Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:01, контрольная работа
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…....………...5
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………….……...6
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА…………………...………………………………………………….7
4. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………10
5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………..11
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………22
7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН…………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..………27
Контрольная работа
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Минск 2012
|
7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
На современном
этапе развития экономики страны
приоритет отдается инновационной
деятельности предприятий, что должно
привести к росту потребности
в специалистах, осуществляющих профессиональную
творческую деятельность. Традиционно
сложившийся педагогический процесс
в учреждениях системы
Некоторые авторы
совершенно справедливо отмечают, что
существующее обучение, как правило,
культивирует у учащихся качества исполнителя
и слабо развивает способности
к творчеству. Это отрицательно сказывается
на будущей профессиональной деятельности
учащихся. Как показывает опыт, молодые
рабочие и специалисты не всегда
проявляют способности к
Техническое
творчество учащихся, их активное участие
в изобретательской и рационализаторской
деятельности открывают дополнительные
возможности для
В связи с этим приоритет отдается инновационным методам и моделям обучения, которые предполагают постановку перед учащимся проблемной ситуации. Важнейшими видами деятельности учащегося становятся: а) систематическое (логически выстроенное) исследование-решение проблемы; б) дискуссионная (коммуникативно-диалоговая) деятельность; в) игровая имитация и моделирование (М.В. Кларин). А наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом обучения становится рефлексивно осмысляемый опыт поисковой деятельности.
Одним из направлений,
позволяющих осуществлять целенаправленное
развитие технического творчества, является
Теория решения изобретательских задач
(Г.С. Альтшуллер), возможности которой
недостаточно использованы в системе
начального профессионального образования.
Методы Теории решения изобретательских
задач (ТРИЗ) позволяют разрешать творческие
профессионально-
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это:
-деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
-создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
-процесс создания субъективных ценностей.
Цель работы – исследовать психологию творческой деятельности.
Содержание труда человека в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Изменяется и оценка труда и труженика. Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют вниманию философы, социологи, педагоги, психологи. Убедительно доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.
Важным является
вывод психолого–
Общим путем развития творческих способностей является включение детей в творческую деятельность. Как известно главный труд детей - учеба. Поэтому надо сделать этот труд учащихся творческим.
В трудовом
обучении еще в большей мере, чем
по другим учебным предметам, используются
репродуктивные методы обучения. Учителя
редко прибегают к решению
технических задач, использованию
проблемности, техническому эксперименту,
эвристическим беседам и т.д. Требует
значительного углубления политехнический
принцип обучения. На современном
этапе развития науки и техники
трудовое обучение надо поставить так,
чтобы учащиеся не только знакомились
с современными достижениями в технике
и на производстве, но и получали
обобщенные знания о них, были причастны,
пусть даже в самом малом к
совершенствованию
Можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т.д [8,с.58].
Детское техническое творчество учащихся – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству.
В определении понятия «детское техническое творчество» существуют 2 точки зрения – педагогическая и психологическая.
Педагоги
рассматривают детское
Психологи в
детском техническом творчестве
больше внимания уделяют своевременному
выявлению у учащихся способностей
к определенному виду творчества,
установленного уровня их формирования
и последовательности развития. Другими
словами, у психологов важны методы
правильной диагностики
С учетом педагогической
и психологической точек зрения
детское техническое творчество
– это эффективное средство воспитания,
целенаправленный процесс
Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако педагогическая польза творческого труда несомненна.
Результат творческой деятельности учащихся – комплекс качеств творческой личности:
· умственная активность;
· стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы;
· самостоятельность в решении поставленной задачи;
Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие [2,с.82].
Проблема творческости является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Однако творческость чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это выступает в традиционном для психологии психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. Но и в более поздних исследованиях посвященных изучению креативных процессов (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник и другие), креативность остается одной из составных частей интеллектуальной одаренности. При всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.
Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы творческости бралась "регрессия, обслуживающая Эго" (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения творческости как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование "третичных процессов". И наконец, креативность стала рассматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты. Таковы представления о "сверхрациональности" творчества (Р. Мэй, 1958), а также о творческости как о двуедином "янусовом мышлении" и "гомопространственном мышлении" (А. Ротенберг, 1965) [7,с.48].
Для нас существенно
то, что при всех различиях указанные
подходы рассматривают
В качестве
отдельного направления
В рамках
этого подхода исследуются
К этому
направлению могут быть
В современных
исследованиях предпринимается
попытка преодолеть
При рассмотрении творческости как аспекта интеллекта она фактически оценивается по результату; основным критерием творческости мыслительного акта является его результативность. Так называемый личностный подход на самом деле является логическим следствием представления о творческости как об аспекте интеллекта, поскольку в нем изучаются личностные особенности людей, достигающих высоких результатов в области мыслительной деятельности. Поэтому закономерно, что синтетический подход, который пытается разрешить это мнимое противоречие, по сути, остается на тех же позициях, признавая основным критерием творческости продуктивность решения мыслительной задачи [10,с.72].