Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:01, контрольная работа
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…....………...5
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………….……...6
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА…………………...………………………………………………….7
4. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – ОСНОВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………10
5. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………..11
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………22
7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН…………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..………27
Студенты с другими типами репрезентации испытывают определенные затруднения с изобретательством. Это проявляется в том, что они задают вопросы типа "зачем, для чего", в то время, как визуалы задают вопросы типа "что" и "как".
В заключение следует отметить методически ценные моменты, в преподавании технических дисциплин:
-Изучается поле возможных решений для выданной задачи с привлечением ресурсов патентных фондов (поиск аналогов и прототипов);
-Студенты учатся не только находить признаки (конструкции и способа), но и выявлять связи (увязывать признаки в неразрывную совокупность);
-В процессе работы снимаются междисциплинарные границы и закрепляются связи между различными курсами;
-Тренируются операционное и предметное мышление при изложении технического решения как устройства и как способа;
-Учащиеся овладевают всем спектром поисковых стратегий: от иррациональных (правополушарных) до чисто рациональных, логических, алгоритмических (левополушарных).
Практическое значение навыков дивергентного мышления заключается в следующем:
-Техническая дисциплина усваивается как цельный образ;
-Снимается когнитивный диссонанс: студент овладевает критической массой знаний и может самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы по специальности;
-Приобретаются навыки в области принятия творческих решений.
В результате такого подхода осуществляется подготовка инженерных кадров, владеющих технологий, которая обеспечивает техническую свободу и доступ к неограниченным интеллектуальным ресурсам [4,с.167].
Научно-технический
прогресс, требуя от психологической
науки высокого творческого накала,
придает особую значимость двум ее
исследовательским ориентациям. Обе
обусловлены тем, что в центр
современного производства - притом не
только материального, но и духовного
- перемещается диалог между человеком
и компьютером. Социальная практика
требует обратиться к психологическим
проблемам компьютеризации
Методы
технического творчества, базирующиеся
на объективных закономерностях, открытых
наукой, являются основой создания
новых решений технических
Развитие науки и техники, внедрение в жизнь достижений научно-технического прогресса способствует доказательству самых смелых теорий и выдвижению новых гипотез в этой области. Успехи в изучении творческого мышления дают дополнительные возможности в процессе развития творческих способностей каждой человеческой личности и общества в целом. И это относится ко всем видам (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество). Изучение творчества, творчествоведение на современном этапе в условиях непростой экономической и социальной обстановки особенно актуально и способно придать человечеству новые силы на пути самосовершенствования и дальнейшего экономического, социального и духовного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
3-1. Первый шаг. Составить
а) Объект (взять элемент, выбранный в 2-5).
б) Что делает.
в) Как делает (на этот вопрос всегда следует ответить словами «сам», «сама», «само»).
г) Когда делает.
д) При каких обязательных условиях (ограничениях, требованиях и т. п.).
3-2. Второй шаг. Сделать два рисунка: «Было» (до ИКР) и «Стало» (ИКР).
Примечания: а) Рисунки могут быть условные - лишь бы они отражали суть «Было» и «Стало». 6) Рисунок «Стало» должен совпадать со словесной формулировкой ИКР.
Проверка. На рисунках должны быть все элементы, перечисленные в 2-За. Если при шаге 2-5 выбрана внешняя среда, ее надо указать на рисунке «Стало».
3-3. Третий шаг. На рисунке
«Стало» найти элемент,
3-4. Четвертый шаг. Почему эта
часть сама не может
Вспомогательные вопросы:
а) Чего мы хотим от выделенной части объекта?
б) Что мешает выделенной части самой осуществить требуемое действие?
в) В чем несоответствие между «а» и «б»?
3-5. Пятый шаг. При каких условиях эта часть сможет осуществить требуемое действие (какими свойствами она должна обладать)?
Примечание. Не надо пока думать - осуществимо
ли практически желательное
3-6. Шестой шаг. Что надо сделать,
чтобы выделенная часть
Вспомогательные вопросы:
а) Покажите на рисунке стрелками силы, которые должны быть приложены к выделенной части объекта, чтобы обеспечить желательные свойства.
б) Какими способами можно создать эти силы? (Вычеркнуть способы, нарушающие условия 3-1д.)
3-7. Седьмой шаг. Сформулировать
способ, который может быть
3-8. Восьмой шаг. Дать схему устройства для осуществления первого способа.
Вспомогательные вопросы:
а) Каково агрегатное состояние рабочей части устройства?
б) Как меняется устройство в течение одного рабочего цикла?
в) Как меняется устройство после многих циклов? (После решения задачи следует вернуться к шагу 3-7 и рассмотреть другие перечисленные в нем способы.)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок 5.1— Структурния схема ТРИЗ для функции решения задач
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок 5.2 - Последовательность поиска
новых решений при
а — перебор вариантов методом проб и ошибок; б — эмпирические методы: мозговой штурм, синектика и т.д.; в — аналитические методы (систематизация перебора вариантов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, метод Буша); г — направленный поиск решений (ТРИЗ).