Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:05, реферат
Актуальность древнего подмосковного города Клина расположена на пути из Москвы в Петербург. Богатая история города и его окрестностей как в капле воды отражает все значительные вехи отечественной истории и связана с именами многих выдающихся деятелей российского государства, его науки и культуры
Впервые Клин в недошедшей до нас русской летописи упоминался в
1190-х годах. Но и следующее упоминание в Никоновской летописи
- в 1317 году позволяет считать его одним из древнейших городов
России.
Город возник на месте древнего поселения голяди – племени балтского происхождения, и, по-в
Введение
1.История Клина…………………………………………………………4
1.1.Клин-исторический…………………………………………………..5
1.2.Клин-современный……………………………………………………9
2.Экскурсии по Клину……………………………………………………11
2.1.Дом-музей П.И. Чайковского………………………………………..11
2.2.Музей-усадьба Боблово ……………………………………………..19
2.3. Музей-ёлочной игрушки «Клинское подворье»………………….25
2.4. Торговые ряды……………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………….34
2.Экскурсия по Клину.
2.1. Дом-музей П.И. Чайковского.
В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата, довольно известного в то время драматурга, переводчика, либреттиста, возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора.
Осуществить этот замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского его племянник В.Л.Давыдов и А.И.Софронов , слуга
композитора и наследник его имущества. В 1897 году М.И. Чайковский
и В.Л.Давыдов поселились в Клину. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому ристройку и поселились там. Облик пристройки - кабинета Модеста Ильича, комнаты Владимира
Львовича и небольшой приемной с плетеной мебелью, - значительно
отличается от комнат, которые занимал композитор. Стены и потолок обшиты сосновыми досками и украшены накладной резьбой, выполненной клинскими мастерами-краснодеревщиками. Музыковед В.В.Яковлев, посетивший Клин в 1919 году, писал: "Окидывая беглым взглядом уже виденное, уходишь из комнат композитора с ощущением, что вся обстановка таит в себе черты уже исчезающего, неповторимого быта; впервые представляется, что и 80-е и 90-е годы имели свое лицо, и даже, что эта недавняя старина interieur'ов , мало у нас уважаемая, имеет право на признание ее вкуса, по крайней мере, в убранстве помещений у наиболее
восприимчивых к красоте представителей этих десятилетий. Совершенно иное впечатление от верхних комнат, принадлежавших Модесту Ильичу, - здесь отражение итальянских вкусов брата композитора, влияние других идей, другой эпохи: попадаешь в кабинет нового Фауста, где хочется углубиться в чтение истории старого доктора Иоганна, Бенвенуто Челлини и
средневековых легенд"
Модест Ильич Чайковский сыграл исключительную роль в деле увековечения памяти великого музыканта и как создатель музея, ставшего первым в России музыкальным мемориальным музеем, и как составитель первой и наиболее полной биографии Чайковского, и как организатор концертов в пользу "фонда Чайковского".
За новое для себя дело - создание музея - Модест Ильич принялся с необычайной энергией. Он не только сохранил все раритеты, оставшиеся в доме после смерти брата, но и собрал огромное количество рукописей Петра Ильича: его писем, музыкальных автографов и многих других уникальных
материалов. Большую помощь в этом ему оказали, прежде всего, ближайшие друзья композитора и его ученики: Г.А.Ларош, Н.Д.Кашкин, С.И.Танеев, которые не только собирали реликвии, но и привлекали к этой работе других.
Широчайшая образованность и разносторонняя деятельность позволяли Модесту Ильичу участвовать в работе всевозможных обществ: Русского театрального и Общества русских драматических писателей, быть членом Главной дирекции музыкального общества и присутствовать в качестве его
делегата на Международном музыкальном конгрессе в Риме. Настоящим сокровищем является книжная и нотная библиотеки М.И.Чайковского. Его библиотека на русском и иностранных языках, насчитывающая свыше двух тысяч томов по самым разным отраслям знания, содержит сочинения Аксакова, Достоевского, Л.Н.Толстого, Чехова, Лермонтова, Байрона, Шекспира, Мильтона, Данте, Гейне, Гете, Клейста, Франса, Флобера, Мопассана, Золя, книги Ибсена , Киплинга, Метерлинка, Гамсуна, Мережковского, произведения античной литературы, философские труды Шопенгауэра, Спенсера, Ницше, многотомные издания по искусству, написанные Вазари, Бенуа, Грабарем, книги по истории, психологии, логике,
языкознанию и теории литературы, экономике и социальным проблемам, педагогике (Модест Ильич был воспитателем глухонемого мальчика Николая Конради), множество путеводителей по разным странам, городам, музеям.
Значительное место в
Нотная библиотека состоит, главным образом, из произведений русских и иностранных композиторов в переложении для фортепиано в четыре руки. Некоторые экземпляры - произведения Глазунова, Направника и других композиторов - с дарственными надписями Модесту Ильичу.
В этой пристройке, в своем кабинете Модест Ильич написал биографию Чайковского. Собранный в процессе работы над этим фундаментальным трудом огромный материал - рукописи, письма композитора, письма к нему,
воспоминания о нем
М.И. Чайковский , создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник в одном лице, заложил практически все направления деятельности музея, которые затем получили развитие, и прежде всего, такие как
сохранение, собирание, научная работа и пропаганда. В 1916 году по завещанию П.И.Чайковского музей перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, с условием, что он будет сохраняться и поддерживаться по примеру дома Моцарта в Зальцбурге
и дома Бетховена в Бонне. Началась новая страница в истории этого дорогого
памятного уголка земли. После смерти основателя Дом-музей П.И.Чайковского пережил множество самых разнообразных событий, как ярких, счастливых, так и трагических. Осенью 1917 года Н.Т..Жегин, на
которого Московское Отделение Русского музыкального общества возложило общее заведование музеем,
обеспокоенный сложностью обстановки в стране, перевез
архив композитора и наиболее ценные предметы его обихода на сохранение в библиотеку Московской консерватории. Все эти раритеты вернулись на свое
место в Клин только в 1924 году. В конце 1917 года музей пережил тревожное время: в дом композитора, на половину Модеста Ильича, вселился с семьей анархист Дорошенко, который имел обыкновение по утрам, только встав с постели, расстреливать из револьвера портрет римского папы Иннокентия, украшавший стены спальни создателя музея. В апреле 1918 года
Дорошенко был арестован. В июле этого же года клинский исполком хотел занять первый этаж дома и половину П.И. Чайковского под "Пролеткульт", детский дом или какое-либо другое учреждение. И только вмешательство
отдела по охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, пославшего в Клин телеграмму: "Дом-музей П.И.Чайковского ни уплотнению, ни занятию каким-либо учреждением не подлежит, ввиду его исторической ценности", не позволило осуществиться этим намерениям.
В 1918 году музею была выдана охранная грамота. Конец 1918 года ознаменован еще одним событием - в музей поступили архив и библиотека композитора С.И.Танеева. Таким образом было положено начало собиранию музеем архивов музыкальных деятелей. Большое значение для развития музея имело созданное в 1920 году "Общество друзей Дома-музея П.И.
Чайковского", которое не только внесло свежую струю в работу музея, но и создало предпосылки для дальнейшего укрепления и развития этого памятника русской музыкальной культуры.
В мае 1921 года хранителем музея был назначен Н.Т.Жегин, много сделавший для его сохранения, неутомимый собиратель материалов о жизни и творчестве Чайковского и современных ему музыкальных деятелей. 26 августа 1921 года
Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР Дом-музей
был объявлен государственной
которые шли на приобретение новых материалов для фондов музея, на научную разработку архива композитора, реставрацию дома, организацию концертов и выставок. В 20-е годы самыми значительными были выставки, посвященные А.С.Пушкину и С.И.Танееву, и выставка "Современники
П.И.Чайковского". Большинство экспонатов этих выставок было приобретено на средства Общества. В 30-е годы, накануне столетия со дня рождения Чайковского,которое широко отмечалось в 1940 году, начинается систематическая работа по изучению творческого наследия композитора. Издается летопись его жизни и творчества,публикуется переписка. С 1953 года Государственное музыкальное издательство осуществляет издание полного собрания сочинений П.И.Чайковского. В это издание входят
многие материалы архива Дома-музея, в работе принимают деятельное участие сотрудники музея.С началом Великой Отечественной войны все основные ценности были вывезены на родину Чайковского - в Удмуртию,
в город Воткинск. Там сотрудниками музея была организована
экспозиция мемориальных фондов. Большую просветительскую работу вели они с местным населением, в госпиталях, школах. Это был трагический период в истории музея.
Фашисты причинили значительный ущерб зданию музея в Клину.
Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже - в комнатах Чайковского и его брата - были устроены солдатские казармы. После освобождения Клина музей был в очень короткий
срок отреставрирован и
Дом Чайковского обладает покоряющей притягательной силой, дает каждому, приехавшему сюда, прекрасную возможность "встретиться" с гениальным музыкантом в его среде, в его времени, погрузиться в тот самый предметно-пространственный мир, верный даже в деталях, который окружал его. При этом не возникает впечатления мертвенности, музейной застылости – дом продолжает жить, потому что в нем никогда не
замолкает музыка. Продолжает звучать рояль Чайковского, с которым связана одна из традиций музея: дважды в году - в день рождения композитора, 7 мая, и в день его памяти, 6 ноября, старый беккеровский
рояль наполняет волшебными звуками и уютную гостиную, и примыкающие к ней комнаты, и подступивший к окнам дома парк. В день памяти композитора одновременно отмечается и годовщина Шестой симфонии,
величайшего шедевра мирового искусства. Поэтому день памяти Чайковского каждый раз становится днем торжества его музыки, неувядающей его славы. Лучшие музыканты почитают за честь принимать
участие в музыкальных собраниях в клинском доме. Здесь выступали Леонид Собинов, Сергей Лемешев,
Давид Ойстрах. На рояле Чайковского играли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц и многие, многие другие. Музыка, знакомая по концертным исполнениям, по многочисленным изданиям и записям, в доме ее автора воспринимается совершенно иначе. Ярче выявляются искренность, непосредственность
и доверительный тон лирического высказывания композитора, а в исполнении ощущается взволнованность и приподнятость. Эта традиция
зародилась в двадцатые годы, и неизменно
поддерживается. Почетное право играть на рояле композитора предоставляется и молодым пианистам – лауреатам Международного конкурса имени П.И.Чайковского. В 1958 году эту традицию начинал американский пианист Вэн Клайберн, лауреат Первого конкурса, который написал после посещения дома композитора: "У меня не хватает слов, чтобы выразить сердечную радость и благодарность за то, что я удостоен чести видеть дом великого мастера и играть на его рояле". За ним последовали:
Джон Огдон, Алексей Наседкин, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Борис Березовский и другие. Постоянным участником концертов в Клину стал
лауреат VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского Михаил Плетнев. Замечательный пианист, композитор, человек разносторонних интересов, М.Плетнев исполняет всю фортепьянную музыку Чайковского. Работа над его сочинениями, по мнению артиста, является своеобразным критерием зрелости, мастерства, культуры музыканта. Играя Чайковского, нельзя скрыться за виртуозные элементы, так как это "композитор души".
Членами жюри, участниками и почетными гостями девяти конкурсов П.И.Чайковского в парке музея посажена целая аллея прекрасных деревьев в знак глубокого преклонения перед гением. К шуму их ветвей присоединяется и шум деревьев, посаженных выдающимися деятелями музыкальной
культуры мира: дирижерами Леопольдом Стоковским и Риккардо Мутти, певцами Антониной Неждановой, Леонидом Собиновым и Марией Биешу, артистами миланского театра Ла Скала. Дом-музей П.И.Чайковского в Клину - один из старейших мемориальных музеев мира - по сути своей является
музейным комплексом, заповедником, так как включает в себя все необходимые для этого компоненты. Мемориальный дом - сердце музея, его внешний вид и внутреннее убранство, а также составляющие с ним единое целое старинный парк и усадебные постройки - все это в совокупности воссоздает колорит эпохи, ее атмосферу, и требует исключительно бережного к себе отношения. Вот почему сохранение и реставрация музейного комплекса, всех его слагаемых - от зданий до каждого мельчайшего музейного экспоната, предмета, документа – является одной из главных задач музея. Во время реставрации ставится цель донести до наших современников и потомков первозданность памятника, снять все позднейшие наслоения, восстановить утраченные элементы. Эта огромная научно-исследовательская работа опирается как на тщательные натурные исследования, так и на архив музея. В юбилейном, 1990 году, когда весь мир отмечал 150-летие со дня рождения П.И.Чайковского, было основано Международное Общество П.И.Чайковского. Вместе с Домом-музеем его учредителями стали Ассоциация лауреатов Международных конкурсов имени П.И.Чайковского и Ассоциация исследователей русской классической музыки. Задачами Общества являются: собирание, всестороннее изучение и разнообразная пропаганда творческого наследия П.И.Чайковского. Общество призвано оказывать помощь в организации фестивалей, выставок, концертов, научных конференций, в издании трудов, реставрации мемориальных мест
Информация о работе Экскурсионные услуги в Клину и Клинскому району