Психология творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…....………...5
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………….……...6
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА…………………...………………………………………………….7
4. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………10
5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………..11
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………22
7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН…………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..………27

Файлы: 1 файл

творчество.docx

— 255.24 Кб (Скачать)

Тактика базовой  детали подразумевает использование  какой-то одной части объекта, которая  служит основой для последующего построения всех остальных частей.

Тактика автоматизации  связана с выделением в целом  объекте какой-то отдельной части  и последующей перестройкой других частей.

Тактика последовательного  подчинения предусматривает действия по цепи в определенной последовательности, когда поочередно строят все части  объекта без пропусков.

Тактика смещения или перестановки направлена на изменение  расположения какой-либо детали в пределах одного и того же объекта.

Тактика дифференциации направлена на специальное разделение структур и функций в объектах.

Кроме перечисленных  выше тактик, в системе "Карус" применяют и следующие методы.

Метод временных  ограничений (МВО) предусматривает  тренировку с целью учета влияния  временного фактора на умственную деятельность, а также решение задач в  условиях дефицита информации.

Метод внезапных  запрещений (МВЗ) заключается в запрещении решающему задачу использовать определенные средства (как правило, хорошо освоенные). Применение этого метода дает возможность  тренировать гибкость мышления.

Метод скоростного  эскизирования (МСЭ) применяется для диагностики мыслительной деятельности, способствует повышению контроля над этой деятельностью.

Метод новых  вариантов (МНВ) основан на требовании находить все новые варианты решения  задачи.

Метод информационной недостаточности (МИН) применяется  тогда,.когда ставится задача особой активизации деятельности на первых этапах решения. Суть этого метода состоит в постановке задачи при явном недостатке данных, необходимых для решения. Недостающую информацию выдают только по запросу обучаемых.

Метод информационной перенасыщенности (МИП) основывается соответственно на включении в условие задачи заведомо излишних сведений.

Метод абсурда (МА) заключается в предложении  решить заведомо невыполнимую задачу и применяется для выявления  стиля творческой деятельности.

Метод ситуационной драматизации (МСД) связан с введением  помех в ход решения. Это могут  быть вопросы преподавателя, сбивающие  с хода решения задачи, или введение в процессе работы новых условий.

Анализ методов, используемых в системе "Карус", показывает, что gредназначен для индивидуальной работы [9,с.160].

Морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, который применил этот подход в 30-е годы к решению астрофизических проблем и предсказал благодаря этому существование нейтронных звезд. Морфология — это раздел биологии, изучающий формы и строение живых организмов без рассмотрения их функционирования. Изучение формы и строения объектов (товаров), заимствованное из морфологии, успешно применяется для широкого круга задач, в том числе маркетинговых, связанных с проектированием новых товаров. Метод включает следующие шаги:

1) выбирается  объект или товар; 

2) составляется  список основных характеристик  или частей объекта; 

3) для каждой  характеристики или части перечисляются  ее возможные исполнения;

4) выбираются  наиболее интересные сочетания  возможных исполнений всех частей  объекта. 

Для целей  рекламы использование этого  метода предполагает использование  следующих шагов:

1) определяется  объект рекламирования: товар, торговая  марка, предприятие; 

2) составляется  список основных характеристик  объекта (атрибутов) и на основе  исследований потребительских предпочтений  выбираются самые значимые;

3) для каждой  характеристики или атрибута  торговой марки перечисляются  преимущества, связанные с этой  характеристикой или атрибутом; 

4) выбираются  наиболее интересные сочетания  возможных исполнений и формируется  концепция рекламного сообщения,  в основе которой лежит творческая  идея, на которой будет «держаться»  вся рекламная кампания.

Анализ удобно вести с помощью многомерной  таблицы, получившей название «морфологического  ящика», в которой выбранные характеристики или части объекта играют роль основных осей (таблица 5.1).

Таблица 5.1 - Матрица поика новых идей в рекламе на основе морфологического анализа

Типы впечатления

Потенциальные виды аргументации

рациональная

сенсорная  

социальная  

свидетельство, мнение эксперта

использование отрицательных мотивов

Впечатление от процесса использования

1

2

3

4

5

Впечатление от результатов использования

6

7

8

9

10

Впечатление от ситуации использования

11

12

13

14

15

Использование юмора  

16

17

18

19

20


Довольно  очевидны ограничения метода «морфологического  анализа». Редко когда рекламируемый  объект имеет множество равноправных характеристик: как правило, одни характеристики более важны, другие — менее; одни — главные, другие — подчиненные. Именно поэтому так необходимо перед  началом поиска новой идеи провести полный анализ поставленной задачи и  полный анализ ресурсов. При этом следует  учесть, что для решения одной  задачи можно создать несколько  «морфоящиков», задавая по выбору основные искомые требования и их характеристики [7,с.145].

Стратегия «семикратного поиска» Г. Буша. В отличие от большинства других авторов концепций изобретательства, которые, как правило, почти не упоминают результаты и идеи других исследователей, Буш стремится как можно полнее охватить весь опыт теоретических разработок вопросов технического творчества. По его оценкам насчитывается около тридцати оригинальных методик и более трехсот приемов решения изобретательских задач. Обосновывая идею алогичности оригинальных изобретательских идей, Буш пишет: «Как это ни парадоксально, но чтобы найти оригинальную идею решения конкретной изобретательской задачи, важнее думать не о ней, а о посторонних на первый взгляд вещах» [3, с. 74]. Стратегия семикратного поиска относится к классу эмпирических рациональных методов. В методике Буша изобретательский процесс разделяется на следующие семь этапов (стадий).

1. Анализ  проблемной ситуации, общественных  и личных потребностей.

2. Анализ  функций аналогов и прототипа.  Выявление оптимальных условий  потребления и эксплуатации. Определение  актуальных и второстепенных  функций. 

3. Постановка  задачи. Формулировка задачи в  общем виде, определение требуемого  уровня решения. 

4. Генерирование  изобретательских идей, направленных  на лучшее выполнение объектом  его функционального назначения. Выбор и использование эвристических  средств. 

5. Конкретизация  идей (структура, конструкция, форма,  материал, операции и их последовательность).

6. Оценка  альтернатив и выбор рациональных  вариантов решения, отбор оптимального  варианта.

7. Упрощение,  развитие и реализация решения. 

Этот метод  восходит к рекомендации древнеримского ритора Квинтиллиана, согласно которой  для полной характеристики события  нужно ответить на следующие вопросы: кто, что, где, чем, зачем, как, когда? Буш  полагает, что эти семь ключевых вопросов очень эффективны на первых этапах выявления проблемы и формулирования изобретательской задачи, особенно если их использовать во взаимных сочетаниях, комбинациях [3,с.83].

6. Технология организации коллективной творческой деятельности

 

Технология  коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система  ключевых мероприятий, которые благодаря  целенаправленной деятельности педагогов  направлены на комплексное решение  задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная  школьная жизнь действительно стала  важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе  превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение  педагогического процесса.

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными  сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и  воспитанников.

Подготовка  мероприятия (КТД) предполагает на своем  завершающем этапе строгое распределение  ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени  его проведения.

Начало мероприятия  как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной  предметной деятельности, объем которой  должен соответствовать возрасту воспитанников  и поставленным задачам. Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Очередная стадия технологии коллективного творческого воспитания - коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общее собрание коллектива или специальный сбор-"огонек", посвященный результатам данного дела. Технология коллективного творческого воспитания не завершается подведением итогов. На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы КТД, выполняются те решения, которые были приняты на общем собрании, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело.

Технологию  коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более  уповать на нее как на универсальное  средство, когда коллектив еще  не сформирован. Если большие мероприятия  могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно  педагог проводит те или иные малые  мероприятия, решает множество более  или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности [6,с.96].

7. Формирование навыков дивергентного мышления в процессе преподавания технических дисциплин

  Считается, что в основе креативного мышления лежат дивергентные свойства - способность выдвигать много в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта, технической задачи. Дж. Гилфорд различал два типа мыслительных операций: конвергенцию (нахождение единственно верного решения) и дивергенцию (варьирование путей решения и множество правильных ответов).

Наиболее  перспективной и интересной для  исследования технического творчества представляется концепция креативности В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой [4,с.165]. В соответствии с ней, главной операцией, которая "работает" в ходе творческого процесса, является операция сравнения, установления смысловой связи между элементами, а эта связь может быть установлена на основе: 1)репродукции, 2)смыслового синтеза, 3)случайного соединения без нахождения семантических связей.

Оригинальные  ответы (также, как и решения технических  задач) получаются при абстрагировании (выделении) одних аспектов предмета и отвлечении от других его аспектов. Выделение латентных, неочевидных  признаков изменяет смысловую иерархию их значимости, и предмет предстает  в новом свете. Так возникает  эффект неожиданности, оригинальности (рисунок 7.1).

 

 

Рисунок 7.1 - Классификация ассоциаций на шкале семантической удаленности

 

Креативность  мышления студента проявляется в  формуле изобретения: ограничительная  часть - это постановка задачи или  стимул, а также первоначальный контекст, цель - это мотивация (одобрения, достижения, избегания), отличительная часть - семантический синтез нового смысла, связанного со стимулом в новом контексте, характеризующемся проведением смысловых связей с прежним контекстом. Другими словами, изобретательский уровень решения технической задачи тем выше, чем больше его семантическая удаленность от стимула, но без потери семантических связей. Косвенным образом это проявляется в количестве и качестве отличительных признаков.

Сквозная  методика креативного обучения позволяет  получить дополнительную информацию о  творческих чертах личности.

Первое, что  обращает на себя внимание при чтении контрольных работ и формулы  изобретения - это тип мышления студента. Если он решил техническую задачу, придумав способ, то он, скорее всего, использует операционное мышление. Если предложил  устройство - то он лучше владеет  предметным мышлением.

Благодаря лингвистическому анализу текста формулы и описания изобретения можно установить характер доминирующей репрезентативной системы  студента: визуальная, аудиальная или  кинестетическая. Студенты с операционным типом мышления конструируют "фильм" (технологический процесс), а с  предметным типом - "памятник" (устройство, конструкцию). Работы, выполненные ими, имеют хороший изобретательский уровень.

Информация о работе Психология творческой деятельности