Психология творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…....………...5
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………….……...6
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА…………………...………………………………………………….7
4. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………10
5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………..11
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………22
7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН…………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..………27

Файлы: 1 файл

творчество.docx

— 255.24 Кб (Скачать)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………………….3

1. Сущность и понятие технического творчества…....………...5

2. Особенности технического творчества………………….……...6

3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА…………………...………………………………………………….7

4. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ –  ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………10

5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………..11

6. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ  ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………22

7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН…………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….…26

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном  этапе развития экономики страны приоритет отдается инновационной  деятельности предприятий, что должно привести к росту потребности  в специалистах, осуществляющих профессиональную творческую деятельность. Традиционно  сложившийся педагогический процесс  в учреждениях системы начального профессионального образования  в основном ориентирован на подготовку рабочих и специалистов для массового  производства, на котором, считается, будут  востребованы только репродуктивные знания и умения рабочего в определенной профессиональной области, а также  навыки выполнять стандартные рабочие  операции на стандартном (зачастую устаревшем) оборудовании. При такой ориентации учебный процесс осуществляется в виде предъявления знаний, фактов в готовом виде и деятельности учащихся «по образцу». Этот подход ориентирует учащегося на репродуктивную деятельность, интеллектуальную пассивность  и безынициативность, потребительское  отношение к обучению.

Некоторые авторы совершенно справедливо отмечают, что  существующее обучение, как правило, культивирует у учащихся качества исполнителя  и слабо развивает способности  к творчеству. Это отрицательно сказывается  на будущей профессиональной деятельности учащихся. Как показывает опыт, молодые  рабочие и специалисты не всегда проявляют способности к изобретательской и рационализаторской деятельности.

Техническое творчество учащихся, их активное участие  в изобретательской и рационализаторской деятельности открывают дополнительные возможности для профессионального  становления, духовного и интеллектуального  развития в условиях профессионального  учебного заведения.

В связи с  этим приоритет отдается инновационным  методам и моделям обучения, которые  предполагают постановку перед учащимся проблемной ситуации. Важнейшими видами деятельности учащегося становятся: а) систематическое (логически выстроенное) исследование-решение проблемы; б) дискуссионная (коммуникативно-диалоговая) деятельность; в) игровая имитация и моделирование (М.В. Кларин). А наряду с предметно-содержательными  учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем  и т.д.) особым результатом обучения становится рефлексивно осмысляемый  опыт поисковой деятельности.

Одним из направлений, позволяющих осуществлять целенаправленное развитие технического творчества, является Теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер), возможности которой недостаточно использованы в системе начального профессионального образования. Методы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяют разрешать творческие профессионально-ориентированные проблемные ситуации в процессе профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов.

Творчество  — процесс деятельности, создающий  качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его  результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может  получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям  или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении  с продуктами производства.

Творчество  — это:

-деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

-создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

-процесс создания субъективных ценностей.

Цель работы – исследовать психологию творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и понятие технического творчества

 

Содержание  труда человека в современных  условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем  проявления творчества. Причем наблюдается  объективная тенденция – с  развитием общества интенсивность  и количество физического труда  убывает, а интеллектуального, творческого  возрастает. Изменяется и оценка труда  и труженика. Все большую общественную значимость приобретает творческий  труд, а значит и творчески работающий  человек.

В современных  условиях проблеме творчества и творческой  личности уделяют вниманию философы, социологи, педагоги, психологи. Убедительно  доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

Важным является вывод психолого–педагогической  науки о том, что творческие способности  необходимо развивать с раннего  возраста. В педагогике считается  доказанным, что если к творческой  деятельности не начать приучать с  достаточно раннего возраста, то ребенку  будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы.
Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить.

Общим путем  развития творческих способностей является включение детей в творческую деятельность. Как известно главный труд детей - учеба. Поэтому надо сделать этот труд учащихся творческим.

В трудовом обучении еще в большей мере, чем  по другим учебным предметам, используются репродуктивные методы обучения. Учителя  редко прибегают к решению  технических задач, использованию  проблемности, техническому эксперименту, эвристическим беседам и т.д. Требует  значительного углубления политехнический принцип обучения. На современном  этапе развития науки и техники  трудовое обучение надо поставить так, чтобы учащиеся не только знакомились  с современными достижениями в технике  и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были причастны, пусть даже в самом малом к  совершенствованию производства.

Можно утверждать, что только в процессе обучения в  школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т.д [8,с.58].

 

 

 

 

2. Особенности технического творчества

Детское техническое  творчество учащихся – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству.

В определении  понятия «детское техническое творчество»  существуют 2 точки зрения – педагогическая и психологическая.

Педагоги  рассматривают детское техническое  творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как  один из эффективных способов трудового  воспитания и политического образования.

Психологи в  детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей  к определенному виду творчества, установленного уровня их формирования и последовательности развития. Другими  словами, у психологов важны методы правильной диагностики творческих способностей учащихся, которые  помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

С учетом педагогической  и психологической точек зрения детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Новое в детском  техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или  принятое решение является новым  только для его создателя, однако педагогическая польза творческого  труда несомненна.

Результат творческой  деятельности учащихся – комплекс качеств творческой личности:

· умственная активность;

· стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы;

· самостоятельность в решении поставленной задачи;

Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие [2,с.82].

 

 

 

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

 

 Проблема  творческости является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Однако творческость чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это выступает в традиционном для психологии психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. Но и в более поздних исследованиях посвященных изучению креативных процессов (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник и другие), креативность остается одной из составных частей интеллектуальной одаренности. При всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы творческости бралась "регрессия, обслуживающая Эго" (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения творческости как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование "третичных процессов". И наконец, креативность стала рассматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты. Таковы представления о "сверхрациональности" творчества (Р. Мэй, 1958), а также о творческости как о двуедином "янусовом мышлении" и "гомопространственном мышлении" (А. Ротенберг, 1965) [7,с.48].

Для нас существенно  то, что при всех различиях указанные  подходы рассматривают творческость как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой творческости является наличие продукта, или решение задачи.

 В качестве  отдельного направления исследований  одаренности может быть выделен  личностный подход.

 В рамках  этого подхода исследуются характерологические,  эмоциональные, мотивационные, коммуникативные  качества личности одаренных  людей, в результате чего создается  их обобщенный личностный портрет.

 К этому  направлению могут быть отнесены  работы К. Тэйлора, К. Кокс, Э. Роу и других. Фактически при этом одаренность описывается через перечисление определенных личностных качеств, что соответствует задаче диагностики и отбора, но ничего не говорит ни о природе, ни о путях ее развития.

 В современных  исследованиях предпринимается  попытка преодолеть ограниченность  указанных подходов; одаренность  признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы. К исследованиям  этого направления, которое можно  назвать синтетическим, относятся  работы Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюзена, А. Танненбаума, Р. Стернберга, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер и других. Это направление позволяет во многом преодолеть односторонность перечисленных выше подходов, однако творческость определяется в нем описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

При рассмотрении творческости как аспекта интеллекта она фактически оценивается по результату; основным критерием творческости мыслительного акта является его результативность. Так называемый личностный подход на самом деле является логическим следствием представления о творческости как об аспекте интеллекта, поскольку в нем изучаются личностные особенности людей, достигающих высоких результатов в области мыслительной деятельности. Поэтому закономерно, что синтетический подход, который пытается разрешить это мнимое противоречие, по сути, остается на тех же позициях, признавая основным критерием творческости продуктивность решения мыслительной задачи [10,с.72].

Информация о работе Психология творческой деятельности