Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:27, реферат
Изобразительные искусства, как и всякие другие, - литература, музыка, театр и пр. живут и развиваются в определенные исторические эпохи, характеризуются определенным художественным стилем (или стилями). Почти вся история искусства является историей художественных стилей.
РЕАЛИЗМ
Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно -- к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).
МОДЕРНИЗМ
Совокупное
наименование художественных тенденций,
утвердивших себя во второй половине
19 века в виде новых форм творчества,
где возобладало уже не столько
следование духу природы и традиции,
сколько свободный взгляд мастера,
вольного изменять видимый мир по своему
усмотрению, следуя личному впечатлению,
внутренней идее или мистической грезе
(веяния эти во многом продолжили линию
романтизма). Наиболее значительными,
часто активно взаимодействующими, его
направлениями были импрессионизм, символизм
и модерн. Новые художественные направления
обычно заявляли о себе как искусстве
в высшей степени "современном" (отсюда
-- само происхождение термина), наиболее
чутко реагирующем на ритмику повседневно
охватывающего нас "текущего" времени.
Образ свежей, сиюминутной современности
ярче всего проявился в импрессионизме,
который как бы остановил "прекрасное
мгновение". Символизм и модерн отбирали
из этих "мгновений" те, что наиболее
экспрессивно выражали "вечные темы"
человеческого и природного бытия, соединяя
прошлое, настоящее и будущее в единый
цикл памяти-восприятия-
СИМВОЛИЗМ
Направление
в европейском и русском
АВАНГАРДИЗМ
Cовокупное
название сложившихся в 1900-е
годы художественных тенденций,
КУБИЗМ
Авангардистское
течение в изобразительном
ДАДАИЗМ
Авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Выразился в отдельных скандальных выходках -- заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 20-е гг. Дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии -- с экспрессионизмом.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение -- главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский ); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс ).
СЮРРЕАЛИЗМ
Направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом -- разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги ) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.
ФУТУРИЗМ
Футуризм - (от лат. futurum - будущее) литературно-художественное течение в искусстве 1910-x годов. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Важной художественной идеей футуризма стал поиск пластического выражения стремительности движения как основного признака темпа современной жизни. Русская версия футуризма носила название кубофутуризм и была основана на соединении пластических принципов французского кубизма и европейских общеэстетическиx установок футуризма. Название (от латинского "футурум" - "будущее") особого модернистского течения в европейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать "искусство будущего", футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации - больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественность впечатлений современного им человека, городского жителя. Футуризм зародился в Италии.
ФОВИЗМ
Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Её участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность ("краски буквально взрывались от света", -- писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета -- характерные черты фовизма.
ВОРТИЦИЗМ
Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь - vortizto). Подобно футуризму, вортицизмрезкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. (Бомберг, Льюис)
КОНСТРУКТИВИЗМ
Направление
в изобразительном искусстве, архитектуре
и дизайне 20 в., поставившее своей
целью художественное освоение возможностей
современного научно-технического прогресса.
В зодчестве тесно примыкает
к рационализму и функционализму.
Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на
базе кубизма и футуризма, разделившись
вскоре на два обособленных (хотя и постоянно
взаимодействующих) потока: "конструктивизм
социальный", тесно связанный с задачами
"социальной инженерии", создания
нового человека путем радикального преобразования
окружающей его предметно-материальной
среды (эта линия наиболее интенсивно
развивалась в Советской России 1920-х гг.,
в теории и практике ЛЕФа, в производственном
искусстве) и "конструктивизм философский"
(более характерный для капиталистических
стран), ставящий социально-преобразовательные
цели в более отвлеченно-созерцательном
плане (прежде всего -- в различных видах
геометрической абстракции). Обе традиции
вошли в кинетизм, пародийно отразившись
в деконструктивизме.
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Абстракционизм
как направление в
СУПРЕМАТИЗМ
Супрематизм (от лат. supremus -- высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja -- превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич.
АРТ ДЕКО
Арт деко (фр. art deco) - стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. для которого характерно: сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма; использование выразительных форм "технического дизайна" (в основном материалы и стилистика модных "обтекаемых форм", заимствованная у новейших моделей автомобилей и локомотивов). Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития. Экзотический и яркий, стиль Арт деко - самый загадочный стиль XX столетия. Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю Casa-коллецию 2005/2006 годов сделал в лучших традициях арт деко.
КУБОФУТУРИЗМ
Локальное
направление в русском