Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Основная цель данной работы - углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.
Для достижения цели, я определила следующие задачи:
-исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;
- детально рассмотреть технологию создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности;
- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности;
- проанализировать правовое обеспечение организации экскурсионного обслуживания в Украине на современном этапе;
- сделать обобщающие выводы по теме работы.
Предмет исследования - методы и технологи организации экскурсий.
Объект исследования - организационная деятельность предприятий, предоставляющих экскурсионное обслуживание.
Введение…………………………………………………….…………………… 1
Раздел 1. Организация экскурсионного обслуживания ………………….……3
1.1. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания……………… 3
1.2. Общие положения нормативно-правового регулирования
экскурсионной деятельности……………………………………..………………5
1.3. Обеспечение безопасности, прав и интересов экскурсантов……..……….7
Раздел 2. История возникновения экскурсионной деятельности и её состояние на современном этапе…………………….………………………….9
2.1. Предпосылки формирования экскурсионного дела в Украины………….9
2.2. Экскурсионные ресурсы Украины…………………….…………………..14
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития экскурсионной деятельности в Украине…………………………………………………………………………..18
Выводы………………………………………………………………………….. 25
Список литературы………………………………………………………………27
Дополнения…………………………………………………………………..…..29
Этими нормативными документами, за которые проголосовали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения и Украина,- устанавливалось единое понимание терминов туристско-экскурсионного обслуживания. 4 марта 1996г. приказом Госкомстата Украины №99 они были введены в действие как государственный стандарт Украины.
В сентябре 1995 года был сделан важный шаг в формировании законодательных основ туристической деятельности, - был принят Закон Украины «О туризме», в котором на законодательном уровне определились понятия «экскурсия», «экскурсионная деятельность», «гид-экскурсовод», «экскурсант» и др.
Нормативно-правовые положения, которые устанавливают квалификационные, организационные, технологические и другие требования для осуществления хозяйственной деятельности по организации экскурсионного обслуживания закрепили лицензионные условия для проведения экскурсионной деятельности. Они были утверждены приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины от 17.01.2001 г. Этот документ не преодолел установленного ранее подхода, который определял основы экскурсионной деятельности через призму туризма, но закрепил более точные определения основных терминов [11].
Согласно данному документу субъекты туристической деятельности, в том числе и те, которые занимаются предоставлением экскурсионных услуг, должны соблюдать ряд организационных требований. Одним из таких требований, являлось размещение на видном месте таких документов:
- копии
лицензии органа
- копии
свидетельства о
- сведения о руководителе, его заместителе, главного бухгалтера, менеджеров;
- книга отзывов и предложений граждан;
- лицензионные условия;
- перечень
номеров телефонов, факсов
Определялись также общие требования к служебному помещению; информационно-рекламной деятельности; к заключению договоров о предоставлении туристических услуг, в том числе и экскурсионных.
Лицензионные условия непосредственно определяют требования к осуществлению экскурсионной деятельности. Установлено, что экскурсионное обслуживание туристов должно включать организацию всех видов экскурсий, посещение музеев, выставок, объектов социального характера и других экскурсионных объектов, предусмотренных условиями экскурсии. Нормативно закрепляется, что экскурсионное обслуживание туристов должно осуществляться по программам, составленным субъектом туристической деятельности, который осуществляет обслуживание, согласно с приобретенным туром. Кроме указанных в программе экскурсионных мероприятий субъект туристической деятельности может организовывать по желанию туристов дополнительное экскурсионное обслуживание за отдельную плату.
Совершенствованию системы государственного регулирования в области туризма и экскурсионной деятельности способствовало принятие Верховной Радой Украины Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» 18 ноября 2003г. Согласно указанному закону, деятельность экскурсоводов и гидов-переводчиков не требует лицензирования. Они провозглашены физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности и обязаны иметь разрешение на проведение туристско-экскурсионного сопровождения. Однако, как отмечают специалисты, никто из «вольноотпущенных» не спешит пользоваться возможностью работать согласно требованиям законодательства, поскольку еще не выработан механизм контроля за выполнением «Положения о порядке выдачи разрешений на право осуществления туристического сопровождения специалистами туристского сопровождения» [2].
Сегодня правовое регулирование экскурсионной
деятельности в Украине пока еще далеко
от совершенства. Закон Украины «Об экскурсионной
деятельности» находится в стадии разработки
и, осуществление экскурсионной деятельности
фактически регулируется общими нормативно-правовыми
документами по туризму.
Определяя безопасность в области туризма как «…совокупность факторов, которые характеризуют социальное, экономическое и другие состояния обеспечения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в области туризма…», статья 13 Закона Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О туризме» раскрывает меры, которые используются органами государственной власти и органами местного самоуправления в этом контексте. Экскурсанты непосредственно здесь упоминаются лишь один раз: …обеспечение туристам (экскурсантам) возможности беспрепятственно получать медицинскую, правовую и другие виды неотложной помощи [2].
Детализировано и конкретно требования относительно обеспечения безопасности туристов и экскурсантов определяет Межгосударственный стандарт ГОСТ 28681.3-95 «Требования относительно обеспечения безопасности туристов и экскурсантов» (Дополнение), который введен в действие как Государственный стандарт Украины [1].
Этим документом определены условия, при которых возникает риск для жизни и здоровья человека при осуществлении туристско-экскурсионного обслуживания, а также факторы риска. Они классифицируются как:
- травмоопасность;
- влияние окружающей среды;
- пожароопасность;
- биологическое влияние;
- опасность излучений;
- химические влияния;
- повышенная загазованность и запыленность;
- другие факторы;
- специфические факторы риска.
Кроме того, что стандарт дает трактовку сущности каждого фактора риска, данным докуме6нтом закрепляются способы снижения негативных действий и предупреждение неблагополучий, связанных с каждым из них, а также условия и методы осуществления контроля за выполнением правил безопасности.
Известно, что действенным инструментом обеспечения уверенности туристов и экскурсантов относительно защищенности их прав, интересов и, особенно безопасности является страхование. Современное нормативно-правовое поле как туристической, так и экскурсионной деятельности установлены статьей 16 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме». Требования относительно обязательного страхования туристов (медицинского и от несчастного случая), включают также: Закон Украины «О страховании» от 17 марта 1996г., Постановления Министров Украины «О положении об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте» от 14 августа 1996г., «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Украины» от 28 января 1997г.; приказ Государственного комитета Украины по туризму «Положение о розысково-спасательной службе субъектов туристической деятельности, специализирующихся на организации туристских путешествий с использованием активных форм передвижения туристов» от 10 июля 1996г.
С целью обеспечения безопасности туристов субъекты туристической (и экскурсионной) деятельности обязаны:
- информировать
туристов о возможной
- создавать
безопасные условия в местах
предоставления туристических
- обеспечивать
специальные требования во
- обеспечивать
обучение туристов средствам
профилактики и защиты от
- обеспечивать оказание оперативной помощи лицам, пострадавшим во время путешествия.
Кроме этого, субъекты туристической деятельности должны предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о предоставляемой услуге, правах, обязанностях и правилах поведения туристов (экскурсантов), условия страхования, порядок возмещения причиненного ущерба, условиях отказа от услуги; предоставлять туристические и экскурсионные услуги в объемах и сроках.
Раздел 2. История возникновения экскурсионной деятельности в Украине и ее состояние на современном этапе
В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Петровские реформы ознаменовались обязательными “гранд-турами” для молодых дворян, имеющими целью образование и повышение культурного уровня, предваряющими вступление на профессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовали расширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с примитивизмом средств передвижения. Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразными цели и мотивы путешествий:
Украинская
экскурсионная школа имеет
В
XIX в. большую популярность получил
горный район Крым, к которому легко
было добраться по суше и по морю.
Крымские горы привлекали доступностью
своих хребтов и удобными для
путешествий тропами. К тому же целительный
сухой климат благоприятно сказывался
на людях с заболеваниями
В 1876 г. состоялась первая экскурсия в Крым, проведённая профессором геологии Н.А.Головкинским. Он пригласил на экскурсию 25студентов Новороссийского университета, для которых добился бесплатного проезда на пароходе Русского общества пароходства и торговли из Одессы в Крым и обратно. Экскурсанты познакомились с Ялтой, Никитским садом, морским побережьем горной частью Крыма, собрали геологические коллекции. Позже профессор Н.А.Головкинский выпустил путеводитель по Крыму – одно из первых популярных краеведческих изданий.
Развитие экскурсионной деятельности в Украине во второй половине ХІХ столетия было тесно связано с развитием краеведения вследствие активизации национально-культурного движения украинского народа.
Интерес, который проявляли в конце XIX в. к Крыму, определил появление второго объединения любителей гор (первым был Кавказский горный клуб, основанный в 1877 г.). Клуб был основан в Одессе в 1890 г. и получил название Крымского горного клуба.
Крымский горный клуб поставил перед собой следующие цели:
научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о них сведений;
поощрение
к посещению и исследованию этих
гор и облегчение пребывания в
них естествоиспытателям и
поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горной промышленности;
охрана редких горных видов растений и животных.