Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 08:12, курсовая работа
Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки.
Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю возникновения экскурсионной работы
Обосновать понятие экскурсии
Выявить особенности организации экскурсионной работы
Разобрать классификацию экскурсий Б.Е. Райкова
Определить классификация экскурсий по трем критериям
Обязательная часть каждой геологической экскурсии - подтема «Охрана недр». Недра - это сокровищницы природы, хранящие минеральное топливо, черные, цветные и благородные металлы, драгоценные камни, радиоактивные и редкие элементы, сырье для химической промышленности и строительные материалы. Богатства земных недр отличаются от других природных ресурсов тем, что они в большинстве своем не возобновляются; на их поиски, разведку и освоение месторождений затрачивается огромный человеческий труд. Все это требует бережного отношения к недрам Земли.
Большой интерес обычно представляют минералогические экскурсии. Они знакомят их участников с закономерностями образования различных минералов, в том числе драгоценных и полудрагоценных камней.
Обзорными природоведческими экскурсиями являются такие, которые раскрывают окружающий природный комплекс. Объектами многоплановых экскурсий в природу служат различные предметы и явления живой и неживой природы. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить загородная экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира. Экскурсии в лес подразделяются на сезонные, по временам года: зимние («Зимняя сказка»), весенние («Встреча с весной»), летние («Дары природы»») и осенние («Золотая осень»).
Уникальные памятники природы - это памятники неживой природы (пещеры, отдельные скалы, ущелья, вулканы, гейзеры), памятники живой природы: реликтовые растения, растительные и животные комплексы, отдельные растения и комбинированные памятники природы, водоемы с их органическим миром, например Птичья Гавань. Ценность уникального памятника природы определяется его неизменностью, сохранением всех его природных особенностей. Эти сохранившиеся памятники природы являются единственными объектами изучения природных явлений. Уникальные памятники природы требуют особо тщательной охраны и бережного отношения, так как под влиянием самой природы (ветра, воды, температуры) и человека они разрушаются и теряют свою научную и эстетическую ценность. При проведении экскурсий необходимо тщательно инструктировать экскурсантов о правилах поведения на экскурсии, о бережном отношении к памятникам природы и строго запрещать брать на память в качестве сувениров кусочки камней, ископаемых и т.д.
Еще одной разновидность природоведческих экскурсий являются экологические экскурсии.
Экологические экскурсии вызывают все больший интерес в современном обществе, что обусловлено теснейшей связью экологии с важнейшими проблемами современности: загрязнением и отравлением среды обитания человека отходами его жизнедеятельности, угрозой истощения природных ресурсов, разрушением естественной взаимосвязи мира природы и мира человека и др. Понимание этих угроз достаточно прочно закрепилось в сознании современного общества. И все же одного понимания недостаточно для того, чтобы экологический императив в сознании человека стал определяющим. Для достижения этой благородной цели экология как самостоятельная дисциплина уже вошла в учебные планы многих учебных заведений нашей республики. Углубленному изучению данной дисциплины как нельзя лучше способствуют разработка и проведение экскурсий экологической тематики. Эффективность метода экологического воспитания обусловлена тем, что, помимо вводимых на экскурсиях понятий о защите и охране окружающей среды, взаимодействиях в системе «человек - среда», происходит живое общение с этой средой, ее исследование. На таких экскурсиях формируется понимание целостности мира и всех его явлений. Они помогают популяризовать учение об эволюции Ч. Дарвина, учение В.И. Вернадского о ноосфере, идеи А.Л. Чижевского и других ученых, освещая параллельно их деятельность и помогая формированию мировоззрения экскурсантов.
Создание данного вида экскурсий возможно по следующим направлениям:
* экология и человек;
* экология воздушного бассейна;
* экология водного бассейна;
* экология животного и растительного мира.
4. искусствоведческие - подразделяются на:
· историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);
· историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);
· по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
· по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П.И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);
· историко-музейные (скульптуры);
· музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы).
5. литературные
· литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А.С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т.д.);
· историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т.д.);
· литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир»» и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-
· экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
· экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
· экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
· экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
· экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
· экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По форме проведения выделяются следующие экскурсии:
-экскурсия - урок. Следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса, их проведения особенно актуально для слушателей различных курсов, семинаров, молодежи. Проведение данного вида экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению дисциплин. Для того чтобы экскурсия действительно стала органической частью учебно-воспитательного процесса в начале и конце этого мероприятия вводятся необходимые логические переходы, связывающие их между собой. По окончании экскурсии формируются новые задачи;
- экскурсия - лекция. Может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп туристов, представляет собой форму получения знаний в аудитории в четком соответствии с учебной программой. Для проведения этого мероприятия в качестве аудитории используются явления действительности и естественные условия;
- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
- экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;
- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
- показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;
- экскурсия - спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;
- экскурсия - концерт. Примером может быть организация маршрутов: для городских жителей - выезд на праздник –
- экскурсия - прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
- экскурсия-массовка - Ее
участники передвигаются по
- рекламные - экскурсии. Проводятся с целью включения населения в обслуживание новых маршрутов, презентации туристских мероприятий.
По составу участников:
-Индивидуальные
- Групповые
- Местное население
- Приезжие туристы
- Школьники
- Взрослые
- Городские жители
- Сельские жители
По данному основанию возможно построение и иных классификаций. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики. Различают также экскурсии для однородных групп (обычно их называют заказными) и для групп из одиночек. Под однородной группой понимается группа туристов, состоящая из людей одной профессии, или работающих на одном предприятии (учащихся одного заведения) или знакомых друг с другом (отдыхающие одного пансионата, турбазы, санатория), или живущих в одном микрорайоне и т.д. С другой стороны им противопоставлены экскурсии для так называемых одиночек - точнее для групп, сформированных из незнакомой друг другу разнородной публики.
Данного рода классификации несут в себе глубокий практический смысл, поскольку требуют различного в методическом отношении подхода. Проблема неоднородности туристов и выделения особо детерминированного контингента непосредственно связана с отраслью экскурсоведения, занимающейся психологией общения и работы с группой. В качестве особого контингента, требующего некоторых специальных приемов и методов работы (в т.ч. и в организационно-техническом отношении) можно указать группы религиозных паломников; детей младшего возраста; инвалидов; престарелых (экскурсии в системе социального обеспечения и объединений ветеранов); «трудных» подростков и т.д. Хотя даже в пределах одного устойчивого типа в практике экскурсовода редко бывают, условно говоря, одинаковые группы (это возможно, если только он регулярно работает с одним и тем же устойчивым коллективом), поэтому даже опытному экскурсоводу всякий раз приходится «вживаться» в новую группу и учитывать ее конкретные особенности. Одна и та же тема может даже звучать при этом по-разному. Здесь также проявляется творческий потенциал экскурсовода и любовь к своему делу. В связи с этим можно привести в пример случай из давней практики Московского городского бюро экскурсий, когда городские экскурсоводы, водившие обширную тематику по Москве и другим городам, спросили человека, работавшего исключительно на обзорной экскурсии по московскому Кремлю, не надоедает ли ему такое однообразие. Тот ответил: «Нисколько - тема-то одна, а люди всякий раз новые». Действительно, в пределах одной и той же категории т.н. школьных экскурсий совершенно по-разному должна звучать тема для учащихся начального, основного и старшего звена; для участников выпускного вечера или для изучающих связанную с экскурсией тему по истории, географии, литературе… Совершенно разными глазами смотрят на столицу впервые приехавшие из провинции ребятишки и столичные краеведы-кружковцы, подчас знающие о Москве уже больше собственных родителей.
По месту проведения:
- Городские
- Загородные
- Производственные
- Комплексные
- Музейные
По способу передвижения:
- Пешеходные
- Транспортные
- Комбинированные
Среди транспортных наиболее
распространены автобусные и
Есть и трудности психологического характера. По правилам экскурсионной методики экскурсовод, знакомя группу с достопримечательностями, в первую очередь смотрит на объект, поэтому и на автобусной экскурсии по время движения он сидит впереди и смотрит вперед, а не на группу. С одной стороны, это облегчает работу, но, с другой, чревато нарушением контакта с группой, поэтому на автобусных экскурсиях (особенно детских) в салоне нередко возникает шум, возня, внимание рассеивается, одни мешают другим, и все это требует определенной реакции экскурсовода и вредит делу. Поэтому при работе на остановке, даже без выхода из автобуса, экскурсовод всегда встает и обращается лицом к группе, если необходимо, он может подойти ближе или обратиться к кому-либо персонально, тем самым используя эти возможности для сохранения хорошей атмосферы общения. На пешеходной же экскурсии экскурсовод поочередно обращается лицом то к объекту показа, то к группе и указанные сложности здесь преодолеваются легче. Продолжительность пешеходной экскурсии - от 1 академического часа до трех часов. Большинство внутригородских автобусных экскурсий рассчитаны на продолжительность 4-5 академических часов. Смешанные экскурсии (автобусная с продолжительными выходами) может составлять 5-6 академических часов. Теплоходные речные экскурсии обычно не вызывают особенных проблем. Для них характерен ровный неторопливый темп движения, остается достаточно времени для подробного знакомства с объектами. Непосредственного контакта с группой здесь нет, поскольку экскурсовод сидит в отдельной кабинке или за отдельным столом и ведет рассказ через радиотрансляционную сеть на все палубы. При этом если предполагается знакомство с обеими берегами реки, группу ориентируют всегда направо, тогда достопримечательности левого по ходу движения берега будут показаны на обратном пути, когда тот берег окажется правым.1