История возникновения и развития гостиничного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. С незапамятных времен простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно - в образовательных, религиозных, оздоровительных целях Эффективным средством массовой востребованности и широкой доступности культурных и рекреационных ценностей стал культурный туризм. Повышение уровня жизни населения и расширение возможностей свободного передвижения по миру способствовали появлению миллионов новых путешественников.

Оглавление

Введение 3
1 История возникновения и развития гостиничного дела
1.1 Возникновение и развитие гостиничного хозяйства 5
1.2 Критерии классификации гостиниц 9
2 Общие требования к средствам размещения 12
2.1 Требования и стандарты к средствам размещения
2.2 Требования к гостиничным услугам и правила их предоставления 14
3 Эволюция средств размещения туристов
3.1 Классификация средств размещения 16
3.2 Эволюционное развитие средств размещения 18
Заключение 23
Список литературы

Файлы: 1 файл

светаВозникновение гостиничного бизнеса в Европе.doc

— 261.13 Кб (Скачать)

    Толчок к развитию частных постоялых дворов и таверн был дан лишь в позднее Средневековье. Так, в Англии в 1530-х гг. король Генрих VIII перевел церковную собственность в светскую и странствующие уже не могли больше рассчитывать на бесплатный постой в монастырях и были вынуждены останавливаться на частных постоялых дворах.

    На Руси постоялые дворы появились в XII-XIII вв.; тогда они назывались ямами и располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

    Следующий заметный период в развитии гостиничного хозяйства связан с установлением в Европе регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге (дилижансы в Западной Европе, ямские станции в России). Вдоль почтовых трасс появились почтовые станции для государственного транспорта, служившие также и местом отдыха; они укрывали от непогоды и упрощали процедуру смены лошадей.

    К XV в. постоялые дворы присоединились к почтовым станциям; в сущности их можно назвать прообразами мотелей. В больших русских городах появились гостиные дворы, отличающиеся от постоялых тем, что здесь путники получали возможность не только размещения и питания, но и совершения коммерческих операций, т.е. в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило, все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами.

    К XVI в. относится открытие в Западной Европе первых кофеен, ставших центрами культурной и литературной жизни того времени. Их появлению способствовало распространение таких экзотических напитков, как кофе и чай.

    Слово "отель" появилось в XVIII в. Во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день. Скоро этот термин широко распространился и в Америке. Большинство таверн быстро переименовали в отели, что, по мнению владельцев, придавало им европейский (французский) шик. Принято считать, что Соединенные Штаты Америки являются родиной большинства нововведений в сфере технического оснащения гостиниц. Потребность в гостиницах в этой стране всегда была очень велика в силу непрерывного потока эмигрантов, которые нуждались во временном размещении, а непрекращающийся спрос способствовал бурному развитию гостиничного бизнеса.

    В 1794 г. в Соединенных Штатах была открыта первая гостиница - 70-комнатный "Сити-отель" на Бродвее в Нью-Йорке. В 1829 г. в Бостоне открылся отель "Тремонт" - первый в США отель первого класса - с коридорными, регистратурой (рецепцией), замками на дверях номеров (двухместных и одноместных) и даже с бесплатным мылом для гостей. Это событие и положило начало гостиничному буму в этой стране. В середине ХIХ в. в стране действовал первый отель с центральным отоплением.

    К концу XIX в. были распространены два типа гостиниц. Одни были большими и роскошными, а некоторые из них являлись просто архитектурными шедеврами - с просторными вестибюлями, залами для балов. Они располагали всеми возможными в то время удобствами - лифтом, туалетами, электрическим освещением и др. Другие, маленькие и устаревшие, предлагали услуги по низким ценам.

    Значительный вклад в развитие гостиничного дела внес швейцарец Цезарь Ритц; его имя до сих пор носит одна из самых знаменитых и дорогих европейских гостиничных сетей, хотя сам Ритц был всю жизнь лишь наемным управляющим и не владел ни одним отелем. Швейцарец Ритц и американец Статлер были фанатиками гостиничного бизнеса. Они обращали внимание на самые, казалось бы, незначительные детали.

    Из наиболее известных нововведений Ритца можно отметить появление оркестра в ресторане отеля. Во времена Ритца оркестр играл музыку Штрауса. Благодаря музыке посетители дольше оставались за столами, что, естественно, повышало доходы от продажи напитков. Ритц долго экспериментировал с освещением в ресторане отеля, добиваясь того, чтобы драгоценности на дамах "заиграли".

    Статлер предложил устанавливать в гостиничном номере большое зеркало, лампочки над кроватями, выключатель рядом с дверью, при нем в номерах появились телефоны, канцелярская бумага; он же ввел униформу для гостиничного персонала. Он был автором идеи попарного размещения номеров при строительстве гостиниц. Номера стали располагать симметрично относительно вертикальных сантехнических труб, общих для двух номеров, что дало значительную экономию средств. Кроме того, именно Статлер придумал лозунг "Клиент всегда прав", который и в настоящее время служит основой "научного" подхода к обслуживанию.

    Посещение представителями высшего общества высококлассных гостиниц стало модным; так, в Лондоне вместо ужина в чисто мужских клубах джентльмены стали ужинать с дамами в ресторанах отелей.

    В конце XIX - начале XX в. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвездочные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпрепровождением. Несколько таких гостиниц было построено и в России, например "Метрополь" и "Националь" в Москве, "Европа" в Санкт-Петербурге.

    Индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз хозяев гостиниц и Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира.

    После Второй мировой войны получают широкое распространение международные гостиничные цени. Первая международная гостиничная цепь "Хилтон" была обязана своим созданием американской авиатранспортной компании "Пан Америкэн". Поскольку в странах Латинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идея построить в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. Например, отель "Хилтон" в Буэнос-Айресе по сервису не должен был отличаться от отеля "Хилтон" в Нью-Йорке.

    В настоящее время в мире действуют десятки международных гостиничных цепей. Среди них можно упомянуть "Ход ид ей Инн", "Чойс", "Бест Вестерн", "Марриотт", "Хилтон", "Шератон" и др.

    Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

    Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение

    По прогнозам специалистов, весь XXI век будет веком туризма. За последние несколько лет туризм стал доступен широким слоям населения в нашей стране. Одновременно с ростом общего числа туристов заметное развитие получили инфраструктура туризма и её основной компонент - гостиничный сектор. Отели стремятся получить свою долю бизнеса и всячески пытаются убедить туристов истратить деньги на приобретение предоставляемых ими гостиничных услуг.

    С возникновением туристического рынка в России появилась потребность в подготовке специалистов для сферы туризма и гостиничного бизнеса. Образовательные учреждения приступили к подготовке профессиональных кадров. Книжный рынок наполнился разнообразной специальной литературой по туризму и гостиничному хозяйству [2, c.45-48]. 

    1.2 Критерии классификации гостиниц 

    Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания в гостинице, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов. Под гостиницей понимается предприятия, предназначенное для временного проживания. Для гостиниц характерны следующие признаки: наличие номеров, число которых превышает определенный минимум (в России - 10 ), объединенных единым руководством; предоставление обязательных (уборка номера, санузла, ежедневная заправка постелей) и дополнительных (услуги прачечной, химчистки, парикмахерской, аренда автомобилей и т.д.) услуг; группировка в соответствии с требованиями национальных стандартов на классы и категории в зависимости от предоставляемых услуг, имеющегося оборудования и т.д.

    Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. На территории РФ действуют нормативно-правовые акты, регулирующие эти критерии, в частности Приказом Ростуризма утверждена Система классификации гостиниц и других средств размещения . Наиболее употребляемые среди них являются следующие критерии: уровень комфорта, вместимость, функциональное назначение, место расположения, обеспечение питанием, продолжительность пребывания клиентов, и некоторые другие.

    Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играют огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта - это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:

    - состояние и структура номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров - апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;

    - состояние мебели, инвентаря и т.п.;

    - наличие, состояния и режим работы предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.д.;

    - состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;

    - информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов, и т.д.;

    - обеспечение возможности предоставление ряда дополнительных услуг.

    Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиницы. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке, образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.

    Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие:

    - европейская, или, как ее часто называют, система "звезд", в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Египте, России и ряде других стран;

    -  система букв (А, В, С, Д), используемая в Греции;

    -  система "корон", применяемая в Великобритании;

    -  система категорий (Италия, Израиль).

    Под вместимостью гостиничного предприятия понимается число койко-мест, или номеров, которые может быть предложены клиентам одновременно.

    По количеству комнат номера могут быть однокомнатные, двухкомнатные и т.д.

    По назначению различают номера бизнес - класса, эконом - класса, номера - апартаменты и т.д.

      Номера бизнес - класса предназначены для размещения туристов, пребывающих с деловой целью. Помимо стандартной обстановки здесь должны быть созданы условия для работы: рабочий стол, телефон, факс, компьютер и т.д.

    Номера экономического класса предназначены для широкого контингента туристов. Такие номера отличаются скромной обстановкой и оборудованием, что отражается в невысокой цене размещения.

    Номера - апартаменты (2 - ,3 -, 4 - комнатные), предназначены для долгосрочного размещения семей. В номере - апартаменте обязательно должна быть кухня с необходимым набором бытовой техники, что позволяет обеспечить практически домашние условия пребывания. Различают также такую категорию номеров, как люкс - апартаменты или сюиты (англ. Suite), - 3-, 4- комнатные номера высокой комфортности, кухня, как правило, отсутствует.

    Исходя из функционального назначения гостиничных предприятий, прежде всего, выделяют их две большие группы: транзитные и целевые.

    По продолжительности работы гостиницы подразделяются:

    - работающие круглосуточно;

    - работающие два сезона;

    - односезонные.

    По обеспечению питанием выделяют следующие гостиницы:

    - обеспечивающие полный пансион (размещение и трехразовое питание);

    - предлагающие размещение и только завтрак [3, c. 56-57]

    Для осуществления процесса обслуживания туристов в гостинице должен быть предусмотрен минимальный набор следующих основных служб, обеспечивающих предоставление основных гостиничных услуг: служба бронирования; служба обслуживания; служба приема и расчетная часть; служба эксплуатации номерного фонда.

    Служба бронирования выполняет следующие функции: прием заявок на гостиничные места и их обработка; подготовка необходимой документации: графиков заезда на каждый день, карта движения номерного фонда.

Информация о работе История возникновения и развития гостиничного бизнеса