Психология творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…....………...5
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………….……...6
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА…………………...………………………………………………….7
4. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………10
5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………..11
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………22
7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН…………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..………27

Файлы: 1 файл

творчество.docx

— 255.24 Кб (Скачать)

Студенты  с другими типами репрезентации  испытывают определенные затруднения  с изобретательством. Это проявляется  в том, что они задают вопросы  типа "зачем, для чего", в то время, как визуалы задают вопросы типа "что" и "как".

В заключение следует отметить методически ценные моменты, в преподавании технических  дисциплин:

-Изучается поле возможных решений для выданной задачи с привлечением ресурсов патентных фондов (поиск аналогов и прототипов);

-Студенты учатся не только находить признаки (конструкции и способа), но и выявлять связи (увязывать признаки в неразрывную совокупность);

-В процессе работы снимаются междисциплинарные границы и закрепляются связи между различными курсами;

-Тренируются операционное и предметное мышление при изложении технического решения как устройства и как способа;

-Учащиеся овладевают всем спектром поисковых стратегий: от иррациональных (правополушарных) до чисто рациональных, логических, алгоритмических (левополушарных).

Практическое  значение навыков дивергентного  мышления заключается в следующем:

-Техническая дисциплина усваивается как цельный образ;

-Снимается когнитивный диссонанс: студент овладевает критической массой знаний и может самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы по специальности;

-Приобретаются навыки в области принятия творческих решений.

В результате такого подхода осуществляется подготовка инженерных кадров, владеющих технологий, которая обеспечивает техническую  свободу и доступ к неограниченным интеллектуальным ресурсам [4,с.167].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-технический  прогресс, требуя от психологической  науки высокого творческого накала, придает особую значимость двум ее исследовательским ориентациям. Обе  обусловлены тем, что в центр  современного производства - притом не только материального, но и духовного - перемещается диалог между человеком  и компьютером. Социальная практика требует обратиться к психологическим  проблемам компьютеризации учения, труда, общения. Но компьютер не может  стать субъектом этих процессов. Им навсегда останется человек. С  передачей ряда его информационных функций электронным устройствам  возрастает роль непереводимых на формально-логический  (микропроцессорный) язык компонентов его деятельности, порождающих новые культурные ценности, в том числе и сами эти технические устройства. В этой исторической ситуации психология творчества становится важнейшей темой научного творчества в самой психологии. Но это требует от нашей науки новых исследовательских программ, новых теоретических схем, интегрирующих в самой сердцевине психологического познания - его теоретических моделях и эмпирических орудиях - личностное, социальное и предметно-созидательное в общении человека с миром.

Методы  технического творчества, базирующиеся на объективных закономерностях, открытых наукой, являются основой создания новых решений технических задач  с общественной значимостью. Известно множество практических методов  технического творчества, которые различаются  по своей эвристической ценности, уровню разработки, общности применения, четкости определения. Фонд методов  технического творчества постоянно  меняется. Одни найденные методы решения  изобретательских задач становятся стереотипными и используются для  решения других задач аналогичного типа. Некоторые методы технического творчества постепенно разрабатываются  до уровня жесткого алгоритма и становятся методами решения тривиальных технических  задач, причем и сами задачи, решаемые этими методами, становятся тривиальными. Чем более общим является метод  решения изобретательских задач, тем  дольше он сохраняет свои эвристические  свойства.

Развитие  науки и техники, внедрение в  жизнь достижений научно-технического прогресса способствует доказательству самых смелых теорий и выдвижению новых гипотез в этой области. Успехи в изучении творческого мышления дают дополнительные возможности в  процессе развития творческих способностей каждой человеческой личности и общества в целом. И это относится ко всем видам (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество). Изучение творчества, творчествоведение на современном этапе в условиях непростой экономической и социальной обстановки особенно актуально и способно придать человечеству новые силы на пути самосовершенствования и дальнейшего экономического, социального и духовного развития.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ

 

  1. Абульханова, К. А. Деятельность и психология личности/ К.А.Абульханова. - М., 1900.
  2. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование/А.В.Брушлинский. - М., 1989.
  3. Буш, Г.Я. Методы технического творчества/Г.Я.Буш. Издательство «Лиесма», г. Рига, 1982.
  4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/ В.Н.Дружинин. Спб.: Издательство "Питер", 1999.-368 с.
  5. Дункер, К. Психология продуктивного мышления/ К.Дункер. - В кн.: Психология мышления (ред. А. М. Матюшкин). М., 1985.
  6. Иванов, М. А. Научно-исследовательская программа как фактор регуляции межличностных отношений в первичном научном коллективе/М.А.Иванов. Реф. канд. дис. - М., 1982.
  7. Карцев, В. П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований/В.П.Карцев. - М., 1984.
  8. Мейлах, Б. С. Содружество наук и тайны творчества/Б.С.Мейлах. - М., 1978.
  9. Пономарев, Я. А. Психология творчества/Я.А.Пономарев. - М., 1986.
  10. Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1981.
  11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/С.Л.Рубинштейн.- М., 1980.
  12. Тихомиров, О. К. Структуры мыслительной деятельности человека/О.С.Тихомиров. - М., 1979.
  13. Троицкий, Д.А. Современные методы поиска новых технических решений // Вопросы изобретательства/ Д.А.Троицкий. N.4, 1988.
  14. Яковлев, Б.А. Интеллектуальная собственность (создание, правовая охрана и использование объектов промышленной собственности)/ Б.А.Яковлев.Учебное пособие. — Новосибирск: Новосибирский гуманитарный институт, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ДИАЛЕКТИКА ИЗОБРЕТЕНИЯ - ШАГ ЗА ШАГОМ

3-1. Первый шаг. Составить формулировку  ИКР (идеального конечного результата) по следующей форме:

а) Объект (взять элемент, выбранный  в 2-5).

б) Что делает.

в) Как делает (на этот вопрос всегда следует ответить словами «сам», «сама», «само»).

г) Когда делает.

д) При каких обязательных условиях (ограничениях, требованиях и т. п.).

3-2. Второй шаг. Сделать два  рисунка: «Было» (до ИКР) и «Стало»  (ИКР).

Примечания: а) Рисунки могут быть условные - лишь бы они отражали суть «Было» и «Стало». 6) Рисунок «Стало»  должен совпадать со словесной формулировкой  ИКР.

Проверка. На рисунках должны быть все  элементы, перечисленные в 2-За. Если при шаге 2-5 выбрана внешняя среда, ее надо указать на рисунке «Стало».

3-3. Третий шаг. На рисунке  «Стало» найти элемент, указанный  в 3-1а, и выделить ту его  часть, которая не может совершить  требуемого действия при требуемых  условиях. Отметить эту часть  (штриховкой, другим цветом, обводкой  контуров и т. п.).

3-4. Четвертый шаг. Почему эта  часть сама не может осуществить  требуемое действие?

Вспомогательные вопросы:

а) Чего мы хотим от выделенной части  объекта?

б) Что мешает выделенной части  самой осуществить требуемое  действие?

в) В чем несоответствие между  «а» и «б»?

3-5. Пятый шаг. При каких условиях  эта часть сможет осуществить  требуемое действие (какими свойствами  она должна обладать)?

Примечание. Не надо пока думать - осуществимо  ли практически желательное свойство. Назовите это свойство, не беспокоясь о том, как оно будет достигнуто.

3-6. Шестой шаг. Что надо сделать,  чтобы выделенная часть объекта  приобрела свойства, отмеченные  в 3-5?

Вспомогательные вопросы:

а) Покажите на рисунке стрелками  силы, которые должны быть приложены  к выделенной части объекта, чтобы  обеспечить желательные свойства.

б) Какими способами можно создать  эти силы? (Вычеркнуть способы, нарушающие условия 3-1д.)

3-7. Седьмой шаг. Сформулировать  способ, который может быть практически  осуществлен. Если таких способов  несколько, обозначьте их цифрами  (самый перспективный- цифрой 1 и  т. д.). Запишите выбранные способы.

3-8. Восьмой шаг. Дать схему  устройства для осуществления  первого способа.

Вспомогательные вопросы:

а) Каково агрегатное состояние рабочей  части устройства?

б) Как меняется устройство в течение  одного рабочего цикла?

в) Как меняется устройство после  многих циклов? (После решения задачи следует вернуться к шагу 3-7 и  рассмотреть другие перечисленные  в нем способы.)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

 

 

Рисунок 5.1— Структурния схема ТРИЗ для функции решения задач

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.2 - Последовательность поиска новых решений при использовании  различных методов поиска:

а — перебор вариантов методом  проб и ошибок; б — эмпирические методы: мозговой штурм, синектика и  т.д.; в — аналитические методы (систематизация перебора вариантов, морфологический  анализ, метод фокальных объектов, метод Буша); г — направленный поиск решений (ТРИЗ).


Информация о работе Психология творческой деятельности