Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:01, контрольная работа
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…....………...5
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………….……...6
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА…………………...………………………………………………….7
4. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………10
5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………..11
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………22
7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН…………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..………27
К синтетическому
подходу в отечественной
Неразрывность творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка показана в работах Н.С. Лейтеса, уделяющего особое внимание роли возрастных особенностей в творческом развитии ребенка.
Подход к
одаренности как к
Указанные исследования представляют собой существенный вклад в изучение проблемы творческости и позволяют понять многие механизмы интеллектуального творческого акта.
Нами творческость понимается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности - это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости, с нашей точки зрения, не предметны (в смысле наличия продукта - материального или идеального), а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности. Основными процессуальными характеристиками творческости являются следующие: а) творческость развертывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия; б) творческость всегда в той или иной форме адресована другому человеку.
Эти характеристики логически вытекают из рассмотрения творческости как реализации собственной индивидуальности, так как человеческая индивидуальность проявляется в процессе межличностного общения (прямого или опосредованного) и всегда в той или иной мере является предъявлением своей индивидуальности другому человеку.
Как показывают
исследования гуманистических
Способность ставить и решать задачи разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой деятельности человека. Необходимость повседневно решать противоречия жизненных обстоятельств (задач) породила потребность в знаниях, а необходимость оперирования знаниями привела к развитию мышления. Человек к этому так привык, что понятие «задача» не связывает с повседневной жизнью, а относит его к категориям педагогики, науки.
Техническая
деятельность в этом плане не является
исключением. Наоборот, с появлением
техники количество задач значительно
увеличивалось, а сложность их возрастала
во много раз. Если при решении
повседневных задач человек обходится
знаниями, приобретенными, в процессе
жизненного опыта, то для решения
технических задач
Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об использовании задач не только для открытия знания, но и для обучения детей технике, развитию их технического мышления.
В большинстве
технических задач заложено то или
иное противоречие. Этим и объясняется
их творческий характер. Противоречие
является движущей силой решения
технических задач, т.е. причиной
возникновения проблемной
При решении учебной технической задачи, так же как изобретательской, заложенное в задаче противоречие вызывает у ученика состояние проблемной ситуации, которое активизирует его познавательную деятельность на протяжении решения задачи. В ходе поиска решения основного противоречия и противоречий, возникающих в процессе решения задачи, как изобретатель, так и ученик оперируют имеющимися знаниями, приобретают новые знания, широко используют операции мышления (сравнение, противопоставление, анализ, синтез и др.), ассоциативные связи, возможности памяти, аналогии и другие приемы, позволяющие не только решить задачу, но и развивать интеллектуальную сферу ученика.
Тщательный
анализ процесса технического творчества
учащихся показывает, что его можно
представить как решение
5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Целью методов
творчества является ускорение процесса
решения проблем и повышение
качества решения (уменьшение общественно-необходимого
труда на единицу производимых жизненных
благ). Основой методов служат законы
развития техники и психологические
особенности творческого
В работе [14, с.96] дана классификация методов поиска решений по типу стратегии поиска (три класса):
-эвристические методы (стратегия случайного поиска);
-методы функционально-структурного исследования объектов;
-класс комбинированных алгоритмических методов (стратегия логического поиска).
В число эвристических методов входят такие методы как [14,с.98]:
-"мозговой штурм" (А. Осборн: разделение в пространстве и во времени генераторов идей и критиков);
-синектика (У. Гордон);
-фокальные объекты (Ч. Вайтинг);
-гирлянды случайностей и ассоциаций (Г. Буш, СССР);
-списки контрольных вопросов (Д. Пойа, А. Осборн, Т. Эйлоарт).
Эвристические методы не могут гарантировать получения оптимального варианта решения, так как объект специально не изучается.
К классу функционально-структурного исследования относят следующие методы [14,с.100]:
-морфологический анализ (Ф. Цвикки, 30-е гг.);
-матрицы открытия (А. Моль);
-десятичные матрицы поиска (Р. Повилейко, Новосибирск);
-функциональное конструирование (Р. Коллер);
-морфологическое классифицирование (В. Одрин).
Эти методы
отличаются лишь реализацией системного
исследования структур и функций
объектов. Это больше относится к
методам математического
В [14,с.102] перечислены основные этапы морфологического анализа по Ф. Цвикки.
-Формулировка задачи с указанием условий и ограничений.
-Составление структуры объекта и его функций как основы для решения задачи.
-Составление возможных вариантов реализации отдельно по каждому признаку (свойству).
-Оценка всех полученных вариантов решения задачи.
-Выбор наиболее предпочтительного варианта решения задачи.
К классу комбинированных алгоритмических методов относятся [14,с.112]:
-алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ (Г. Альтшуллер, РФ);
-обобщенный эвристический метод (А. Половинкин);
-комплексный метод поиска решений технических проблем (Б. Голдовский);
-фундаментальный метод проектирования (Э. Мэтчетт);
-эволюционная инженерия (С. Пушкарев)[14,с.113].
Таким образом,
решение задачи зависит от характера
задачи, от степени полноты и
Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека (единство познания и преобразования), [14,с.120]. Структура творческого процесса есть последовательность этапов: Мотивация (Потребность) -> Целепологание -> Сбор Информации -> рождение новой Идеи -> формирование Образа будущего -> Воплощение в жизнь [14, с.124].
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – раздел теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, предназначенный для решения нестандартных (с точки зрения ТРИЗ) задач повышенной сложности.
АРИЗ разработан Генрихом Альтшуллером и представляет собой алгоритмическую программу для детального анализа задачи с пошаговым продвижением к решению[14,с.125].
АРИЗ включает три основные компоненты:
-программу,
-информационное обеспечение,
-методы управления психологическими факторами.
Программа АРИЗ представляет собой последовательность операций по выявлению и разрешению противоречий, анализу исходной ситуации и выбору задачи для решения, синтезу решения, анализу полученных решений и выбору наилучшего из них, развитию полученных решений, накоплению наилучших решений и обобщению этих материалов для улучшения способа решения других задач. Структура программы и правила ее выполнения базируются на законах и закономерностях развития техники.
Методы управления
психологическими факторами необходимы
вследствие того, что программа АРИЗ
предназначена не для компьютера,
а задачи решаются человеком. При
решении изобретательских задач
у решателя возникает [психологическая
инерция], которой необходимо управлять.
Кроме того, эти методы позволяют
[развитие творческого воображения|
Решение задач по АРИЗ представляет собой последовательность по выявлению и разрешению противоречий, причин, породивших данные противоречия и устранению их использованием информационного фонда. Так выявляются причинно-следственные связи, суть которых - углубление и обострение противоречий. Для этого в АРИЗ рассматриваются три вида противоречий:
-Поверхностное противоречие (ПП)
-Углубленное противоречие (УП)
-Обостренное противоречие (ОП).
Г. Альтшуллер их назвал соответственно:
-Поверхностное – административным противоречием (АП);
-Углубленное – техническим противоречием (ТП);
-Обостренное – физическим противоречием (ФП).
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) состоит из 9 этапов:
1. Выбор задачи.
2. Построение модели задачи.
3. Анализ модели задачи.
4. Формулирование
ИКР (идеального конечного
5. Выявление противоречий.
6. Разрешение противоречий: в системе, во времени, в пространстве, в структуре, в отношениях.
7. Развитие полученного ответа.
8. Анализ хода решения.
9. Выводы.
ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку. Решение изобретательских задач строится на системе логических операций (рисунок 5.2) в (ПРИЛОЖЕНИИ В).
В ТРИЗе принято еще одно определение «системы», более точное и глубокое по сути: системой называется некоторое множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов этой системы. Целостная система является трехуровневой и состоит из системы, подсистемы и надсистемы (рисунок 5.3).
Рисунок 5. 3 - Основные элементы системы
Системный подход к развитию техники — один из основных принципов ТРИЗ в приложении к изобретательству — означает умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему во всей ее сложности, со всеми связями, изменениями, сочетая разные, но взаимодополняющие друг друга подходы:
а) компонентный, изучающий состав системы (наличие в ней подсистем, ее надсистемы);
б) структурный (взаимное расположение подсистем в пространстве и во времени, связи между ними);
в) функциональный (функциональные системы, взаимодействие ее подсистем);
г) генетический (становление системы, последовательность ее развития, замена одной системы другой)[12,с.92].
Метод мозгового штурма один из наиболее известных и применяемых для коллективного поиска решений. Его создал в 30-е годы американский исследователь А. Осборн. Основная цель метода - настроить группу специалистов так, чтобы каждый из них сделал как можно больше предложений по обсуждаемой проблеме. Работу проводят в несколько этапов: подготовка, проведение штурма, оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных из них [4,с.134].