Характеристика досуговых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования - дать характеристику досуговых услуг России и других странах.
Задачи исследования:
1. Изучить общественный потенциал досуга;
2. Рассмотреть функции досуга в жизнедеятельности человека;
3. Рассмотреть туризм как специфический вид досуговой деятельности;
4. Познакомиться с досуговыми ценностями в сфере туризма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Представление о содержании культурно - досуговой деятельности...5
1. Общественный потенциал досуга …………………………………………...5
2. Функции досуга в жизнедеятельности человека……………………………8
3. Субъекты культурно - досуговой деятельности и их функции…………..10
Глава 2. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей………………..15
2.1 Туризм как специфический вид досуговой деятельности………………...15
2.2 Досуговые ценности в сфере туризма……………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы …………………………………………..35

Файлы: 1 файл

характеристика досуговых услуг.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Как мы видим, функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека различны. Только в своей взаимосвязи они образуют единое целое рекреационной деятельности.

     Необходимо  отметить, что выделяют разнообразные  критерии классификации рекреационной деятельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:

     - по продолжительности (кратковременные  и длительные виды рекреации);

     - по месту проведения (рекреация  может осуществляться на внутренней  территории страны и за рубежом).

     Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особая социокультурная инфраструктура  в сочетании с особыми природно-климатическими особенностями территорий. Совокупность природных и социокультурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории получило название рекреационный потенциал. В обыденном понимании это – наличие на определенной территории уникальных объектов или ресурсов, например: соли и минералы мертвого моря, грязи, нарзаны, водопады, голубые озера и т.д.

     Таким образом, из вышесказанного можно выделить объект и субъект рекреации. Совокупность природно-климатических и социокультурных условий для рекреационной деятельности человека определяют объект рекреации, а рекреанты (люди), ведущие рекреационную деятельность – субъект рекреации.

     Одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей наряду с  рекреацией и отдыхом является туризм.

     Туризм  как социальный феномен является предметом социологии, которая исследует социальные условия, способствующие перемещению человека и выбора им образа отдыха, направления путешествия, поведение и мотивации людей в различных аспектах: в зависимости от возраста, национальности, социального положения, образования, места проживания, культурных устоев.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Досуговые  ценности в сфере туризма 

     Туризм  представляет собой один  из видов  досуговой жизнедеятельности, в  процессе которой восстановление работоспособности  сочетается с культурно-познавательной, духовно-нравственной, развлекательной  деятельностью. По мнению С. Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества.  Туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга.[ 10, c. 175-176] Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности  входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.

     Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций этого понятия, в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны  проблемы ценностей. Можно выделить три основные формы существования ценностей, переходящих одна в другую. [ 3, c. 232 ]

       1) Общественные идеалы - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

       2) Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

      3) Мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.  

      Другим  социокультурным основанием для  типологии ценностей на уровне индивида может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей индивидов. Витальные – относятся к простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность). Интеракционистские  соответствуют более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми. Социализационные базируются на более сложных потребностях в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном обществе. Смысложизненные соответствуют высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.

     Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с  миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром. Личностные ценности представляют собой устоявшиеся отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов.

      Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности  общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Обладая относительной автономностью от потребностей, они являются источниками смыслообразования, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр желательных преобразований действительности.

      Потребность является наиболее важным компонентом  мотивации. Она является энергетическим источником, движущей силой процесса трансформации внешнего мира. Потребности – очень подвижные, меняющиеся в пространстве и времени явления, в их дифференциации отражаются важнейшие черты жизнедеятельности индивидов.

     Следовательно, потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. 

      Рассмотрение  ценностных ориентаций личности при  изучении туризма является немаловажным. Основными причинами, по которым  люди путешествуют, являются стремление к  получению нового духовного опыта, желание соответствовать социальному статусу, оторваться от рутины и культурно обогатиться. Все они, так или иначе, связаны с существующей системой ценностей общества. Преобладающей в современном обществе является так называемая «западная» система ценностей. Для нее характерен следующий набор терминальных ценностей: красивый внешний вид, любимая работа, высокий доход, возможность профессионального роста,  наслаждение жизнью,  самореализация,  стремление нравиться другим, самостоятельность. Многие из них могут быть реализованы лишь в условиях качественного и разнообразного досуга.

      Современный досуг несет на себе печать постиндустриального  общества, черты которого пронизывают  всю повседневную жизнь человека. Б. Фаулер, говорит о переориентации ценностного сознания современного человека, благодаря которому происходит сдвиг ценностей труда к самоценности досуга.

     Прежде  чем приступить к более детальному рассмотрению досуговых ценностей, реализуемых в сфере туризма, уместно будет рассмотреть формы досуговой деятельности. Именно они являются маркерами выделения основополагающих досуговых потребностей. Под формами досуговой деятельности понимается совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку. Среди них можно выделить следующие.

     • Отдых, т.е. процесс восстановления психофизиологического баланса человеческого организма. Соответствующая реабилитация физических и умственных сил, восстановление способности человека к трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, наоборот, активной деятельностью: прогулки и другие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учреждений, физические упражнения, танцы и т.д.

     • Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепровождения, которая внешне близка к отдыху, но содержательно вполне самостоятельна. Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функциональное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от усталости, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повседневности, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотношении «усталость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработающей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствующих социальных условиях нередкую специфическую социально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т. п. Особенно злободневной эта ситуация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного свободного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудоспособного населения.

  • Досуговое общение, т.е. свободное (добровольческое) межличностное взаимодействие, осуществляемое с помощью живой или письменной 
    речи, мимики, и предполагающее, как правило, обратную связь. С позиции общаемости все виды досуговой деятельности могут быть подразделены на: облигатные, существующие лишь на базе общения (беседы, переписка, прием и посещение гостей); факультативные, с возможной, но не обязательной общаемостью (прогулки, просмотр телепередач, посещение зрелищ и т.д.); солитарные, не предполагающие или даже прямо исключающие общение (чтение, музицирование).
  • «Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослушивания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, выставок, концертов и т. д.
  • Игровая деятельность, т. е. «свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений». Ставя 
    человека в режим соревновательности, нередко имитируя в условной форме «острые», в том числе и опасные для жизни ситуации, мобилизуя физические и психологические (интеллектуальные и эмоциональные) ресурсы человека, на «грани фола» сочетая нормативно-допустимое и инновационное в поведении, игра возбуждает многообразные переживания, способствует смене впечатлений, общей «встряске» как самих играющих, так и наблюдающих («болеющих») за игрой.
  • Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая деятельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товарной или бытовой ценности: содержание комнатных животных, разведение цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художественное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общественная работа и т. д. Своей нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципиально отличен от него фактом заинтересованности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товарной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может.

     Таким образом, досуговые ценности   - это  предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга. Их, как  и все прочие, можно разделить на материальные и духовные. К материальным досуговым ценностям относятся объекты  природной и социокультурной среды, обладающие ценностно-смысловой значимостью для досуговой деятельности человека. К духовным досуговым ценностям относится совокупность терминальных ценностей, которые оказывают значимое  влияние на реализацию витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных потребностей в сфере досуга. В качестве этих ценностей выступают здоровье, познание, общение, саморазвитие, развлечения и т.д.

     Эти досуговые ценности по-разному реализуются  различными социальными субъектами, а характер проведения досуга, в свою очередь, является одним из основных факторов, воздействующих на предпочтение различных видов туризма. В настоящее время туризм является устойчивым элементом досуговой активности личности. Такую популярность туризма можно обосновать тем, что в современном обществе он приобрел массовый характер. Интенсивные международные контакты, как на уровне государств, так и на уровне индивидов, коммуникация посредством сети электронной почты и мобильных телефонов, бронирование отеля, билетов на транспорт, заказ других услуг посредством сети Интернет стали типичными в социальной практике миллионов людей во всем мире.  Можно говорить о том, что туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба.

     Доминирующее  положение туризма в досуговых  предпочтениях в сфере духовной жизни поколений связана с многообразием мотивов, которые оказывают влияние на выбор такого вида досуга у различных групп людей. Исследователи по-разному группируют мотивы туристов. Одни исходят из различия видов мотивации (Р. Макинтош, Ф. Пирс), другие – из различия потенциальных туристов (С. Плог). Эти классификации объединены общей целью - изучить и структурировать потребности туриста, его мотивацию, что позволит улучшить качество туристского обслуживания, применять индивидуальный подход к туристам.

     На  протяжении всей истории существования  туризма его потребности трансформировались. Так, в советские времена туризм и путешествия связывались не только с ожиданиями необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, но и с восприятием исторической и природно-эстетической реальности. Можно сказать, что преобладали культурные и психологические мотивы, люди путешествовали, чтобы познакомиться с культурой других стран, посмотреть на мир, отдохнуть от рутины и привычного ритма жизни. Сейчас туристы, помимо знакомства с культурой другой страны, стремятся больше узнать о быте людей, повседневной жизни, привычках, обычаях, традициях. Популярными стали поездки в другие страны во время национальных праздников, карнавалов. Туристов интересует внутренняя сторона жизни людей в других странах. Сегодня туризм в России, как и в остальном мире, превращается в индустрию «квантированных» удовольствий, которые подразумевают не столько культурные, сколько чисто физиологические аспекты потребления. Если прежде туризм ассоциировался с ценностью рискованного, но культурно насыщенного путешествия, то в современных условиях он превращается в систему фокусированного получения физиологических удовольствий (так называемое, «обслуживание», которое занимает первую позицию по значимости в туристической программе).

Информация о работе Характеристика досуговых услуг