Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:29, контрольная работа
Цель исследования - дать характеристику досуговых услуг России и других странах.
Задачи исследования:
1. Изучить общественный потенциал досуга;
2. Рассмотреть функции досуга в жизнедеятельности человека;
3. Рассмотреть туризм как специфический вид досуговой деятельности;
4. Познакомиться с досуговыми ценностями в сфере туризма.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Представление о содержании культурно - досуговой деятельности...5
1. Общественный потенциал досуга …………………………………………...5
2. Функции досуга в жизнедеятельности человека……………………………8
3. Субъекты культурно - досуговой деятельности и их функции…………..10
Глава 2. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей………………..15
2.1 Туризм как специфический вид досуговой деятельности………………...15
2.2 Досуговые ценности в сфере туризма……………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы …………………………………………..35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный университет
Естественно – географический факультет
Кафедра
сервиса и туризма
Контрольная работа
«Характеристика
досуговых услуг»
Специальность
– 230500 – Социально-культурный сервис
и туризм
Оценка:______________
_________________(____________
Рязань, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Представление о содержании культурно - досуговой деятельности...5
Глава 2. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей………………..15
2.1 Туризм как специфический вид досуговой деятельности………………...15
2.2 Досуговые
ценности в сфере туризма………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы …………………………………………..35
Введение
В
повседневной жизни досуговая активность
выполняет множество различных
функций рекреационно-
Актуальность данной работы - досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение.
Цель исследования - дать характеристику досуговых услуг России и других странах.
Задачи исследования:
Объект исследования – досуговые ценности.
Предмет исследования – туризм как сфера реализации досуговых ценностей.
Практическая значимость исследования – использование материалов исследования при организации досуга.
Исходные материалы для исследования – работы таких авторов, как Воронкова Л.П., Зорин И.В., Квартальнов В.А..
Данная
работа состоит из 35 страниц: введения,
основной части из 2-х глав, заключения,
списка литературы из 11 источников .
Человечество длительный период шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга. В прошлом общественный потенциал досуга нередко осмыслялся через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представлений о человеке, которые приобретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. В культурах Древнего мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а следовательно, как регулятор общественных отношений, включая и отношения в процессе досуга. Вопрос ставился следующим образом: если цель досуга - конструктивные задачи и общественно значимые ценности, он и для личности приобретает позитивный характер.
В
эпоху Просвещения в
Ныне очевидно, что западноевропейская культура не смогла сохранить конструктивный характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обратилось к иным ценностям – к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям.
Современный человек чаще рассматривает досуг как личное достояние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досуговая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздоровительные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, философии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские занятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить индивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих продуктивно-волевых возможностях.
Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти подчас скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратимся к общественной значимости досуговой деятельности.
Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, связанные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и разнообразием социальных связей, индивидуальные потребности превращаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осознает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно обращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рекреационным традициям (большинство которых носит коллективный характер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.
Современное
общество рассматривает досуговую
деятельность как самостоятельную сферу
жизнедеятельности, которая тесно пересекается
с такими важными сферами, как спорт и
путешествия, религия и искусство, семейно-родственные
отношения и быт, система социальных коммуникаций
и практика массовых зрелищ, индивидуальные
пристрастия и увлечения. По мере развития
культуры свободное время и досуг также
эволюционировали, интегрируя технические
новинки, осваивая более эффективные организационные
технологии.
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.
Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.