Психология творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…....………...5
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………….……...6
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА…………………...………………………………………………….7
4. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………10
5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………..11
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………22
7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН…………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..………27

Файлы: 1 файл

творчество.docx

— 255.24 Кб (Скачать)

На этапе  подготовки четко формулируют и  записывают (в общих понятиях) задачу, затем ее разбивают на максимальное число подзадач. При этом можно  использовать специальные вопросы: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что  конкретно и как должно быть сделано  и др. В подготовку включают также  подбор фактического материала (аналог объекта, данные о принципах действия, причинах неудач, о различного рода ограничениях и т. п.). На этом же этапе  осуществляют выбор участников поисковой  группы, которые делятся на генераторов (люди, обладающие богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (люди с аналитическим складом  мышления, квалифицированные специалисты). Эксперты не принимают участия в  поиске решений. Они их затем оценивают.

Благодаря определенным правилам организации и проведения мозгового штурма (запрет критики  высказываемых идей, психологическая  совместимость участников, поощрение  шуток, каламбуров, заинтересованность участников, свободная непринужденная форма обсуждения и др.) за короткий промежуток времени можно получить большое число самых разнообразных  решений стоящей перед участниками  задачи. Из этих идей затем эксперты выбирают и развивают наилучшие. Предварительного обучения участников не требуется, обычно бывает достаточно инструктирования. Руководит мозговым штурмом так называемый ведущий - специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постановки проблем. Число участников обычно составляет 5-15 человек, штурм длится 30-45 мин. Обсуждение проводят в быстром темпе. Все  идеи фиксируют, для чего используют запись на магнитофоны или стенографию.

Существует  несколько разновидностей мозгового  штурма. В частности, известен вариант, когда участники записывают свои идеи самостоятельно на специальных  карточках (на это дается 10 мин), а  затем по очереди зачитывают их вслух, остальные записывают на своих карточках  мысли, вызванные услышанным. Запись идей на карточках сокращает время, необходимое для классификации результатов.

Определенный  интерес представляет так называемый обратный мозговой штурм. Его используют для решения конкретных задач. На первом этапе все внимание концентрируют  на выявлении всевозможных недостатков  объекта. Анализ вскрывает недостатки, ограничения, дефекты и противоречия, имеющиеся в конкретной идее или  техническом объекте, который требуется  разработать или усовершенствовать. Предварительную их оценку проводят участники сессии, более тщательную - эксперты, которые вычеркивают  явно ошибочные утверждения, уточняя  тем самым перечень обнаруженных недостатков. На втором этапе обратного  штурма ведут поиск путей ликвидации недостатков, причем используют правила  обычного мозгового штурма.

Один из основных недостатков мозгового штурма - отсутствие времени на глубокое осознание задачи. Кроме того, для многих людей более  эффективным является процесс индивидуального  творчества [11,с.125].

Слово "синектика" в переводе с греческого означает совмещение разнородных элементов. Метод синектики предложил американский исследователь У. Гордон в середине 50-х годов [13,с.132].

В основу синектики положен мозговой штурм. Однако обычный мозговой штурм проводят люди, которые не обучены специальным творческим приемам. Синектика же предполагает создание постоянных групп мозгового штурма. Такие группы, накапливая приемы, опыт, естественно, работают плодотворнее случайно подобранных коллективов. Синектика широко использует аналогии и ассоциации, помогающие находить новые идеи.

Решение задачи синектическая группа начинает ознакомлением с "проблемой, как она дана" (ПКД), затем уточняя превращает ее в "проблему, как она понимается" (ПКП). Далее группа осуществляет собственное решение, основанное, как пишет У. Гордон, на превращении непривычного в привычное и привычного в непривычное, т. е. на систематических попытках взглянуть на задачу с какой-то новой точки зрения и тем самым сбить психологическую инерцию. Достигается это двумя путями: применением аналогий и развитием неожиданных сочетаний, ассоциаций.

В синектике используют четыре вида аналогий. Прямая аналогия (ПА) предусматривает сравнение совершенствуемого объекта с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом живой природы. Личная аналогия (ЛА) или, как ее еще называют,эмпатия базируется на том, что решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Символическая аналогия (СА) является обобщенной, абстрактной аналогией. Фантастическая аналогия (ФА) предусматривает введение в задачу каких-нибудь фантастических существ, выполняющих то, что требуется по условиям задачи.

Ход синектического заседания (сессии) обязательно записывают на магнитофоне, а затем тщательно изучают запись с целью совершенствования тактики решения.

Определенный  интерес представляет набор требований к участникам работы (синекторам). Эти требования следующие:

- уметь абстрагироваться  от обычного суждения, мысленно  отвлечься от обследуемого объекта,  выделить сущность задания и  побороть привычный ход мышления;

- иметь склонность  к свободным раздумьям, доходя  до уровня фантазии;

- уметь задержать  дальнейшее развитие найденных  идей и верить в то, что впереди  появятся лучшие;

- благожелательно  воспринимать идеи даже в тех  случаях, когда они нечетко  сформулированы;

- обладать  целенаправленностью и иметь  твердую веру в успешное решение  задачи, быть уверенным в своих  изобретательских способностях  и способностях других участников.

- находить  в обычном необычное и в  необычном обычное, уметь усматривать  в ординарных предметах и явлениях  нечто особенное, использовать  это особенное в качестве исходного  пункта для развития творческого  воображения [13,с.127].

Метод гирлянд ассоциаций и метафор - метод предложен советским исследователем Г. Я. Бушем. Его цель - обеспечить поиск разработчиком решения изобретательских задач при дефиците информации, т. е. при невозможности использовать логические средства. В этом случае одним из средств служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разрабатываемые идеи. Таким образом в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика [3, с.135].

Основными этапами  метода при совершенствовании заданного  объекта являются следующие.

1. Определение  синонимов объекта и образование  из них первой гирлянды - гирлянды  синонимов. 

2. Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду - гирлянду случайных объектов.

3. Составление  комбинаций из элементов гирлянды  синонимов и гирлянды случайных  объектов. Комбинацию составляют  из двух элементов, соединив  последовательно каждый синоним  рассматриваемого объекта с каждым  случайным объектом.

4. Составление  перечня признаков случайных  объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить  возможно большее число признаков  в течение ограниченного времени, например, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование  идей путем поочередного присоединения  к техническому объекту и его  синонимам признаков случайно  выбранных объектов. Аналогично  образуют перечень новых конструкций,  получаемых путем поочередного  присоединения к гирлянде синонимов  признаков других случайных объектов.

6. Генерирование  гирлянд ассоциаций. Из признаков  случайных объектов, выявленных  на четвертом шаге, генерируют  гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака  гирлянды могут быть практически  неограниченной длины, поэтому  генерирование следует ограничить  по времени или по числу  элементов гирлянды. Если генерирование  гирлянды ассоциаций осуществляют  в коллективе, то каждый его  член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование  новых идей. К элементам гирлянды  синонимов технического объекта  поочередно пытаются присоединить  элементы гирлянд ассоциаций. На  этом шаге решают вопрос, есть  ли среди сочетаний синонимов  технического объекта с элементами  гирлянд ассоциаций достаточное  число оригинальных и заманчивых  идей. Если по предварительной  оценке таких идей мало, можно  продолжать образовывать гирлянды  ассоциаций, начиная с какого-нибудь  нового элемента гирлянд, созданных  на шестом шаге.

8. Оценка, и  выбор рациональных вариантов  идей. Генерирование новых вариантов  решения задач на предыдущих  шагах обычно дает достаточно  большое множество вариантов.  Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых  идей, как правило, всегда найдутся  оригинальные и рациональные. Отбор  вариантов рекомендуется производить  в несколько этапов.

9. Отбор наилучшего  варианта из рациональных осуществляют  разными способами. Весьма простым  и эффективным является способ  экспертных оценок [3].

Автор указывает, что приведенная модификация  метода является упрощенной и рекомендует  расширять и усиливать ее с  помощью таких дополнительных процедур, как, например, метафорическое описание и анализ проблемной ситуации, построение этимологических и парадигматических  гроздей понятий и их интерпретация, построение и интерпретация гроздей  и гирлянд метафор. С методом  Г. Я. Буша смыкается система "КАРУС".

Метод конструирования, получивший название системы "Карус", разработан также советским исследователем В. А. Моляко [9,с.154]. Он включает пять основных стратегий.

1. Стратегия  аналогизирования или поиск аналогов связана с использованием ранее известного объекта или его части, отдельной функции при создании нового объекта.

2. Стратегия  комбинирования (или комбинаторные  действия) предусматривает совместное  использование самых разнообразных  объектов и их функций для  построения нового объекта. Данная стратегия, по мысли автора, связана с различными перестановками, уменьшением и увеличением размеров, изменением расположения деталей в уже существующей конструкции.

3. Стратегия  реконструирующая (или реконструктивные  действия) основывается на реализации  принципа "наоборот". Если, например, в конструкции выполнялось вращательное  движение, то при реализации реконструирующей  стратегии может быть изменено  направление вращения или даже  тип передачи, прямоугольная деталь  заменена круглой и т. д.  По мнению автора системы, данная  стратегия реализует самый творческий  подход.

4. Универсальная  стратегия связана с применением  аналогизирования, комбинирования и реконструирования.

5. Стратегия  случайных подстановок дополняет  классификацию стратегий до полной. Суть таких подстановок состоит  в отказе от плана и осуществлении  поиска вслепую. 

Все пять перечисленных  стратегий направлены, по мнению автора, на структурно-функциональные преобразования. Эти стратегии в рамках метода осуществляют с помощью конкретных действий, сочетание которых составляет определенную тактику.

Ниже приводятся основные тактики.

Тактика интерполяции предусматривает включение в  уже имеющийся объект какой-либо новой части, которая будет соответствовать  искомой функции.

Тактика экстраполяции  связана с внешним добавлением  того или иного элемента к объекту.

Тактика редукции основана на уменьшении размеров, скоростей  и т. п.

Тактика гиперболизации предполагает увеличение размеров, форм, скоростей.

Тактика дублирования связана с точным использованием в новом объекте известной  детали, узла или функции.

Тактика размножения  предусматривает использование  в объекте не одной, а двух и  более одинаковых деталей или  же одну и ту же функцию выполняют  несколько элементов, узлов.

Тактика замены направлена на полную замену в объекте  определенной детали, узла.

Тактика модернизации направлена на приспособление объекта  к новым условиям.

Тактика конвергенции связана с преобразованиями, которые  основываются на сочетании в какой-то части двух противоположных особенностей или структур (например, в устройстве используют возвратно-поступательное движение в сочетании с колебательным).

Тактика деформации (трансформации) предполагает определенные изменения, например, устройства, которые, однако, не влияют на сущность структуры  или функции.

Тактика интеграции означает, что из уже известных  частей производят построение какого-то нового объекта.

Информация о работе Психология творческой деятельности