваться на местности или среди городских улиц и площадей, чтобы выбирать для обзорной экскурсии самые эффектные или оптимальные площадки, которые позволяют увидеть объект экскурсии в целом. Экскурсовод должен правильно выбирать время года, когда экскурсионные объекты наиболее эффектны для показа. Каждый экскурсовод должен знать часы работы музеев и в своей работе учитывать фактор времени, чтобы привести экскурсантов на экскурсию в музей к точно указанному сроку. 
Во время передвижения по маршруту экскурсовод выделяет несколько «сюжетных линий», которые связаны с судьбами выдающихся людей. Экскурсовод должен показать и назвать те исторические и памятные места, которые связаны с судьбами выдающихся людей или каким-то историческими событиями. 
Заранее подготовив на маршруте «кульминационные точки», экскурсовод должен выделить их не только в «экскурсионном рассказе» о событиях, связанных с данным местом, но использовать более длительный отрезок времени для «осмотра» «исторических» или «памятных мест». Небольшая пауза должна быть предоставлена экскурсантам, чтобы сделать фотоснимки или провести киносъемку, купить буклеты, открытки или сувениры, связанные с этим экскурсионным объектом [5; с. 162] 
Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени: 
1) предварительная работа ― подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена; 
2) непосредственная разработка самой экскурсии ― составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии [4; с. 175]. 
Экскурсовод не призван обучать. Цель экскурсии ― раскрыть типичные и особенные явления, объяснить их значение и уникальность. Каждая экскурсия является результатом предварительной работы экскурсовода.

 

Глава 2. Классификации экскурсий

2.1. Классификация Б.Е. Райкова

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, форме проведения, составу участников, месту проведения, способу передвижения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяют на:

1. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружении, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

2. Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

1. исторические - делятся на:

· историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);

· археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

· этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

· военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);

· историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

· экскурсии в исторические музеи.

2. производственные - делятся  на:

· производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

· производственно-исторические;

· производственно-технические;

· производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

Природоведческие тематические экскурсии подразделяются

· ботанические;

· зоологические;

· геологические;

· гидрологические;

· экскурсии к уникальным памятникам природы и т.д.

В зависимости от места проведения тематические экскурсии могут быть городскими, музейными, загородными. Тематические экскурсии в природу дополняются посещением определенного отдела краеведческого музея. Ботанические - раскрывают широкую проблему «Человек и мир растений». В них сообщаются общие сведения о составе растительного мира, дается характеристика растительного мира республики, края, области, показываются виды растений, характеризующие растительность данной местности. Группа знакомится с реликтовыми, эндемичными и исчезающими видами растений.

В зоологических экскурсиях раскрывается проблема «Человек в мире животных». Наблюдения за животными должны сопровождаться рассказом об их жизни, повадках, приспособляемости к окружающей среде, о значении животных для человека, для народного хозяйства, об охране животных, особенно редких, которые занесены в «Красную книгу».

Геологические экскурсии посвящены строению земной коры. Их маршруты пролегают по равнинам и горам, по старым руслам рек и по дну древних морей. Объектом посещения может быть геологический разрез, обнажения Земли, на которых показываются состав и строение пород, их возраст, границы древнейших гор, морей и рек. При этом происходит знакомство с «геологическим календарем» и «палеонтологическими часами», показывающими, что каждый слой Земли содержит свои неповторимые остатки живых существ, свойственные конкретному периоду времени, по ним видно, как менялась жизнь на Земле. На геологических экскурсиях необходимо знакомить с геологической картой России и картой полезных ископаемых своей области. Это поможет наглядно убедиться, насколько богаты природные кладовые недр полезными ископаемыми и как важно по-хозяйски, бережливо использовать их. Экскурсионными объектами могут быть месторождения «солнечного камня» - каменного угля, «черного золота» - нефти, «голубого топлива» - природного газа, различных металлов, самоцветов, полудрагоценных камней и т.д.

Информация о работе Классификации экскурсий