Художественные стили

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:27, реферат

Краткое описание

Изобразительные искусства, как и всякие другие, - литература, музыка, театр и пр. живут и развиваются в определенные исторические эпохи, характеризуются определенным художественным стилем (или стилями). Почти вся история искусства является историей художественных стилей.

Файлы: 1 файл

Реферат по стилям.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
ФГОУ  ВПО «Российский  государственный  институт туризма  и сервиса»
Реферат
 
На  тему:

«Стили»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнил:

                      студент группы

                      1 ДБО 11

                      Трутнева  О.М. 

                      Принял:

                      Мызникова О.А. 
                       
                       
                       
                       
                       

     Пятигорск 2011г.

Введение

     Изобразительные искусства, как и всякие другие, - литература, музыка, театр и пр. живут и развиваются в определенные исторические эпохи, характеризуются определенным художественным стилем (или стилями). Почти вся история искусства является историей художественных стилей.  

     Стиль определяется системой внутренних связей между всеми компонентами произведения - содержанием, формой, идеей, темой, сюжетом, техникой исполнения, приемами, материалом, композицией (Соколов, "Теория стиля"). Большинство историков и теоретиков искусства сходятся в том, что метод выражает процесс творчества, а стиль - его результат (Т.П.Знамеровская). Б.Р.Виппер возразил бы на это, что "метод есть у каждого художника и каждого направления, но стиль может и не состояться". Некоторые современные исследователи считают, что стиль относится к категории художественного восприятия, мышления уже не художника, а зрителя. Ведь создавая произведение, художник не думает о стиле (он просто живет в стиле своей эпохи), для него стиль возникает сам собой, иначе он "не стилист, а стилизатор". Стиль - некая художественная структура, существующая в представлении зрителя (В.Власов, "Стили в искусстве").   

     Вместе  с тем, стиль имеет определенные признаки, выраженные теми изобразительно- выразительными средствами (плоскость, объем, пространство, цвет, линия, фактура и т.д.), которыми оперирует художник. Но стиль создает не сам по себе, а соотношение в творчестве художника исторического и индивидуального, закономерного и случайного, известного и неизвестного, объективного и субъективного. Во взаимодействии этих факторов и заключается суть художественного стиля как неосуществленной идеальной тенденции, способа и достижения средств идеала. Та или иная мера соотношения общих и частных моментов позволяет его именовать "историческим", "эпохальным",  или напротив, "индивидуальным". Но это разделение весьма условно, поскольку любой стиль несет в себе черты "стиля эпохи", проявляясь в тоже время только на индивидуальном уровне творчества конкретного художника. Стиль - ощущение художником и зрителем целостности процесса художественного формообразования во времени и пространстве. Стиль - художественное переживание времени (В.Власов, "Стили в искусстве").  

     Говоря  более конкретно, стиль - это прежде всего единство образной системы, включающей все выразительные средства, характеризующие эпоху. Это сложившаяся система принципов и правил определенного творческого метода и определенных художественных форм, свойственных определенной исторической эпохе. Выражение этой системы в творчестве того или иного мастера и даже в одном его произведении и есть его стиль. Вот поэтому мы можем говорить не только о стиле барокко или классицизма, но и о стиле позднего Тициана, раннего Рокотова, Ватто и т.д. Стиль - это единство, цельность, слитность элементов формы, где каждый элемент оказывает воздействие на общее понятие.

     .

     Каждый  художественный стиль уникален и  появляется в определенную эпоху, в  определенное время. Но в одну и ту же эпоху может существовать несколько  художественных направлений и стилей, иногда идейно не совпадающих и противоположных друг другу, как мы видим в барокко и классицизм XVII века или рококо и неоклассицизм XVIII века. Каждый художественный стиль не имеет конкретных дат возникновения и исчезновения, и как правило, один стиль заканчивает свое существование, когда другой уже входит в силу. При смене стилей не просто одни формы сменяются другими, а, пользуясь терминологией Вельфлина, происходит постоянное перетекание тектонических и конструктивных формообразований в атектонические и деструктивные, и наоборот.

     .

     Все стили взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга, и стремление локализовать художественное направление в определенных исторических границах неизбежно приводит, как справедливо отмечено, к схематизму исторического развития художественного мышления. Однако классификация необходима, без нее невозможно научное исследование, и мы будем продолжать пользоваться принятой терминологией, помня лишь о неизбежной подчас размытости границ художественных стилей. 

     ВОЗРОЖДЕНИЕ

     Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех -- в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился "расцвет искусств" после долгих веков средневекового "упадка", расцвет, "возродивший" античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны "божественной Природы". Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, "чувство прекрасного") постоянно пересекаются.

     МАНЬЕРИЗМ

     Направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья ) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

     БАРОККО

     Cтиль, преобладавший в искусстве Европы  с конца 16 до середины 18 века  и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно  проявившись в архитектуре и  изобразительном искусстве. Барокко  явилось развитием принципов,  заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый "театр жизни", сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника. 

     КЛАССИЦИЗМ

     Стиль и направление в литературе и  искусстве 17 -- нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров -- "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

    РОКОКО

     Cтилевое  направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в.Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин "рококо" возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,-- его главный признак. Искусство рококо -- это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу -- они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного "века" рококо становится "искусство как наслаждение", цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

     НЕОКЛАССИЦИЗМ

     Общее название художественных течений 2-й  пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие "неоидеалисты" -- живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд -- противопоставляли противоречиям жизни "вечные" эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения "новая вещественность" в Германии, "метафизическая живопись" в Италии выразили отчуждение мира от человека. 
 

     РОМАНТИЗМ

     Идейное и художественное направление в  европейской и американской духовной культуре кон. 18 -- 1-й пол. 19 вв. Как  стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, "штюрмерство"), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм -- это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, "парадигмой" для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения -- стремление противопоставить бюргерскому, "филистерскому" миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс -- новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

     ПЕРЕДВИЖНИКИ

     Художники, входившие в российское художественное объединение -- Товарищество передвижных  художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители -- И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.

     ИМПРЕССИОНИЗМ

     Направление в искусстве последней трети 19 -- нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и  непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский -- Дж. Уистлер, немецкие -- М. Либерман, Л. Коринт, русские -- К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский -- О. Роден, итальянский -- М. Россо, русский -- П. П. Трубецкой ).

     ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

     Общее название течений в живописи кон. 19 -- нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы "наби".

Информация о работе Художественные стили