Характеристика досуговых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования - дать характеристику досуговых услуг России и других странах.
Задачи исследования:
1. Изучить общественный потенциал досуга;
2. Рассмотреть функции досуга в жизнедеятельности человека;
3. Рассмотреть туризм как специфический вид досуговой деятельности;
4. Познакомиться с досуговыми ценностями в сфере туризма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Представление о содержании культурно - досуговой деятельности...5
1. Общественный потенциал досуга …………………………………………...5
2. Функции досуга в жизнедеятельности человека……………………………8
3. Субъекты культурно - досуговой деятельности и их функции…………..10
Глава 2. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей………………..15
2.1 Туризм как специфический вид досуговой деятельности………………...15
2.2 Досуговые ценности в сфере туризма……………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы …………………………………………..35

Файлы: 1 файл

характеристика досуговых услуг.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Субъекты  культурно-досуговой деятельности и их функции
 
 

     Важнейшими  компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

     Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организации. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

     Индивидуальные  субъекты культурно-досуговой деятельности подразделяются на:

     1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:

  • самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятельно-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Самодеятельными субъектами выступают многочисленные любители охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;
  • субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предоставляют им такие возможности;

     2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

  • руководящий состав профессиональных организаторов досуга ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и В целом социокультурного сервиса. Представители этой группы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
  • профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации – представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией – артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;
  • высококвалифицированные работники и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;
  • рядовые исполнители и производители услуг в области досуга – работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;
  • вспомогательный персонал - технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незримые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие тепла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещениях, надежную работу техники и др.;
  • представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;
  • лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

     Имеется несколько подходов к классификации  коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.

     Форма собственности предприятий  и учреждений досуга (на примере организаций Российской Федерации):

  • учреждения федеральной собственности;
  • учреждения субъектов РФ;
  • учреждения муниципальной собственности;
  • организации частной собственности физических или юридических лиц.

     Разновидность деятельности и вид  культурно-досугового продукта предприятий  и учреждений досуга:

  • производящие товары и продукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и др.);
  • оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);
  • осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

     Целевая направленность предприятий  и учреждений досуга:

  • культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;
  • отдых и развлечение аудитории.

     Способ  хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:

  • коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
  • некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
  • смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ТУРИЗМ  КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ  ЦЕННОСТЕЙ

    2.1 Туризм как специфический вид досуговой деятельности 
     

     Процесс развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой и в виде общественного производства. Одна из необходимостей этого взаимодействия – восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим процессам и целям отвечает туризм.

     К исходу XX столетия туризм стал нормой жизни современного человека. В современном мире туризм является одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей населения, и в настоящее время приобретает массовый характер. Это произошло благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, охватывающей не только обмен товарами и капиталом, но и услугами.

     Согласно  Р. Ланкуаре, время, которым располагает  человек в течение своей жизни, можно классифицировать следующим  образом.

        1. Время социальное и время личное: социальное время – время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время – это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.
        2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время – это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе – это время, посвящаемое восстановлению сил.
        3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.
        4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое – это время по календарю и четко организованному расписанию, второе – это время не спланированное.[ 6, c. 56 ]

      Выражение «свободное время» впервые появилось  лишь в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.

     До  сих пор в отечественной и  зарубежной литературе вопрос о границах свободного времени и досуга является дискуссионным. Одни исследователи  считают понятие «досуг» синонимом  слова «свободное время». Другие выделяют досуг как часть свободного времени. Г.И. Минц утверждает, что к «досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям не относятся к досугу, но являются частью свободного времени».[ 7, c. 4]

     Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования  или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вместе с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя».

     Из  сказанного выше следует, что свободное  время и досуг играют очень  значимую роль в жизнедеятельности, как отдельных людей, так и  общества в целом.

     Итак, существуют разнообразные представления  о категориях «свободного времени» и «досуга».

     В настоящее время необходимым  условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения самого производства, наряду с досугом, является такой избирательный вид деятельности как рекреация.

     В зависимости от выполняемых функций  в процессе воспроизводства жизненных  сил человека рекреацию можно  подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни выделить четыре вида рекреационного времени.

  1. Инклюзивное – в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц – психосоматическое расслабление). Это время простого комплексного восстановления сил.
  2. Ежедневное – в конце рабочего дня. Компенсаторно-расширенное восстановление сил.
  3. Еженедельное (уик-энд) – в конце рабочей недели. Расширенно-компенсаторное восстановление сил.
  4. Отпускное – в конце рабочего года. Расширенное восстановление.

Информация о работе Характеристика досуговых услуг