Художественно-творческая деятельность. Художественные ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть
духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими-художественно-образными формами воспроизведения действительности.

Оглавление

Введение …………………………………………………...……………..3
1. Декоративно-прикладное искусство……………… ……………………...5
2. Живопись………………….………...…………………………………….…..7
3. Архитектура…………………………………………….…………………....9
4. Скульптура…………………………………………………………………10
5. Театр……………………………………………………...……………………12
6. Музыка………………………………………………………………………..14
7. Киноискусство………………………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………..……………….15
Библиографический список …

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 59.02 Кб (Скачать)
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа.

 По  дисциплине: «Основы культурно-художественной деятельности» 

На тему: «Художественно-творческая деятельность. Художественные ценности» 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 2 курса, группы 3-93

Заочного  факультета

Специальности СКСиТ

Минина  Анна Александровна 

Проверила: 
Обушак Светлана Ивановна,

доцент 
 
 
 

 

    Оглавление 

       Введение …………………………………………………...……………..3

1. Декоративно-прикладное искусство……………… ……………………...5

2. Живопись………………….………...…………………………………….…..7

3. Архитектура…………………………………………….…………………....9

4. Скульптура…………………………………………………………………10

5. Театр……………………………………………………...……………………12

6. Музыка………………………………………………………………………..14

7. Киноискусство………………………………………………………………..12

       Заключение ……………………………………………..……………….15

       Библиографический список ……………………………………..……..16 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

      Искусство,  одна  из  форм  общественного   сознания,  составная  часть

духовной  культуры  человечества,  специфический  род  практически-духовного освоения мира. В  этом  плане  к  искусству  относят  группу  разновидностей человеческой  деятельности  -  живопись,   музыку,   театр,   художественную литературу  (которую  иногда  выделяют  особо  -  выражение  "литература   и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими-художественно-образными формами воспроизведения действительности.

      Определение отличительных признаков  искусства и его роли в жизни  людей вызывало  острые  разногласия  на  протяжении  всей  истории  культуры.  Онообъявлялось  "подражанием  природе"  -   и   "свободным   формотворчеством"; "воспроизведением   действительности"   -   и   "самопознанием    Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком  чувств";  особого рода  игрой -  и особого рода молитвой.  Такие  разногласия  объясняются  многими  причинами: различием  философских  позиций  теоретиков,  их  идеологических  установок, опорой на  различные  виды  искусства  и  творческие  методы  (например,  на литературу  или  на  архитектуру,  на  классицизм  или  реализм),   наконец, объективной   сложностью   строения   самого   искусства.   Эта   сложность, многогранность структуры не осознаётся  и  некоторыми  теоретиками,  которые определяют   сущность   искусства   то   как   гносеологическую,   то    как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т.  д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями  приводила  некоторых искусствоведов к утверждению,  что  в  искусстве  органически  взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или  отражение  и  созидание, или модель и знак. Но  и  такие  двухмерные  истолкования  его  сущности  не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру.

      Процесс исторического развития  общественного разделения труда  привёл к тому,   что   из   первоначальной   слитной,   синкретической   человеческой

жизнедеятельности  выделились  и  получили   самостоятельное   существование многообразные  отрасли  материального  и  духовного  производства,  а  также различные формы общения людей. В отличие  от  науки,  языка  и  других  форм специализированной  общественной  деятельности,   призванных   удовлетворять различные потребности людей, искусство  оказалось  нужным  человечеству  как способ целостного общественного воспитания индивида,  его  эмоционального  и интеллектуального развития,  его  приобщения  к  накопленному  человечеством коллективному  опыту,  к  вековой  мудрости,   к   конкретным   общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть  эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство  должно быть  подобно  реальной  человеческой  жизни,  т.  е.  должно   воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности.  Оно должно   "удваивать"   реальную   жизнедеятельность   человека,   быть    её воображаемым продолжением и дополнением  и  тем  самым  расширять  жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных  "жизней"  в  "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.

      Вместе с тем искусство выступает  одновременно и как подобное  реальной жизни,  и  как  отличное  от  неё  -  выдуманное,   иллюзорное,   как   игра воображения, как  творение  человеческих  рук.  Художественное  произведение возбуждает  в  одно  и  то  же  время  глубочайшие   переживания,   подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее  из его восприятия именно как произведения искусства,  как  созданной  человеком модели жизни.

      Искусство как специфическое  общественное  явление  представляет  собой сложную  систему  качеств,  структура  которой  характеризуется  сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и  знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и  как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний  о мире и о самих себе, и как способ воспитания  человека  на  основе  той  или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

      Художественно-творческая  деятельность   человека   развёртывается   в

многообразных формах,  которые  называют  видами  искусства,  его  родами  и жанрами. Обилие  и  разнообразие  этих  форм  могут  показаться  хаотическим нагромождением,   в   действительности   же   они    являются    закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в  зависимости от материальных средств, с  помощью  которых  конструируются  художественные произведения,  объективно  возникают  три   группы   видов   искусств.:   1) пространственные,   или   пластические   (живопись,   скульптура,   графика, художественная фотография, архитектура,  декоративно-прикладное  и  дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;  2)  временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся  во  времени,  а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные  (танец;  актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое -  театр,  киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т.  д.),  т.  е.  такие,  образы  которых

 обладают  одновременно  протяжённостью  и  длительностью,   телесностью и динамизмом. С  другой  стороны,  в  каждой  из  этих  трёх  групп  искусства художественно-творческая  деятельность  может   пользоваться:   1)   знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов  с  чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика -  так  называемые изобразительные искусства.; литература,  актёрское  искусство);  2)  знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких  бы то  ни   было   реальных   предметов,   явлений,   действий   и   обращенных непосредственно  к  ассоциативным   механизмам   восприятия   (архитектурно- прикладные   искусства,   музыка   и   танец);   3)   знаками    смешанного, изобразительно-неизобразительного  характера,  свойственными   синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного  искусств с  изобразительными;   словесно-музыкальному   -   песенному   и   актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу).

       

      1. Декоративно-прикладное искусство
 

      Декоративно-прикладное искусство,  раздел  искусства;  охватывает  ряд

отраслей  творчества,  которые  посвящены  созданию  художественных  изделий, предназначенных главным образом для быта.  Его  произведениями  могут  быть: различная утварь, мебель, ткани,  орудия  труда,  средства  передвижения,  а также одежда и  всякого  рода  украшения.  Наряду  с  делением  произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению  в  научной литературе со 2-й половины  19  в.  утвердилась  классификация  отраслей  по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево)  или  по  технике  выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия  и т.д.).  Эта классификация  обусловлена   важной   ролью   конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его  непосредственной  связью  с производством. Решая в  совокупности,  как  и  архитектура,  практические  и художественные   задачи,   декоративно-прикладное   искусство   одновременно принадлежит  к  сферам  создания  и  материальных,  и  духовных   ценностей. Произведения  этого  вида  искусства  неотделимы  от  материальной  культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с  теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя  органическую  часть  предметной  среды,  с которой  повседневно  соприкасается   человек,   произведения   декоративно- прикладного искусства своими эстетическими достоинствами,  образным  строем, характером  постоянно  воздействуют  на  душевное  состояние  человека,  его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его  отношение  к окружающему миру.

      Эстетически насыщая среду,  окружающую  человека,  произведения  этого жанра в то же время как бы поглощаются ею,  т.к.  обычно  воспринимаются  во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими  в  неё другими предметами или их  комплексами  (сервиз,  гарнитур  мебели,  костюм, набор  ювелирных   изделий).   Поэтому   идейное   содержание   произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь  при ясном  представлении  (реальном   или   мысленно   воссозданном)   об   этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

      Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями   и   пластическими   свойствами   материала,   часто   играет основополагающую  роль  в  композиции  художественного  изделия.  Нередко  в декоративно-прикладном   искусстве   красота   материала,   пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура  служат  единственными  средствами воплощения эмоционально-образного  содержания  изделия  (например,  лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не  тонированных  материалов).  Здесь наглядно проявляется особое значение для  декоративно-прикладного  искусства чисто  эмоциональных,  неизобразительных  средств   художественного   языка, использование  которых  и   роднит   его   с   архитектурой.   Эмоционально-

содержательный    образ    зачастую    активизируется    образом-ассоциацией

(сопоставлением  формы  изделия  с  каплей,   цветком,   фигурой   человека,

животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием -  колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет  на его образную структуру.  Нередко  именно  благодаря  своему  декору  бытовой предмет   становится   произведением    искусства.    Обладая    собственной эмоциональной  выразительностью,  своим  ритмом   и   пропорциями   (нередко контрастными по отношению к форме,  как,  например,  в  изделиях  хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная,  праздничная  роспись поверхности различны по своему  эмоциональному  звучанию),  декор  зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в  едином  художественном образе.

      Для создания декора широко  привлекаются орнамент и  элементы  (порознь или в самых различных сочетаниях)  изобразительного  искусства  (скульптура, живопись, реже - графика).  Средства  изобразительных  искусств  и  орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму  предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов;  сосуды  в виде цветка,  плода,  фигуры  птицы,  зверя,  человека).  Иногда   орнамент   или изображение  становятся  основой  формообразования  изделия  (узор  решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать  декор  с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с  его  практическим и  художественным  назначением  приводит  к  трансформации   изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры  (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов  львиной  лапы,  крыльев  орла  и лебяжьей головы).

      В  единстве  художественной  и   утилитарной   функций   изделия,   во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического  начал проявляется синтетический характер  декоративно-прикладного  искусства.  Его произведения рассчитаны  на  восприятие  и  зрением,  и  осязанием.  Поэтому выявление красоты фактуры и пластических  свойств  материала,  искусность  и многообразие  приёмов  его  обработки  получают   в   декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия. 
 

      1. Живопись
 

Информация о работе Художественно-творческая деятельность. Художественные ценности