Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:45, реферат
Товарная биржа представляет собой самостоятельное специализированное учреждение, юридическое лицо, выражающее интересы добровольного объединения коммерческих посредников и их служащих (биржевое общество) для проведения торговых операций в специальном месте, по совместно разработанным и соблюдаемым правилам на (становящимся в силу этого организованным) крупнооптовом товарном рынке. Цель ее – создать механизм управления свободной конкуренцией и уже с ее помощью выявить реальные рыночные цены с учетом изменения спроса и предложения.
Введение…………………………………………………………............…….…..3
1. История развития биржевой торговли на Западе………….…………..……..4
2. Особенности развития товарных бирж в России…………………………….7
3. Основные типы биржевых операций………………………………………...10
4. Тенденции в развитии товарных бирж………………………………...…….14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………...…17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История развития
биржевой торговли на Западе………
2. Особенности развития
товарных бирж в России……………………
3. Основные типы биржевых операций………………………………………...10
4. Тенденции в развитии товарных бирж………………………………...…….14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………...…
Введение
Товарная биржа представляет
собой самостоятельное
Роль биржевой торговли в мировой экономике и в народных хозяйствах отдельных стран нельзя недооценивать. Некоторые западные экономисты считают возникновение современной товарной биржи, не как рынка, осуществляющего сбыт товаров, а как финансового института, облегчающего ведение торговли и удешевляющего ее, равно по значению промышленной революции конца XVIII века, и видят в ней организующую и планирующую силу, способную придать динамизм всей экономике.
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ НА ЗАПАДЕ
Товарная биржа как продукт развития рыночных отношений прошла длительный путь развития. Появлялись новые функции, преобразовывался характер сделок, происходила постепенная трансформация экономической направленности биржи. В своем развитии товарная биржа прошла несколько этапов: от оптового рынка, где сделки совершались с наличными партиями товара, до современного фьючерсного рынка.
Первоначально возникла биржа реального товара. Ее отличительными чертами, которые присущи и современным биржам, являлись регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее характерным типом биржевых операций являлись сделки с наличным товаром. На этом этапе биржевая торговля лишь устанавливала связь между экспортером и импортером, купцом и производителем или потребителем.
Промышленная революция вызвала громадное расширение спроса на сырье и продовольствие, привела к увеличению объема и номенклатуры торговли, усилила требования к однородности качества товара и регулярности поставок. Быстрые темпы роста торгового оборота, возникновение мирового рынка затруднили ведение торговли на основе наличных партий товара.
Резкие колебания цен,
заметно повышая риски, ограничивают
уверенность в получении
По мере монополизации рынков значение бирж реального товара падало. Вместе с тем появился и стал быстро развиваться совершенно новый тип товарной биржи - фьючерсная биржа.
В настоящие время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. В современных условиях фьючерсная торговля является основной формой биржевой торговли.
Первые фьючерсные рынки возникли во второй половине XIX века. Основными признаками фьючерсной торговли являются: 1) Фиктивный характер сделок, то есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров почти отсутствует (реальные поставки составляют 1-2 % всего оборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах.
2) Преимущественно косвенная
связь с рынком реального
3) Заранее строго определенная
и унифицированная, лишенная
4) Полная унификация
условий в отношении
5) Обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретными продавцом и покупателем, а между ними (а чаще между их брокерами) и расчетной палатой - специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров.
Во фьючерсных операциях сохранена полная свобода сторон только в отношении цены и ограниченная - в выборе срока поставки товара; все же остальные условия сделки строго регламентированы и не зависят от воли участвующих в сделке сторон.
2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ В РОССИИ
Товарные биржи в России возникли на рубеже XX века в местах наибольшей концентрации торгового спроса и предложения и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов. К 1914 году в России действовало 115 товарных бирж. С началом первой мировой войны официальные биржи были закрыты и действовали неофициальные - "черные" биржи.
Русские дореволюционные биржи во многом отличались от западноевропейских и американских. Основное отличие заключалось в том, что хотя на русских биржах и выработали понятие заменимого товара, но специальных биржевых сделок, при которых стороны договариваются только по двум условиям: по цене и по сроку, а количество должно быть равно определенной норме или кратно ей, не знали. Некоторые биржи устанавливали только минимум биржевой сделки (по количеству или стоимости), но не вводили кратности. Другие же биржи не вводили никаких ограничений в отношении количества товара, кроме того на русских биржах заключались сделки и с незаменимыми товарами.
Первые советские товарные биржи возникли в 1921 году по инициативе местных кооперативных организаций, являвшихся в то время наиболее крупными участниками рыночного оборота.
Их организующее влияние было направлено на рационализацию - 5 децентрализованного рынка.
С 1922 года активизировались государственные органы, которые стремились регулировать развитие этого процесса и определить содержание деятельности бирж.
В результате произошло постепенное преобразование бирж в общественные организации, созданные по типу ассоциации с участием государственных предприятий, кооперативных организаций, смешанных обществ, а также владельцев частных торговых и промышленных учреждений. Вместе с тем резко увеличилась регулирующая роль государства в развитии торговли. Биржи становились подведомственными Комвнуторгу при СТО, устанавливался разрешительный порядок их открытия, приема в члены биржи. Уставы бирж перерабатывались в соответствии с типовым уставом, разработанным Комвнуторгом. В дальнейшем товарная биржа рассматривалась как дополнительный инструмент реализации экономической политики государства. В соответствии с этим изменялся круг закрепленных за ней функций.
В эпоху нэпа советские товарные биржи возникали при разрушенном состоянии рынка, и именно в целях его воссоздания они учреждались в формах, не соответствующих экономике этого периода.
Создание товарных бирж в послереволюционное время шло неодинаково по районам: большинство бирж возникло в тех же городах, что и в дореволюционное время; некоторые города остались без товарных бирж; значительная часть товарных бирж возникла в административных центрах в связи с новым национально-территориальным делением. К началу 1924 года была полностью восстановлена вся довоенная биржевая сеть.
В эпоху нэпа биржи выполняли посреднические функции, а также рассматривались как инструмент, призванный самостоятельно регулировать рынок за счет установления единых цен.
Со временем все большее значение приобрел учетно-контрольный аспект деятельности бирж. Биржевая статистика позволяла контролировать различные ведомства, состояние отдельных отраслей и даже отдельных предприятий. Благодаря ей, государство имело представление о товарных запасах у основных контрагентов, о движении цен, о рыночной конъюнктуре. Основные же посреднические функции бирж выполнялись не полностью. В 1924-1925 годах доля удовлетворенного спроса составляла 60-65 %, а предложение - 50-60 %. Низок был уровень посещаемости, соотношения сделок и количества посетителей, размер сделок. Главной причиной, предопределившей слабость посреднической работы советских бирж, был товарный дефицит (вызванный разрушением экономики в результате войн и революций), в условиях которого биржевое посредничество становится экономически нежизненным.
Своего наибольшего развития биржевая торговля в годы нэпа достигла осенью 1926 года. На 1 октября 1926 года в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Государственные и кооперативные организации составляли 67 %, а частные лица 33 % членов бирж.
В дальнейшем, в условиях свертывания нэпа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 года принято решение о сокращении их числа до 14 и сужении их функций, а в феврале 1930 года об их ликвидации.
В 1990 году началось массовое создание товарных бирж.
Реорганизация системы материально-
Наиболее крупными из ныне действующих являются Московская товарная биржа, зарегистрированная 19.05.90 г., и Российская товарно-сырьевая биржа, зарегистрированная 12.12.90г.
3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ БИРЖЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Экономическую основу фьючерсной биржевой торговли составляет хеджирование.
Согласно традиционной трактовке, хеджирование – это продажа (покупка) фьючерсного контракта против предшествовавшей покупки (продажи) равного количества того же товара или эквивалентного количества другого товара, цена которого изменяется параллельно цене данного товара, с намерением прекратить обязательства по сделке на фьючерсном рынке путем офсетной (обратной) операции одновременно с завершением операции с реальным товаром и до наступления срока поставки по фьючерсному контракту. Хеджирование включает в себя балансирование изменения цен реального товара или изменения цен по сделке на срок с реальным товаром путем заключения одновременной, но противоположной по направлению сделки на фьючерсном рынке.
Целью хеджирования является снятие кредитных и ценовых рисков или их минимизация. Хеджирование используется не для извлечения прибыли, а для страхования уже существующей прибыли или ограничения уже угрожающих потерь.
По технике осуществления хеджирования различают два основных типа: хеджирование продажей (или короткое) , когда фирма продает фьючерсные контракты, и хеджирование покупкой (его часто называют длинным) , когда фирма приобретает фьючерсные контракты. Кроме того, хеджирование может быть осуществлено с помощью особого вида биржевых операций - опциона.
Короткое хеджирование обычно используется для обеспечения продажной цены реального товара, который находится или будет находиться в собственности торговца, у фирмы, перерабатывающей или добывающей сырье, или у фермера.
Длинное хеджирование применяется в качестве средства, гарантирующего закупочную цену для торговцев и фирм, перерабатывающих и потребляющих сырье.
В зависимости от целей выделяются следующие виды хеджирования: обычное (чистое), арбитражное, селективное и предвосхищающее.
Обычное (чистое) хеджирование совершается для избежания ценовых рисков и заключается в полном балансировании по времени и количеству противоположных по направлению обязательств на рынке реального товара и фьючерсном рынке.
Арбитражное, то есть учитывающее затраты на хранение, хеджирование осуществляется исключительно для извлечения выгоды из ожидаемого благоприятного изменения в соотношении цен реального товара и биржевых котировок с различными сроками поставки.
Информация о работе История возникновения и развития товарных бирж