Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие экскурсии;
изучить классификацию в дореволюционный период
изучить современную классификацию экскурсий;
выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
научиться разрабатывать экскурсию-урок;
рассмотреть способы составления методической разработки;
ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;
Введение 4
1 Классификация экскурсий и их характерные особенности 6
Понятие экскурсии 6
Классификация экскурсий в дореволюционный период 11
1.3 Современная классификация экскурсий . Характерные
особенности экскурсий по отдельным группам 21
2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт Аниша капура» 32
2.1 Технологическая карта экскурсии 32
2.2 Контрольный текст экскурсии 40
Выводы и рекомендации 54
Библиографический список 56
Приложение
Стихийно развивавшаяся
Важной вехой в этом отношении
явилась увидевшая свет в 1910
г. книга «Школьные экскурсии»,
написанная группой
В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др. Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:
-Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.
Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение, при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.
Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.
Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.
Художественно-географические и этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.
Экскурсии трудовой помощи
Выделение общеобразовательных
и бытовых экскурсий было
Экскурсии отдыха и
Приведённая экскурсионная классификация - это первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.
Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась
на географии школьных
С 1915-1917 г.г. при пересмотре
учебных планов и программ
была подписана новая
Серьёзным препятствием при
В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.
С развитием экскурсионного
Но все эти литературные
Коренной перелом в туристско-
1.3
Современная классификация
экскурсий. Характерные
особенности экскурсий
по отдельным группам
Классификация представляет
Вопрос о классификации
Экскурсионное обслуживание
а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения.
Каждая
группа имеет присущие ей
По содержанию экскурсии подразделяются на:
- обзорные (многоплановые)
- тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные.
Не случайно их называют многоплановыми.
В них используется исторический и современный
материал. Строится такая экскурсия на
показе самых различных объектов (памятников
истории и культуры, зданий и сооружений,
природных объектов, мест знаменитых событий,
элементов благоустройства города, промышленных
и сельскохозяйственных предприятий и
т.д.).
В обзорных экскурсиях события
излагаются крупным планом. Это
дает общее представление о
городе, крае, области, республике, государстве
в целом. Хронологические
Обзорные экскурсии имеют свои
особенности. В отличие от
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную
тему, то
предметом изучения могут стать
наиболее интересные произведения зодчества,
расположенные на улицах и площадях
города, а в большом городе –
архитектурные ансамбли минувших веков.
Тематические экскурсии
По своему содержанию историчес
Информация о работе Классификация экскурсий и их характерные особенности