Классификация экскурсий и их характерные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие экскурсии;
изучить классификацию в дореволюционный период
изучить современную классификацию экскурсий;
выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
научиться разрабатывать экскурсию-урок;
рассмотреть способы составления методической разработки;
ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;

Оглавление

Введение 4
1 Классификация экскурсий и их характерные особенности 6
Понятие экскурсии 6
Классификация экскурсий в дореволюционный период 11
1.3 Современная классификация экскурсий . Характерные
особенности экскурсий по отдельным группам 21
2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт Аниша капура» 32
2.1 Технологическая карта экскурсии 32
2.2 Контрольный текст экскурсии 40
Выводы и рекомендации 54
Библиографический список 56
Приложение

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 171.53 Кб (Скачать)

          В приведенных определениях экскурсии  можно обнаружить некоторые расхождения.  Они не случайны и не дают  оснований для выводов о существовании  противоположных точек зрения  на экскурсию. Каждая формулировка  имеет отношение к функционированию  экскурсии в определенный период  времени. Отсюда – различия  в формулировках целей, задач  и форм проведения экскурсий,  характерных для того или иного  времени. С годами происходит  усложнение задач. Перед экскурсиями  ставятся иные цели, меняются  формы их проведения. При этом  ярче проявляют себя особенности  экскурсии, ее отличия от других  форм культурно-просветительской  работы. И в то же время нельзя  пройти мимо попыток отдельных  ученых ограничить экскурсию  более узкими рамками.   

           В некоторых словарях, например  в Кратком педагогическом словаре  (1989 г., с. 300–310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как  одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При  этом подчеркивается значение  только одной из сторон, а именно  то, что экскурсии переносят процесс  обучения в обстановку наблюдения  предметов  (объектов), находящихся  в окружающей среде или выставленных  в музее.[1,с 15-20]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Классификация экскурсий  в дореволюционный  период 

          Начало развития экскурсионного  дела в России приходится на    II половину XVIII и тесно связано  с развитием педагогики. Передовые  по тому времени педагоги Н.  И. Новиков, Ф. И. Янкович  де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали  идеи о целесообразности организации  для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных  на русский язык произведений  известного чешского педагога  Я. А. Коменского, который придавал  большое значение наглядности  в системе обучения и воспитания. Благодаря деятельности педагогов,  рекомендации о проведении школьных  экскурсий нашли отражение в  «Уставе народных училищ» (1786 г.), а в «Школьном уставе» (1804 г.) указывалось, что следует проводить  не только «прогулки в природу», но и совершать экскурсии на  мануфактуры, в мастерские ремесленников  и на другие предприятия. Однако  такие экскурсии в то время  проводились крайне редко.

           Идею применения экскурсии как  активного метода обучения поддержал  выдающийся русский педагог и  ученый К. Д. Ушинский. А со  временем экскурсию как передовой  элемент обучения стали использовать  педагоги отдельных коммерческих  училищ и высших учебных заведений.

           Таким образом, в течение начального  периода своего развития экскурсионное  дело базировалось на основах  школьной педагогики. Учителя и  методисты при подготовке и  проведении экскурсий исходили  из задач и требований общеобразовательной  школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись  в расчете на экскурсии для  школьников. В этот период практиковались  в основном познавательные экскурсии  по естественной тематике.

           Вместе с учебными появились  и первые внеучебные  экскурсии.  Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена  развитием буржуазных отношений  в России. Внеучебные экскурсии  были немногочисленными, случайными  и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители  господствующего класса, совершавшие  путешествия и экскурсии в  основном в Крым и на Кавказ.

          В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других  городах с развитой промышленностью  по инициативе научных обществ  создавались художественно-промышленные  выставки и музеи. Их открытие  сыграло важную роль в развитии  экскурсионного дела, так как  положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В  музейных экскурсиях впервые  делалась попытка осуществить  экскурсионное общение не только  с детьми, но и со взрослыми,  то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был  открыт Политехнический музей,  где проводились первые внешкольные  экскурсии – бесплатные «воскресные  объяснения коллекций».

          В это же время расширились  слои населения, которые приобщались  к литературе, просвещению и науке.

         Наиболее образованные и передовые  люди путешествовали и совершали  экскурсии с познавательной целью.  Для этого они создавали небольшие  по составу организации – общества  и клубы, существовавшие на  их личные средства или на  средства крупных меценатов. Так,  в 1877 г. в Тифлисе было основано  «Общество любителей естествознания»,  члены которого совершали экскурсии  в целях изучения географии,  этнографии, флоры и фауны. Они  не только сами познавали природу  и культуру края, но и проводили  экскурсии для тех, кто интересовался  данными вопросами.

           В 1890 г. в Одессе появился  Крымский горный клуб, который  в первые годы открыл филиалы  в Ялте, Севастополе, а затем  и в Екатеринославе.

           В 1895 г. создается Российское  общество туристов (РОТ), объединившее  несколько немногочисленных клубов  и распространившее свое влияние  на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение  всех видов туризма, содействие  физическим упражнениям, имеющим  отношение к туризму, а также  осуществление научных исследований  в области географии, истории,  этнографии, естествознания. Задачами  общества были организация экскурсий  по крупным городам России  и знакомство туристов с природой  Крыма, Кавказа, Урала, Средней  Азии. Позднее РОТ усилило свою  деятельность в развитии путешествий  с образовательными целями. В  основном РОТ было популярно  в аристократических кругах.

          Развитию экскурсионного дела  в России способствовала организация  в 1900 г. в Москве и деятельность  Русского горного общества. Его  учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский,   И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский,  а членами являлись писатель  В. А. Гиляровский, географы  Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский  и другие ученые–энтузиасты.  Общество издавало журнал «Ежегодник  Русского горного общества», в  котором освещалась его исследовательская  и просветительская работа.

          С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске  функционировало «Кавказское горное  общество». Одним из направлений  его деятельности было проведение  экскурсий, которые проходили  под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов  общество подготовило специальных  руководителей экскурсий, которые  осуществляли общее руководство  группой и давали пояснения  об объектах, интересующих участников  экскурсии. Появление подготовленных  руководителей экскурсий явилось  шагом вперед в развитии экскурсионного  дела в России.

           Еще в 1896 г. Министерство просвещения  России высказало положительное  отношение к «дальним поездкам  учащихся», а в 1902 г. оно издало  распоряжение о желательности  введения в практику средних  учебных заведений местных экскурсий.  Чтобы оказывать помощь школьникам–экскурсантам,  в 1910 г. была образована Комиссия  по организации и осуществлению  учебно-воспитательных экскурсий  для учащихся средних учебных  заведений Московского учебного  округа. Впоследствии она была  преобразована в постоянную Центральную  экскурсионную комиссию под руководством  В. И. Комарницкого, которая   выпускала также серию небольших  иллюстрированных пособий-путеводителей  «Спутник экскурсанта» для проведения  учебных экскурсий-прогулок по  Москве и Подмосковью и занималась  организацией лекций для экскурсоводов.

          В 1907 г. при РОТ была создана  организация «Экскурсии по России»,  в задачу которой входило проведение  экскурсионной работы среди учителей  и преподавателей. С 1910 г. В  Москве работала Комиссия по  организации образовательных экскурсий,  которая ведала поездками за  границу русских учителей.

          Интерес к экскурсионной работе  и ее методике нашел отражение  и в появлении соответствующих  периодических изданий. Так, с  1889 г. по 1913 г. РОТ  ежемесячно  выпускало журнал «Русский турист».  В 1914–1916 гг. выходили журналы  «Экскурсионный вестник» (Москва), который  издавал также путеводители по  различным маршрутам, «Русский  экскурсант» (Ярославль), «Школьные  экскурсии и школьные музеи  в Одессе».                            

          Вопросы методики проведения  экскурсий были предметом обсуждения  на Всероссийских учительских  съездах (1906–1916 гг.). Наряду с увеличением  числа путешествий и экскурсий  и расширением их географии,  наблюдается заметное увеличение  числа экскурсантов, интересующихся  осмотром частных собраний произведений  искусства известных художников  и скульпторов, геологических  коллекций. Как самостоятельный  вид формируется городская экскурсия.  На городских экскурсиях группы  экскурсантов знакомились с памятниками  и архитектурными сооружениями  городов, прежде всего Москвы.

          В начале XX века известные педагоги  и методисты  Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев,  Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов,  Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков  стали заниматься систематизацией  материала по экскурсионному  общению. Ими было положено  начало разработки вопросов теории  и методики экскурсионного дела  на основе обобщения опыта  экскурсионной работы с учащимися.

          Наиболее значительным событием  в развитии методики экскурсионного  дела в этот период явился  выход в 1910 г. книги  Б.  Е. Райкова «Школьные экскурсии,  их значение и организация». В  работе впервые были четко  сформулированы основные принципы  методики проведения школьных  экскурсий преимущественно по  естественнонаучной тематике, а  также по другим предметным  экскурсиям с учетом программных  требований школы того времени.

           Подводя итоги дореволюционного  периода развития экскурсионного  дела в России, можно отметить  следующее.

           До 1907 г. экскурсионное дело развивалось  главным образом как метод  обучения и проведения сначала  учебно-программных, музейных а  затем внемузейных и дальних  экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились  первые экскурсионные организации  и началась научная разработка  теории экскурсионного дела в  России.

           Несмотря на очевидный подъем  туристско-экскурсионной деятельности  в конце XIX - начале XX века, она  не получила широкого распространения  и не стала общедоступной, другими  словами, не приобрела массовый  характер, оставшись индивидуальной  и элитарной, продолжая держаться  на энтузиазме отдельных лиц.

           В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».

           Длительное время организация  экскурсий для учащихся оставалась  делом отдельных энтузиастов.  Таким был педагог Александровской  учительской школы в Тифлисе  - Николай Петрович Захаров. Важным  средством обучения он считал  экскурсии, на которых должны  закрепляться знания, полученные  на уроках. Он знакомил своих  учеников на экскурсиях с природой  Кавказа, его историей и культурой.  Экскурсии совершались обычно  всей школой пешком. На природе  учащиеся под руководством преподавателей  наблюдали различные предметы  и явления, учились описывать  их, составлять геологические и  ботанические коллекции. Н.П.Захаров  считал обязательной организацию  экскурсий при изучении истории,  географии и других дисциплин  естественного цикла.[3]

           Важным толчком к расширению  экскурсионной деятельности стал  циркуляр министра народного  просвещения от 2 августа 1900 г.  за №20.185, которым отменялись летние  каникулярные работы учеников  и взамен их рекомендовалось  начальникам учебных заведений  и педагогическим советам организовывать  в период каникул для учащихся  оздоровительные прогулки и путешествия.  Определённую роль в развитии  ученических экскурсий имело  введение 9 марта 1902 г. специального  тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные  экскурсии. На всех русских  железных дорогах для групп  экскурсантов устанавливался удешевлённый  проезд в вагонах 3 класса, а  воспитанникам низших учебных  заведений при поездках на  расстоянии до 50 км. предоставлялся  бесплатный проезд. В последующие  годы условия этого специального  тарифа для учащихся, совершавших  групповые экскурсии, несколько  менялись, но он сохранился в  общих чертах до 1917 г.

Информация о работе Классификация экскурсий и их характерные особенности