Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 08:12, курсовая работа
Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки.
Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю возникновения экскурсионной работы
Обосновать понятие экскурсии
Выявить особенности организации экскурсионной работы
Разобрать классификацию экскурсий Б.Е. Райкова
Определить классификация экскурсий по трем критериям
По продолжительности
- От одного часа до суток
- Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
2.2. Классификация по трем критериям
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительских работы.
Ниже приводится классификация по трем критериям: форма, цель, задачи.
Форма |
Цель |
Задачи | |
1 |
прогулка |
отдых |
пример-поиск ягод, грибов, лечебных трав |
2 |
урок вне класса |
учебная |
усвоение знаний по учебным предметам (география, краеведение, ботаника) |
3 |
экспедиция |
научная |
выявление экспонатов для краеведческого музея |
4 |
беседа в турпоходе, путевая информация (в транспортном путешествии) |
общеобразовательная |
расширение кругозора |
5 |
обзорная комплексная экскурсия |
культурно-просветительная |
повышение уровня знаний |
6 |
тематическая экскурсия |
культурно-воспитательная |
усвоение знаний в сочетании с воспитанием |
Особой разновидностью экскурсии является так называемая путевая информация. Она предполагает работу с экскурсантами в автобусе, следующем из одного населенного пункта в другой для знакомства с его достопримечательностями, или в музей, музей-усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс, достаточно дистанцированный от места встречи группы. Удельный вес такого рода экскурсий в спектре предлагаемых сегодня услуг туристской сферы чрезвычайно высок, они более популярны, нежели внутригородские экскурсии для местных жителей. Фактически то, что по традиции суховато называют путевой информацией, давно уже стало полноценной экскурсией, требующей мастерства и квалификации. Попытка «сэкономить» на профессиональном экскурсоводе, отдав этот вид работы сопровождающему тургруппы, не прошедшему соответствующей переподготовки, по-прежнему вызывает много нареканий в адрес некоторых турфирм. Этот вид экскурсии предполагает как подготовку к посещению объектов основной экскурсии (в конечной точке маршрута), так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути. При этом, как правило (особенно по мере удаления от культурных центров), возрастает значение рассказа, поскольку упоминаются даже объекты, невидимые из окна автобуса, подчас находящиеся в удалении на несколько километров или вообще дается общая характеристика местности (региона). Так, при пересечении границы области (района) может идти безобъектный рассказ об этой области (районе). Работа без объекта - мера вынужденная, но и без нее обойтись нельзя, во-первых, это скрашивает впечатление от некоторых монотонных отрезков пути, во-вторых, готовит к восприятию будущих достопримечательностей и расширяет кругозор. Хотя, конечно, путевая информация не предполагает непрерывного говорения. На больших маршрутах обычно рекомендуется соотношение «сорок минут говорю, двадцать минут молчу». Не надо понимать его совершенно буквально, но, по большому счету, придерживаться стоит, поскольку родился этот принцип не на пустом месте.
Существует также широкая практика ведения комплексных городских экскурсий с посещением того или иного музея (по тематике экскурсии), когда и городская и музейная часть проводились одним и тем же экскурсоводом. В этом случае выделяется особая разновидность комплексной городской экскурсии с музеем, а ведение ее предполагает наличие квалификации музейного экскурсовода у ведущего городскую экскурсию. В 1990-е годы в столицах эта практика практически сошла на нет из-за коммерческого обособления музейных организаций, та же тенденция все активнее проявляется в крупных городах российской провинции с разветвленной сетью экскурсионных и культурно-просветительных организаций. Исключение составляют небольшие города (в т.ч. туристские центры Суздаль, Ростов Великий), где сотрудники музеев-заповедников берут на себя и обзорную (или тематическую) экскурсию по городу, и работу на одной или нескольких музейных экспозициях. В случае раздельного ведения города и музея необходимо заранее позаботиться о координации действий, чтобы не повторять друг друга, но, напротив, помогать друг другу. Городской экскурсовод в этом случае (как и на путевой информации) дает лишь своего рода аннотацию к предстоящей музейной экскурсии. Преодоление возникшей в 1990-е гг. разобщенности культурно-просветительных организаций - важнейшая задача сегодняшнего дня. Так, например, московской турфирмой «Вокруг света» проводилась целенаправленная работа по взаимодействию с экскурсионными подразделениями историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Звенигородского, Переславского историко-архитектурных и художественных музеев, что повысило общий уровень экскурсий. При этом экскурсовод на городской экскурсии, или при подаче путевой информации, дает своего рода аннотацию к предстоящей музейной экскурсии. Кроме того, с музейными коллегами согласуется раскрытие всех подтем и тематических блоков, чтобы не происходило подробного повторения одной и той же информации. Естественно, при этом допускается упоминание одних и тех же имен, событий и фактов, что, кстати, способствует запоминанию, но подробности сообщаются один раз. Так, например, в подмосковном музее «Новый Иерусалим» музейные экскурсоводы просили ведущих путевую информацию заранее освещать некоторые, строго определенные, материалы по биографии патриарха Никона, что освобождало их самих от траты времени на раскрытие исторического контекста в пользу более полноценной работы с материалами экспозиции.
Существует вид показа обзорных экскурсий с помощью современных техники и технологий.
В настоящее время в организуемых туристской фирмой экскурсиях гиды дают подробную информацию о посещаемом музее, памятнике архитектуры или о современном туристском объекте. Однако в последнее время услуги гида часто заменяются магнитофонной записью, содержащей всю необходимую для туриста информацию. Турист может в музее взять напрокат магнитофон с наушниками, заменяющий ему живой рассказ гида. Туристские фирмы имеют специально оборудованные автобусы, совершающие экскурсий по городу, в которых магнитофонная запись точно рассчитана по движению автобуса и тем самым достигается совпадение рассказа с показом тех достопримечательностей, которые видны из окна двигающегося автобуса.
Заключение
Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы с экскурсоводами облегчает их специализацию, создает основы для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий данной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной. Кроме того при разработке новых тем экскурсий с большей полнотой используются достижения отдельных отраслей знаний, упорядочивается контроль за содержанием и методикой проведения экскурсии.
В данной работе были представлены наиболее распространенные классификации экскурсий и подробное описание отдельных видов экскурсий. Данная работа может помочь экскурсоводам при выборе тематики экскурсии и при дальнейшей ее разработке.
Список литературы
1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Москва - Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ». 2005.
2. Емельянов Б.В.
3. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздат, 1976.
4. Журнал «Турбизнес» №7 (76), май 2003, 80 с.
5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. - М.: Советский спорт, 1999.
6. Немоляева М.Э., Ходорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, - М.: Междунар. отношения, 1985.
7. Толковый словарь живого русского языка. Т. 4. - М.: Русский язык, 1980.
8. Диск «Туристический
9. Диск «Энциклопедия «Кругосвет»
10. Диск «Энциклопедия туризма», Издательство «Медиа 2000».