Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:27, реферат
Изобразительные искусства, как и всякие другие, - литература, музыка, театр и пр. живут и развиваются в определенные исторические эпохи, характеризуются определенным художественным стилем (или стилями). Почти вся история искусства является историей художественных стилей.
ФГОУ ВПО «Российский государственный институт туризма и сервиса» |
Реферат |
На
тему:
«Стили» |
Выполнил:
студент группы
1 ДБО 11
Трутнева
О.М.
Принял:
Мызникова
О.А.
Пятигорск 2011г.
Введение
Изобразительные
искусства, как и всякие другие, -
литература, музыка, театр и пр. живут и
развиваются в определенные исторические
эпохи, характеризуются определенным
художественным стилем (или стилями). Почти
вся история искусства является историей
художественных стилей.
Стиль
определяется системой внутренних связей
между всеми компонентами произведения
- содержанием, формой, идеей, темой, сюжетом,
техникой исполнения, приемами, материалом,
композицией (Соколов, "Теория стиля").
Большинство историков и теоретиков искусства
сходятся в том, что метод выражает процесс
творчества, а стиль - его результат (Т.П.Знамеровская).
Б.Р.Виппер возразил бы на это, что "метод
есть у каждого художника и каждого направления,
но стиль может и не состояться". Некоторые
современные исследователи считают, что
стиль относится к категории художественного
восприятия, мышления уже не художника,
а зрителя. Ведь создавая произведение,
художник не думает о стиле (он просто
живет в стиле своей эпохи), для него стиль
возникает сам собой, иначе он "не стилист,
а стилизатор". Стиль - некая художественная
структура, существующая в представлении
зрителя (В.Власов, "Стили в искусстве").
Вместе
с тем, стиль имеет определенные
признаки, выраженные теми изобразительно-
выразительными средствами (плоскость,
объем, пространство, цвет, линия, фактура
и т.д.), которыми оперирует художник. Но
стиль создает не сам по себе, а соотношение
в творчестве художника исторического
и индивидуального, закономерного и случайного,
известного и неизвестного, объективного
и субъективного. Во взаимодействии этих
факторов и заключается суть художественного
стиля как неосуществленной идеальной
тенденции, способа и достижения средств
идеала. Та или иная мера соотношения общих
и частных моментов позволяет его именовать
"историческим", "эпохальным",
или напротив, "индивидуальным". Но
это разделение весьма условно, поскольку
любой стиль несет в себе черты "стиля
эпохи", проявляясь в тоже время только
на индивидуальном уровне творчества
конкретного художника. Стиль - ощущение
художником и зрителем целостности процесса
художественного формообразования во
времени и пространстве. Стиль - художественное
переживание времени (В.Власов, "Стили
в искусстве").
Говоря более конкретно, стиль - это прежде всего единство образной системы, включающей все выразительные средства, характеризующие эпоху. Это сложившаяся система принципов и правил определенного творческого метода и определенных художественных форм, свойственных определенной исторической эпохе. Выражение этой системы в творчестве того или иного мастера и даже в одном его произведении и есть его стиль. Вот поэтому мы можем говорить не только о стиле барокко или классицизма, но и о стиле позднего Тициана, раннего Рокотова, Ватто и т.д. Стиль - это единство, цельность, слитность элементов формы, где каждый элемент оказывает воздействие на общее понятие.
.
Каждый художественный стиль уникален и появляется в определенную эпоху, в определенное время. Но в одну и ту же эпоху может существовать несколько художественных направлений и стилей, иногда идейно не совпадающих и противоположных друг другу, как мы видим в барокко и классицизм XVII века или рококо и неоклассицизм XVIII века. Каждый художественный стиль не имеет конкретных дат возникновения и исчезновения, и как правило, один стиль заканчивает свое существование, когда другой уже входит в силу. При смене стилей не просто одни формы сменяются другими, а, пользуясь терминологией Вельфлина, происходит постоянное перетекание тектонических и конструктивных формообразований в атектонические и деструктивные, и наоборот.
.
Все
стили взаимодействуют, взаимопроникают
друг в друга, и стремление локализовать
художественное направление в определенных
исторических границах неизбежно приводит,
как справедливо отмечено, к схематизму
исторического развития художественного
мышления. Однако классификация необходима,
без нее невозможно научное исследование,
и мы будем продолжать пользоваться принятой
терминологией, помня лишь о неизбежной
подчас размытости границ художественных
стилей.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех -- в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился "расцвет искусств" после долгих веков средневекового "упадка", расцвет, "возродивший" античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны "божественной Природы". Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, "чувство прекрасного") постоянно пересекаются.
МАНЬЕРИЗМ
Направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья ) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).
БАРОККО
Cтиль,
преобладавший в искусстве
КЛАССИЦИЗМ
Стиль и направление в литературе и искусстве 17 -- нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров -- "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).
РОКОКО
Cтилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в.Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин "рококо" возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,-- его главный признак. Искусство рококо -- это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу -- они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного "века" рококо становится "искусство как наслаждение", цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
НЕОКЛАССИЦИЗМ
Общее
название художественных течений 2-й
пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических
традициях искусства античности, Возрождения
и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие "неоидеалисты"
-- живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор
А. Хильдебранд -- противопоставляли противоречиям
жизни "вечные" эстетические нормы.
Классическая традиция часто противопоставлялась
индивидуалистическому произволу (в 20
в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс
в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин
в России; скульпторы А. Майоль во Франции,
А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом
течения "новая вещественность" в
Германии, "метафизическая живопись"
в Италии выразили отчуждение мира от
человека.
РОМАНТИЗМ
Идейное
и художественное направление в
европейской и американской духовной
культуре кон. 18 -- 1-й пол. 19 вв. Как
стиль творчества и мышления остается
одной из основных эстетических и мировоззренческих
моделей 20 века. Романтизм возник в 1790-е
гг. сначала в Германии, а затем распространился
по всему западноевропейскому культурному
региону. Его идейной почвой были кризис
рационализма Просвещения, художественные
поиски предромантических течений (сентиментализм, "штюрмерство"
ПЕРЕДВИЖНИКИ
Художники,
входившие в российское художественное
объединение -- Товарищество передвижных
художественных выставок, образованное
в 1870. Обратились к изображению повседневной
жизни и истории народов
ИМПРЕССИОНИЗМ
Направление в искусстве последней трети 19 -- нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский -- Дж. Уистлер, немецкие -- М. Либерман, Л. Коринт, русские -- К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский -- О. Роден, итальянский -- М. Россо, русский -- П. П. Трубецкой ).
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Общее название течений в живописи кон. 19 -- нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы "наби".