Классификация экскурсий и их характерные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие экскурсии;
изучить классификацию в дореволюционный период
изучить современную классификацию экскурсий;
выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
научиться разрабатывать экскурсию-урок;
рассмотреть способы составления методической разработки;
ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;

Оглавление

Введение 4
1 Классификация экскурсий и их характерные особенности 6
Понятие экскурсии 6
Классификация экскурсий в дореволюционный период 11
1.3 Современная классификация экскурсий . Характерные
особенности экскурсий по отдельным группам 21
2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт Аниша капура» 32
2.1 Технологическая карта экскурсии 32
2.2 Контрольный текст экскурсии 40
Выводы и рекомендации 54
Библиографический список 56
Приложение

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 171.53 Кб (Скачать)

          Стихийно развивавшаяся экскурсионная  работа в учебных заведениях  России постепенно начала получать  теоретическую базу. К концу 1900-х  годов в различных периодических  изданиях стали появляться всё  больше статей, в которых предпринимались  попытки освещения вопросов теории  экскурсоведения.

           Важной вехой в этом отношении  явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей  Петербургского лесного коммерческого  училища под редакцией Б.Е.  Райкова. В ней впервые были  разработаны основные принципы  экскурсионной методики и предложена  система учебных экскурсий по  всем предметам и для всех  классов. Появление книги по  теории экскурсионного дела в  лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых  в Петербурге включило местные  и дальние экскурсии в учебный  процесс, как обязательную форму  работы, тесно связанную с преподаванием  различных предметов.

          В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.  Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:

-Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.

Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение, при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.

           Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.

Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего  проводились для учащихся старших  классов. Цель их была определена как  профориентационная.

           Художественно-географические  и этнографические  экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.

           Экскурсии трудовой помощи возникли  в период Первой мировой войны  и представляли собой поездку  групп учащихся в деревню для  помощи в сельскохозяйственных  работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались  без рабочих рук. 

           Выделение общеобразовательных  и бытовых экскурсий было связано  с тем, что городские школьники  совершенно не знали деревню,  сельским столь же мало известно  было о городе. Это и определило  появление самостоятельных экскурсий  по знакомству с жизнью села  городских школьников и города - сельских. Горожанам показывали  поля, крестьянский труд и быт,  природу, деревенским детям - вокзалы,  поезда, улицы с трамваями, общественные  здания, заводы, фабрики и т.д.  В течение учебного года побывавшим  на экскурсии поручалось сделать  доклады об увиденном.

           Экскурсии отдыха и развлечений  представляли собой коллективный  отдых класса или всей школы  на природе. 

Приведённая экскурсионная классификация - это  первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с  учащимися.

          Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась  на географии школьных экскурсий  и путешествий. Резко сократилось  количество дальних экскурсий,  но продолжали развиваться экскурсии  по территории своих губерний.

          С 1915-1917 г.г. при пересмотре  учебных планов и программ  была подписана новая программа  для высших начальных школ, в  которой указывалось, что для  каждого класса должны быть  разработаны план и программа  экскурсий, которые следовало  бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России  к 1916 г. экскурсии, связанные  с учебным материалом, были признаны  равноправными среди других методов  обучения.

           Серьёзным препятствием при организации  экскурсий со школьниками являлось  отсутствие экскурсионных навыков  у учителей. Понимая, что слабое  знание теории экскурсионного  дела мешает качественному проведению  экскурсий, различные общества  и учреждения, занимавшиеся их  развитием, начали открывать курсы  подготовки руководителей экскурсий. 

           В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

           С развитием экскурсионного дела  рос и интерес к освоению  методов экскурсионной работы. Однако  отсутствие единого методического  экскурсионного центра в России  не позволило создать какой-либо  системы подготовки руководителей  ученических экскурсий. Советы  по организации и проведению  экскурсий можно было почерпнуть  из журналов, выходивших в различных  губерниях России.

          Но все эти литературные источники  не могли полностью заменить  специальной учёбы под руководством  опытных теоретиков и практиков  экскурсионного дела, поэтому немногочисленные  курсы по подготовке руководителей  экскурсий, организуемые в различных  городах, вызывали большой интерес  учительской среды. Курсы были  платными. В их программу входили  лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес,  проявленный учителями к курсам  по подготовке руководителей  естественно-историческими экскурсиями  с детьми, свидетельствовал о  прочных позициях, какие завоевало  экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

           Коренной перелом в туристско-экскурсионной  работе в России произошел  после Октябрьской революции  1917 г., когда она стала строиться  на государственной основе.[2,с. 6-14] 
 
 
 
 

1.3  Современная классификация  экскурсий.  Характерные  особенности экскурсий  по отдельным группам 

           Классификация представляет собой  распределение предметов, явлений,  понятий по классам, отделам,  разрядам в зависимости от  их общих признаков.                                                                                                                                                            

          Вопрос о классификации экскурсий  всегда находился в центре  внимания экскурсионных работников  и ученых-экскурсионистов. Первые  попытки решения этой проблемы  относятся к концу 1920-х годов.  Ученый-экскурсионист В. А. Герд  говорил о своем варианте классификации  форм экскурсионной работы, что  основной целью будет разделение  экскурсий на группы и подгруппы  и выделение тех основных черт, которые определяют характер  ведения экскурсий, т.е. помогают  руководителю ориентироваться во  всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт  даст несколько центральных типов  экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно-неясные  экскурсии.                                  

          Экскурсионное обслуживание является  как самостоятельной деятельностью  (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса  туристских услуг (в туристских  фирмах). В настоящее время экскурсии  классифицируются:

           а) по содержанию;

           б) по составу и количеству  участников;

           в) по месту проведения;

           г) по способу передвижения;

           д) по продолжительности; 

           е) по форме проведения.                                        

 Каждая  группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

           По содержанию экскурсии подразделяются на:

- обзорные (многоплановые) 

- тематические.                                                                                                                

           Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).                                

          В обзорных экскурсиях события  излагаются крупным планом. Это  дает общее представление о  городе, крае, области, республике, государстве  в целом. Хронологические рамки  такой экскурсии – время существования  города с первого упоминания  о нем до сегодняшнего дня  и перспективы развития.       

          Обзорные экскурсии имеют свои  особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет  определенную сложность. Независимо  от места, где их готовят  и проводят, они практически схожи  между собой прежде всего по  своей структуре. В каждой из  них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика  промышленности, науки, культуры, народного  образования и др.). В то же  время у обзорных экскурсий  имеются свои отличительные черты.  Они диктуются теми особенностями  в историческом развитии, которые  присущи определенному городу, области,  краю. Например, военно-историческую  подтему включают в обзорные  экскурсии те города, на территории  областей которых происходили  военные сражения. Литературные  подтемы включаются в обзорные  экскурсии городов, связанных  с жизнью и деятельностью писателей,  поэтов и т.д.                                                           

           Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную

тему, то предметом изучения могут стать  наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе –  архитектурные ансамбли минувших веков.                              

           Тематические экскурсии подразделяются  на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.                                                               

           По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:                                                                                                                 – историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми»,   «Из истории Садового кольца» и др.);                                                                                          – археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);                                                                                      – этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;                                                                                                                                    – военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);                                                                                                   – историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);                                                                                                                                            – экскурсии в исторические музеи.                                                       

Информация о работе Классификация экскурсий и их характерные особенности