Экскурсионная деятельность в современной Украине:её проблемы,состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы - углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.
Для достижения цели, я определила следующие задачи:
-исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;
- детально рассмотреть технологию создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности;
- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности;
- проанализировать правовое обеспечение организации экскурсионного обслуживания в Украине на современном этапе;
- сделать обобщающие выводы по теме работы.
Предмет исследования - методы и технологи организации экскурсий.
Объект исследования - организационная деятельность предприятий, предоставляющих экскурсионное обслуживание.

Оглавление

Введение…………………………………………………….…………………… 1
Раздел 1. Организация экскурсионного обслуживания ………………….……3
1.1. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания……………… 3
1.2. Общие положения нормативно-правового регулирования
экскурсионной деятельности……………………………………..………………5
1.3. Обеспечение безопасности, прав и интересов экскурсантов……..……….7
Раздел 2. История возникновения экскурсионной деятельности и её состояние на современном этапе…………………….………………………….9
2.1. Предпосылки формирования экскурсионного дела в Украины………….9
2.2. Экскурсионные ресурсы Украины…………………….…………………..14
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития экскурсионной деятельности в Украине…………………………………………………………………………..18
Выводы………………………………………………………………………….. 25
Список литературы………………………………………………………………27
Дополнения…………………………………………………………………..…..29

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 72.06 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………….…………………… 1

Раздел 1. Организация  экскурсионного обслуживания ………………….……3

1.1. Понятие и  комплекс задач экскурсионного  обслуживания……………… 3

1.2. Общие положения  нормативно-правового регулирования

экскурсионной деятельности……………………………………..………………5

1.3. Обеспечение  безопасности, прав и интересов  экскурсантов……..……….7

Раздел 2. История возникновения экскурсионной деятельности и её состояние на современном этапе…………………….………………………….9

2.1. Предпосылки формирования экскурсионного дела в Украины………….9

2.2. Экскурсионные ресурсы Украины…………………….…………………..14                            

Раздел 3. Проблемы и перспективы развития экскурсионной деятельности в Украине…………………………………………………………………………..18

Выводы………………………………………………………………………….. 25

Список литературы………………………………………………………………27

Дополнения…………………………………………………………………..…..29 

ВВЕДЕНИЕ

                   Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристической отрасли Украины является сложной и проблемной. Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в Украине и характеризовался стабильными темпами развития, в постперестроечное время переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:

- ярко, выраженная сезонность, обусловленная  тем, что основным потребителем  экскурсионных услуг как внутри  страны, так и за ее пределами  стали школьники;

- резкое  сокращение тематики экскурсий;

- дефицит  квалифицированных экскурсоводов  и гидов-переводчиков, способных  обеспечить высокое качество  экскурсии;

- растет  число "подпольных" экскурсоводов.

                 С другой стороны, рост объема организованного туризма в последние годы, возросшие требования к качеству туристических и экскурсионных услуг, требуют конкретизации роли и задач экскурсионного обслуживания с учетом современных рыночных реформирований украинского общества.

                 Учитывая возможности, которые раскрывает туризм в общественном развитии, на организаторов экскурсионного обслуживания возлагается ответственность, направленная на сохранение и рекреацию трудового потенциала и сохранения его здоровья; духовного, культурного физического и морального развития людей; формирование здорового способа жизни; внедрение экологической культуры.

                Государственная программа развития туризма в Украине до 1010 года первоочередной задачей выдвинула создание позитивного имиджа Украины на мировом туристическом рынке. Без динамичного прогресса в экскурсионной сфере, - эта задача практически не выполнима. В этом смысле исключительно важное значение приобретает содержательное наполнение турпродукта интересными, оригинальными, методически обеспеченными экскурсиями, которые бы способствовали достойной рекламе отечественного туристического продукта. Исходя из вышесказанного, считаем, что данная тема курсовой работы является актуальной.

                Теоретические основы экскурсоведения изложены в работах известных специалистов в этой отрасли Б. Емельянова, Р. Дьяковой, И.Зорина, В. Квартальнова, И. Чагайды, С. Грибановой. Законодательные аспекты экскурсионного дела получили анализ в учебном пособии «Екскурсознавство і музеєзнавство» авторов В. Бабарицой, А.Короткова, О. Малиновской, не раз анализ законодательной базы по эксурсоведческой деятельности освещала на страницах журнала «Новости турбизнеса» Т. Козлова. Однако ни теоретических, ни практических исследований по непосредственно по организации экскурсионного обслуживания нами не обнаружено.                                                                    

              Основная цель данной работы - углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.                                                                                  

              Для достижения цели, я определила следующие задачи:                                                           

               -исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;               

              - детально рассмотреть технологию создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности;                           

               - провести анализ вопросов, входящих  в круг организации экскурсионной  деятельности;                                                                                        

              - проанализировать правовое обеспечение организации экскурсионного обслуживания в Украине на современном этапе;  

               - сделать обобщающие выводы по теме работы.                                                                         

             Предмет исследования - методы и технологи организации экскурсий.              

             Объект исследования - организационная деятельность предприятий, предоставляющих экскурсионное обслуживание.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Организация экскурсионного обслуживания 
 

    1. Понятие и комплекс задач  экскурсионного обслуживания
 
 

              Экскурсионное обслуживание - организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания [10].

             Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности.

             Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Турист выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но, как и самостоятельный вид услуг, целью которого является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности.

               Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов [13].

               Удовлетворение потребностей туристов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания. Каждая форма организации экскурсионного обслуживания - это совокупность направлений действий, имеющих конкретную цель - т.е. удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов. Целенаправленный характер работы по охвату населения экскурсионными услугами осуществляется в следующих направлениях:

  • Место проживания;
  • Учебные заведения, учреждения, предприятия;
  • Турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.
  • Клубы, дома и дворцы культуры;
  • Семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.д.;
  • Аэропорты, вокзалы, фестивальные площадки.

                Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес - план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложений экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий их тематики, с учетом состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:

  • объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны;
  • количество туристов;
  • прибыль от реализованных услуг.

                Данные показатели являются оценочными и служат в качестве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:

номера  телефонов, факсов и адреса организаций, связанных с обслуживанием экскурсантов;

перечень  тем экскурсий;

карты-схемы  экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности области  страны;

список  номеров телефонов и домашних адресов экскурсоводов.

                 Полнота информации по организации экскурсионного обслуживания обеспечивается различного вида картотеками:

  • транспортных предприятий;
  • средств размещения;
  • предприятия питания;
  • культурно - просветительных учреждений;
  • предприятий, являющихся объектом посещения и показа;
  • с перечислением тем проводимых экскурсий, согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, место начала и окончания, скорости экскурсии.

                 Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территорий их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности его руководителя, дает путевую информацию. Такой подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся возрастающим вниманием последнему со стороны государства. 

    1. Общие положения нормативно-правового  регулирования экскурсионной  деятельности
 

                Организация экскурсионного обслуживания в правовом поле происходит с учетом широкого круга вопросов. Они включают соблюдение: международных правовых актов регулирования туристической деятельности и соответствующих стандартов, общих положений правовой базы регулирования туристической деятельности в Украине; правового статуса туриста и экскурсанта (порядок въезда/ выезда и пребывания в Украине, страхования и медицинской помощи, обеспечение безопасности, права и обязанности туристов и экскурсантов; организации туристического предпринимательства. Рассмотрим основные из них более подробно.

В 1992 году координацию туристической деятельности в Украине принял на себя, организованный по постановлению Кабинета Министров  Украины от 10.10.92г. - Государственный  комитет Украины по туризму, ныне Министерство культуры и туризма  Украины [4].

               Нормативные основы регулирования туристско-экскурсионного обслуживания были положены принятием Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 25 апреля 1995 г. Межгосударственного стандарта ГОСТ 28681.1-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Проектирование туристических услуг»; Международного государственного стандарта ГОСТ 28681.2-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристические услуги. Общие положения»; «Межгосударственного стандарта ГОСТ 28681.3-95 «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» (Дополнение) [1].

Информация о работе Экскурсионная деятельность в современной Украине:её проблемы,состояние и перспективы